|
|
Обзор подготовлен
Ситуация вокруг применения электронно-цифровой подписи в России напоминает погоню за миражем в пустыне. Пользователи и вендоры СЭД прожили несколько лет при почти неработоспособном старом законе об ЭЦП и готовятся к новому этапу – но уже без особого энтузиазма.
В 2011 году был принят федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и утверждены правила обмена электронными счетами фактурами, которые вступят в силу с 1 июля 2013 года. Параллельно с этим в стране появились несколько нормативных актов, призванных обеспечить работоспособность нового закона. Речь идет о приказе Минфина РФ от 25 апреля 2011 г. N 50н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам в связи с применением электронной цифровой подписи», приказе Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/169 «Об утверждении порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы». Кроме того, и о зарегистрированном 11 апреля 2012 года приказе ФНС № ММВ-7-6/138 «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде». Специалисты юридических отделов вендоров, опрошенные CNews, в большинстве своем согласились, что в целом, за этот период сформировалась нормативная база для юридически значимого обмена.
На текущий момент законодательно определены три вида электронной подписи – простая, неквалифицированная и квалифицированная. Согласно закону «Об электронной подписи», для организации ЮЗЭДО можно использовать любой из трех видов электронной подписи. Однако на практике в соответствии с приказом Минфина РФ о порядке обмена электронными счетами-фактурами, при организации обмена электронными документами между юридическими лицами будет использоваться только квалифицированная подпись. Использование этого вида подписи освобождает участников обмена от необходимости заключения соглашения, но требуется совместимое ПО. Два других вида подписи могут использоваться лишь с определенными оговорками. При этом открытыми, как объясняет Иван Агапов, аналитик Directum, остаются вопросы архивного хранения электронных документов, а также проблема поддержания действительности электронной подписи.
“Максимальный срок действия сертификата ключа проверки ЭЦП, выданного сертификационным центром, составляет 1год. Таким образом, с истечением срока действия сертификата он становится недействительным, и возникает вопрос действительности электронной подписи, которая была подтверждена данным сертификатом. Вопрос сводится к определению действительности сертификата на момент установки электронной подписи. Усиленная электронная подпись (и ЭЦП в том числе) не позволяет однозначно подтвердить данный факт, поэтому для доказательства можно использовать усовершенствованную электронную подпись, т.е. при подписании документа электронной подписью проставлять штамп времени и результат проверки действительности сертификата на момент установки подписи”, - отмечает слабые места законодательства эксперт.
Ему вторит и Андрей Свиридов, заместитель директора по развитию бизнеса ЕСМ компании TerraLink: "Например, в новом законе есть требование о том, что перед подписанием документа пользователь должен его открыть на экране для просмотра. Когда речь идет о контракте, то это требование выглядит разумным. А если речь идет о подписании счетов-фактур, и их необходимо подписать 200 штук в день каждому сотруднику, то это как будет работать? Или если электронные счета-фактуры сгенерированы автоматически ERP-системой на основании данных, хранящихся в этой системе. Что в этом смысле даст просмотр документа пользователем перед его подписанием? В лучшем случае, это будет формальностью, а через 1 неделю работы пользователь просто потребует от администратора отключить функцию просмотра”.
Также он отмечает, что западные решения по межкорпоративному обороту бизнес-документов предусматривают не применение ЭЦП человеком, а использование выделенного сервера для массового применения ЭЦП к сгенерированным документам в автоматическом режиме. В России такая постановка вопроса может вызвать у иных сотрудников службы безопасности просто шок от открытия новых возможностей.
По статистике, представленной в недавнем исследовании AIIM, примерно 40% западных компаний до сих пор не широко применяют ЭЦП, а те, кто все же начал ее использовать, продолжают в половине случаев применять физическое подписание документов со всеми вытекающими задержками в делопроизводстве. Тем не менее, эти показатели занижены – эксперты считают, что цифра, как минимум, составляет 30%, потому что большинство сотрудников не понимают самого смысла цифровой подписи и ее назначения.
Причина состоит в том, что ЭЦП не может работать без наличия инфраструктуры: сначала документы должны стать цифровыми, и организация должна полностью внедрить электронный документооборот, а уже затем поверх него можно внедрять ЭЦП. Структура бизнеса в странах США и Европы такова, что подавляющее большинство предприятий – малые и средние, с небольшим числом сотрудников. Следовательно, очевидно, что внедрение электронных документов в таких организациях чаще всего лишено всякого смысла и тем более сложно там постоянно применять ЭЦП.
Россия, естественно» "не отстает" от западных коллег. По оценкам Михаила Потапенко, руководителя департамента продаж программного обеспечения Cognitive Technologies, количество организаций, не использующих цифровую подпись, превышает зарубежные 40% и достигает в России отметки в 85-90%, а те же, кто пользуются ЭЦП, делают это исключительно по указанию руководства. Вместе с тем эксперт знает, что существуют области, в которых использование электронной подписи уже в обиходе: например, при взаимодействии банка и клиентов, налоговой службы с юридическими лицами, торговых операциях на электронных площадках.
У Арама Пахчаняна, вице-президента и директора департамента продуктов для ввода данных компании ABBYY, еще более сдержанные оценки распространенности ЭЦП. По его словам, использование ЭЦП очень фрагментарное - менее 10% организаций, не относящихся к финансам и госсектору, взяли за принцип работать с ЭЦП. Тем не менее, считает он, если в статистике игнорировать факт требования ЭЦП со стороны госорганов, то количество предприятий, частично использующих ЭЦП, может оказаться довольно значительным и в России. С учетом структуры российской экономики с преобладанием крупных предприятий это может быть около 40%. Зарубежную действительность эксперт считает успешной, поскольку сухой остаток в 60% по исследованию AIIM — это цифра, говорящая о больших успехах на ниве внедрения ЭЦП.
“Несмотря на наличие столь сильных игроков, стимулирующих использование ЭЦП, динамика внедрения меняется несущественно в сравнении с динамикой предыдущих лет, - знает Василий Овчинников, начальник отдела по информационной безопасности ЭОС. - Организации просто не хотят ввязываться в авантюру с электронными подписями”. Под авантюрой эксперт понимает тот факт, что отечественные законы, определяющие возможность и сферу применения ЭЦП, противоречивы, неполны и допускают множественное толкование. Если, по его словам, добавить к этому весьма ощутимые начальные затраты на внедрение, которые выше чем за рубежом по целому ряду причин, можно обнаружить, что ЭЦП у нас начинают использовать лишь тогда, когда это навязывается извне или приносит очень существенное снижение затрат на документооборот.
По мнению компаний, работающих на рынке СЭД, в России инфраструктура для ЭДО с использованием ЭЦП находится на самом начальном этапе. В данный момент на рынке есть несколько игроков, растет их количество, увеличиваются объемы работы, которые связаны с популяризацией этого направления, но все проекты находятся на стадии зарождения из-за нерешенных вопросов роуминга сертификатов ЭЦП между операторами, архивного хранения юридически значимых документов и их форматов. Кроме того, существует еще одна задача, которую нужно решить самим операторам - это взаимодействие с ФНС.
Пока же сейчас вендоры активно продвигают идею повсеместного использования ЭЦП и уже добились некоторых успехов. Михаил Потапенко относит к ним возможность обмена счетами-фактурами в электронном виде. Тем не менее, многие процессы в документообороте сегодня требуют наличия бумажной версии документа, например, кадровые документы.
Как отмечает Василий Овчинников, прямое сравнение российской действительности с западными странами выглядит не всегда корректным: в том же ЕС процент использования электронной подписи очень варьируется и зависит от действующих законов, разрешающих или запрещающих использование электронной подписи, поскольку в европейских странах есть ограничения на виды документов, которые могут существовать только в электронном виде.
Если же говорить о США, то там ситуация несколько иная – инфраструктура документооборота (включая регулирующие документооборот законы) там весьма хорошо развита. Например, в большом количестве штатов факс является вполне себе документом, что не всегда можно сказать об электронной копии, подписанной ЭЦП. “Соответственно, если для организации непринципиальны расходы на хранение документации или ее устраивает уровень безопасности, обеспеченный более простыми механизмами, ЭЦП не внедряется просто потому, что это не особенно необходимо или не даст существенного снижения расходов на документооборот”, - отмечает специалист.
Все опрошенные специалисты отмечают, что вендоры уже давно включили возможность проставления ЭЦП в свои продукты так или иначе связанные с документооборотом - обеспечивают совместимости с популярными или необходимыми механизмами, работающими с ЭП (такими как, например, СМЭВ), создают продукты на молодых с точки зрения электронного документооборота платформах (таких как планшеты, работающие под управлением iOS, Windows 7, Android), повышают качество существующих продуктов.
Впрочем, как замечает Арам Пачханян, вендоры ведут себя достаточно пассивно, за исключением специализированных организаций, бизнес которых состоит в продаже решений на основе ЭЦП. “Эти организации даже создали объединение, цель которого – пропаганда электронной цифровой подписи, создание механизмов взаимного доверия между различными авторизационными центрами, унификация форматов передачи информации для того, чтобы клиенты могли пользоваться одним и тем же набором услуг независимо от того, какой конкретный механизм ЭЦП они применяют. Государство уже проделало определенные усилия по созданию правового поля для ЭЦП, теперь его задача – стимулирование механизмов внедрения ЭЦП через всевозможные нормативные требования”.
Андрей Свиридов констатирует, что многие известные на рынке компании буквально ежемесячно проводят семинары и круглые столы, посвященные преимуществам юридически значимого документооборота, но основным же камнем преткновения сейчас является непроработанное взаимодействие с проверяющими и судебными органами при предоставлении электронных документов, подписанных ЭЦП. От того, насколько быстро государство откликнется на запросы бизнеса в этой сфере, и будет зависеть перспектива ЭЦП в России. “Долгое время существовала надежда, что выход нового закона что-то существенно изменит в противоположную сторону. Увы, этого не случилось – закон получился неточным и противоречивым, а значит - неприменимым в полном объеме корректным образом, - сожалеет Василий Овчинников. - Если мы хотим полноценного перехода на электронный документооборот, то это надо исправлять, работая системно над каждым из существующих проблемных мест. Ключевое слово – «системно», потому что если изменения будут хаотичными в различных областях регулирования документооборота, то это лишь вызовет повышение рисков для и так рискующих при использовании электронной подписи компаний и еще больше увеличит неопределенность и страх перед, в сущности, несложным и удобным механизмом создания юридически значимых электронных документов”.
Пока эксперты не готовы давать какие-либо четкие прогнозы. Понимания, будет ли что-либо изменено в наших законах, ни у кого нет, а, не имея его, говорить о перспективах никто не хочет. Тем не менее, игроки солидарны в одном: если существующие противоречия не будут решены, то никакой существенно положительной динамики перехода на электронный документооборот с ЭЦП мы не увидим. От государства требуется постоянный и глубокий анализ требований бизнеса в новых условиях и безостановочная адаптация законодательства к потребностям такой важной для нас всех области, как придание электронному документу юридической силы.
Михаил Демидов