|
|
Обзор подготовлен
Продолжающееся развитие рынка электронного документооборота и рост внимания к защите данных, пересылаемых в цифровом виде, как со стороны бизнеса, так и со стороны регуляторов, стимулируют продвижение технологий электронно-цифровой подписи во все отрасли экономики. Тем не менее, пока большая часть подобных намерений остается декларативной, а компании ждут "перезагрузки" этого сектора.
Использование электронной цифровой подписи с каждым годом находит все большее применение. Принятый в 2002 году закон об ЭЦП дал правовую основу для перехода на безбумажную технологию. В соответствии с требованиям законодательства шло внедрение систем сдачи налоговой отчетности и отчетности в пенсионный фонд РФ, внедрялись системы дистанционного банковского обслуживания, переводились в электронный вид аукционы и тендеры, включая государственные закупки. В конце 2009 года в госдуму был внесен проект нового закона "Об электронной подписи". По замыслу авторов, он должен сделать использование электронной подписи более доступным. Тем не менее, неочевидно, что только это сдерживает развитие ЭЦП в России.
Сегодня применение технологии ЭЦП является вполне реальным и доступным для значительного числа людей. Этому в значительной мере способствовало широкое распространение банковских систем по обслуживанию клиентов, систем сдачи отчетности. Начинает формироваться понимание того, что использование подписей может существенно облегчить обмен и хранение документов, а вновь принимаемые законодательные акты лишь ускоряют этот процесс.
Как и в предыдущие годы, на первом месте – системы сдачи отчетности. В уходящем году фактически все ведомства, принимающие ту или иную отчетность у юридических лиц, предоставили им возможность отчитываться в электронном виде. На первом месте по внедрению таких решений – Федеральная налоговая служба. Интенсивно развивается система сдачи отчетности в пенсионный фонд, который стабильно удерживает по популярности второе место. По степени охвата свыше половины налогоплательщиков отчитываются в электронном виде, а в ПФР сдают отчеты свыше трети страхователей. Подключились к этому виду отчетов ФСС, Росстат и некоторые другие ведомства.
Второе направление, получившее значительное развитие именно за прошедший год – электронные торги по государственным закупкам. Этот год прошел под знаком активной подготовки к повсеместному переходу к электронной торговле, так как с 1 января 2011 года все государственные учреждения будут обязаны производить закупки только на электронных торговых площадках.
Развивается применение ЭЦП и в сегменте В2В. В плане охвата сегментов электронного бизнеса Россия начинает "догонять" развитые западные страны. По мнению Алексея Сабанова, заместителя генерального директора "Аладдин Р.Д.", кроме указанных направлений активно развиваются электронное правосудие, здравоохранение, социальные льготы и трансграничная торговля.
Владимир Смирнов, генеральный директор компании "Сигнал-Ком", считает, что принятые законодательные акты дали толчок к появлению сервисов межкорпоративного юридически значимого электронного документооборота, а также совершенно новых для нашего рынка сервисов электронного нотариата.
Расширение сферы применения ЭЦП не может происходить без поддержки на законодательном уровне. Основополагающим законодательным актом на сегодняшний день является 1-ФЗ "Об ЭЦП". В его развитие за последнее время было принято большое количество законов и подзаконных актов, направленных на реализацию задачи по созданию электронного правительства. Среди них можно отметить такие, как № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (изменения внесены в 26 законов), № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ" и др.
Правда, принятие основополагающих законов еще не означает немедленное претворение их в жизнь. Василий Овчинников, эксперт компании ЭОС, считает, что пока стоит говорить больше об ожидании выхода законодательных актов, чем об уже вышедших и вступивших в силу. Так, 229-ФЗ появился некоторое время назад и подогрел уже существенно повышающийся интерес к использованию цифровых подписей. Реализация же его, возможно, будет после принятия подзаконных актов органами исполнительной власти.
В то же время, существуют и иные мнения. В частности, Павел Плотников, руководитель департамента продвижения решений и продуктов корпорации "Элар", считает, что существенного развития в применении ЭЦП на данный момент не наблюдается по той простой причине, что действующий закон "Об ЭЦП" не смог обеспечить правовые условия для широкого применения цифровой подписи.
После длительных обсуждений на законодательном уровне было принято решение о возможности использования в электронном виде документа, который является основанием для исчисления налога на прибыль и НДС – счета-фактуры. При этом все равно остался ряд оговорок, отдающих решение об использовании этого документа в электронном виде на откуп хозяйствующих субъектов и на их договоренность между собой.
Эксперты считают, что от принятого закона в выигрыше окажутся и государственные, и частные компании. В России на настоящий момент ежегодно оформляется более 20 миллиардов счетов-фактур помимо сотни миллиардов страниц договоров, счетов, актов, соглашений и тому подобных документов. До принятия этого решения разрешение хранить в электронном виде с ЭЦП остальные первичные бухгалтерские документы мало кого интересовало – в любом случае, обмен бумажными документами был необходим – в налоговом кодексе была четко зафиксирована обязанность выставлять счет-фактуру на бумажном носителе. Это делало невозможным использование полноценного документооборота с контрагентами.
Одним из обязательных условий перехода на электронные формы является использование ЭЦП, что, тем самым, увеличивает ее необходимость и ценность для предприятий. Если раньше большинство компаний применяли ЭЦП лишь для предоставления отчетности, то с будущего года открывается возможность использовать ее в безбумажном документообороте со своими контрагентами.
Тем не менее, в принятом законе ничего не говорится о том, как хранить эти счета-фактуры, хотя проблема длительного хранения подписанных документов – одна из самых существенных при использовании ЭЦП. Она носит и технический, и юридический характер. Это связано с периодом действия сертификатов: по действующему закону подпись может быть признана действительной и после истечения срока действия при соблюдении определенных условий, в частности, при использовании механизма штампов времени. Но и этот механизм основан на работе с сертификатами, также имеющими пусть и более долгий, но ограниченный срок действия. По мнению специалистов компании ЭОС, пока не появятся возможности для законной реализации длительного хранения (например, техническое переподписание документов) с сохранением юридической значимости, все остальные решения следует рассматривать весьма скептически.
Выше отмечалось, что в государственной думе готовится ко второму чтению новый закон об электронной подписи. Он в значительной степени отличается от действующего, и многие понятия трактует иначе. Среди специалистов в области использования ЭЦП споры вокруг проекта нового закона начались еще на стадии его подготовки. В частности, свои замечания к законопроекту в совместном письме опубликовали компании "Топ-кросс", "Инфотекс", "Сигнал-КОМ".
В случае же его принятия необходимо обеспечить правопреемственность существующих порядков, чтобы не парализовать уже налаженные процессы. Одновременно с этим законопроект в данной его редакции все также остается законом непрямого действия и не решает основную проблему начала использования ЭЦП: необходимости подписания сторонами соглашения, где было бы определено, как и в каком виде считать документы подписанными, а цифровые подписи верными.
Алексей Сабанов считает, что обсуждаемый законопроект в части применения электронной подписи не несет никаких революционных мотивов, особенно для государственных органов. В ней имеется некоторое послабление на применение разных видов подписи. Причем если область применения усиленной подписи ясна, то где использовать простую подпись - на сегодняшний день не совсем понятно. Например, на западе простая подпись (в терминах законопроекта) практически не применяется.
Главный риск при использовании ЭЦП – человеческий фактор - заключается в получении доступа постороннего лица к секретному ключу владельца. Для этого сегодня не требуется даже физического доступа к носителю – существуют "шпионские" программы, которые научились похищать секретные ключи из оперативной памяти компьютера. Именно на этом основываются многочисленные хищения денежных средств в различных системах. Для снижения этих рисков разработаны специальные носители с криптографией "на борту" и уже началось их внедрение.
Отдельного упоминания заслуживают юридические риски. К сожалению, сегодня само использование цифровой подписи – риск для бизнеса. До сих пор существующие законодательные акты регламентируют ее применение, а признание значимой слишком расплывчато и неявно. Как следствие, в случае судебного разбирательства всегда есть риск того, что подпись, казалось бы, сделанная с учетом всех существующих правил, будет признана недействительной в силу различного толкования этих самых правил. Для снижения этого риска контрагентам очень важно заранее определить понятие ЭЦП, описать все документы и их машинное представление, регламентировать процедуры разбора конфликтных ситуаций. В противном случае в суде никто не станет разбираться с непонятным набором данных и всей спецификой технических форматов.
Еще один риск, который отмечают эксперты, связан с ограничением срока действия ЭЦП. Если в организации по каким-то причинам не успели "переподписать" документы, то они потеряют юридическую силу, а признание документов, сертификат подписи которых уже истек, юридически значимыми - весьма опасная практика.
Летом 2010 года произошла "тихая электронная революция". 27 июля 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал свыше пятидесяти законов, среди которых четыре, о которых уже говорилось выше, оказывают непосредственное влияние на применение ЭЦП. Законодательные акты приняты в развитие программы "Электронное Правительство", что означает, что эта программа получила необходимый законодательный импульс. Очень важно, чтобы дальнейшее развитие законодательства давало равные "права" как обычным документам, так и документам в электронном виде, не делая между ними жестких разграничений.
В связи с этим можно говорить о том, что перспективы использования электронно-цифровой подписи являются самыми обширными. Помимо применения ЭЦП в сферах B2B и G2B прогнозируется ее распространение и на рынке G2C, чему будет активно способствовать развитие услуг электронного правительства и его фронт-офиса - портала государственных услуг. ЭЦП в этих системах будет применяться там, где возможны правовые последствия, а также как средство подтверждения авторства, неотказуемости и обеспечения целостности передаваемой информации.
Необходимо решать вопрос и о создании единого пространства доверия, о чем говорилось неоднократно, но каких-либо действий на законодательном уровне до сих пор нет. Создание же ведомственных систем с различными требованиями как к удостоверяющим центрам, так и к сертификатам, пока отрицательно сказывается на возможности решения этой проблемы.
Михаил Абрамзон