|
|
Обозрение подготовлено
Позиции основных игроков российского серверного рынка остаются относительно стабильными. В целом ситуацию можно охарактеризовать как статичную и говорить о каком-либо серьезном обострении борьбы за лидерство между ключевыми вендорами пока преждевременно. Однако в ряде сегментов конкуренция между ведущими производителями все же ощущается, а в иных даже имеет тенденцию к усилению.
Предыдущий год российский рынок серверов был отмечен двумя главными трендами – постепенным падением интереса со стороны потребителей к продукции noname, а также ростом спроса на технику ведущих мировых производителей. В то же время российские вендоры, контролирующие более четверти рынка, пока твердо "держатся за свое". Они строят большие планы и не собираются сдавать позиции "без боя". Хотя боя-то как раз не происходит. Основная конкурентная борьба (при, в общем-то, не сильном накале), сейчас происходит в таких сегментах, как выпуск более сложной техники с новыми потребительскими качествами, производство недорогих систем начального уровня и предоставление клиенту своевременного качественного сервисного обслуживания.
Действительно ли российские заказчики все больше склоняются к продукции западных вендоров, а производители сдают свои позиции? Пока ситуация далеко не так однозначна. "Старые" игроки российского серверного рынка из числа иностранцев, безусловно, занимают значительную долю. Однако и им, и уж тем более новичкам крайне сложно расширять свое присутствие. Во всяком случае, для успешного продвижения необходимо не просто декларировать свое желание, но вкладывать огромные средства. "Скажем, Dell вышла на российский рынок серверных систем сравнительно недавно – в середине 2007 года. Разумеется, она заняла определенную нишу – в настоящий момент доля ее продукции составляет по приблизительным подсчетам около 5-6%. Но дальнейший рост для концерна будет чрезвычайно сложен, в первую очередь, потому, что он потребует серьезных инвестиций – в маркетинг, партнерские сети, сервис. Они, конечно же, должны быть несравнимо большими, чем сейчас, ибо по-другому добиться заявленной 12-процентной доли рынка будет невозможно, – приводит пример Ренат Юсупов, старший вице-президент по технологиям компании Kraftway. – Большим должно быть и количество сотрудников, "выделенных" на серверное направление. К тому же все "маркетинговые заявления" о поглощении определенной части серверного рынка основаны на общих соображениях о его глобализации и, в то же время, существенном уменьшении локальных мелких сборщиков. Но в российских "специфических" условиях это "не работает", и даже агрессивная демпинговая модель вхождения "в рынок" (обычная практика Dell) вряд ли в перспективе даст какие-то положительные результаты".
Несравнимо лучше, чем у Dell, дела обстоят у НР, которая демонстрирует в серверном сегменте наиболее устойчивые позиции, являясь, по сути, безоговорочным лидером с долей более 35%. Как отмечают эксперты, такой показатель можно признать по-настоящему высоким. А потому на дальнейший рост НР вряд ли стоит рассчитывать – удержать бы достигнутое.
Некоторое "несоответствие" в положении дел на российском серверном рынке наблюдается у другого "гранда" – IBM (номер два на российском рынке серверов). Обладая большим представительством (более тысячи человек) и не стесняя себя в инвестициях, компания имеет долю в пределах всего 15-18%. Это, конечно, несоизмеримо мало по отношению к тем вложениям, которые идут на внедрение новых технологий, выпуск новой продукции. Притом, что концерн вполне в состоянии "покрыть" все существующие сегменты серверного рынка. Возможно, причиной столь небольшой доли рынка является то, что IBM излишне сконцентрирована на крупных сделках и "упускает" долю рынка, занимаемую средними и небольшими компаниями, да и крупными фирмами, "чувствительными" не только к технологичности и надежности серверного оборудования, но и к цене, скорости реакции ответа на поставленные задачи, к возможностям более гибкой настройки информационных систем и т.п. Иными словами, бизнесу IBM в России, похоже, не хватает динамичности, чего, кстати, не скажешь об HP, уделяющей большое внимание диверсификации рынка: "наверху" – в сегменте крупных сделок – она успешно конкурирует с IBM, "внизу" – в секторе СМБ – с другими компаниями.
Что касается российских производителей серверов, то в "верхней" части рынка, где расположились разработчики больших (сложных) серверных систем, российские компании отсутствуют. Безусловно, у них есть здесь некоторые локальные успехи, но о какой-либо серьезной конкуренции с иностранными вендорами пока говорить не приходится. Причина же такой ситуации во многом кроется в том, что российским компаниям попросту перекрывают доступ к технологиям. Хотя есть и более прозаическое объяснение – конкурировать с такими монстрами как НР или IBM с их многолетним опытом, "большими" и "длинными" деньгами и т.п. – задача для российских компаний крайне сложная. В виду всех этих причин отечественные производители не особо и "рвутся" не на свое поле. Для них гораздо эффективнее вкладываться в системы среднего и начального уровня. И как раз здесь они достигли вполне очевидных успехов.
Помимо этого, в последнее время все больше внимания российские производители уделяют специализированным серверным системам, предназначенным для решения конкретных задач, требующих четкой специализации оборудования, технологий, функционала. В свою очередь, потребность в подобных системах постоянно растет. И именно это направление для российских вендоров является одним из наиболее перспективных. Ведь крупные западные концерны предлагают в основном универсальный продукт. Разработка спецтехники, специального функционала в России – занятие для них достаточно сложное и дорогое. У ведущих же российских компаний все ресурсы сконцентрированы "на месте". Не воспользоваться столь серьезным преимуществом для россиян было бы непростительной ошибкой. К счастью, многие из них это понимают и постоянно "наращивают" свое присутствие в этом важном сегменте серверного рынка, оставляя позади своих иностранных коллег.
Итак, среди "иностранцев" основными поставщиками серверных решений на российский рынок на сегодняшний день являются компании HP и IBM, за ними следуют Fujitsu Siemens, Dell и Sun Microsystems. По словам Романа Худорожкова, вице-президента Amphora Group, конкуренция между этими брендами на российском рынке примерно соответствует мировым тенденциям. Возможно, лишь положение Dell в России несколько ниже, чем в среднем по миру.
Среди российских поставщиков уверенные рыночные позиции занимают компании федерального уровня, такие как Kraftway (третье место в "общем зачете"), Depo Computers, Aquarius, R-Style Computers, доля которых стабильна. В то же время доля мелких и региональных игроков неизменно снижается.
Развитие серверного рынка сегодня движется в сторону консолидации данных и их централизованной обработки; усложнения серверной составляющей приложений и упрощения клиентской части. Чтобы оставаться на современном рынке серверных систем конкурентоспособной компании необходимо иметь хорошую материальную базу для отработки решений и грамотный высококлассный персонал, причем его квалификация должна постоянно подтверждаться.
Как замечают наблюдатели, в ближайшие годы велика вероятность появления новых классов устройств от ведущих мировых вендоров, которые могут стать "могильщиками" персональных компьютеров, а вероятность того, что отечественные производители будут способны выпускать эти устройства, в общем-то, невелика, и пример рынка ноутбуков тому отличный пример. Следовательно, для российских производителей стратегия выживания в конкурентной среде, которая неизбежно обостриться, видится, прежде всего, в проведении четко выверенной инвестиционной политики в отношении серверных технологий и сопутствующих сервисов.
Рассматривая преимущества того или иного конкурентного направления на данный момент, следует иметь в виду, что основная борьба здесь развивается в двух сегментах серверного рынка: серверы архитектуры х86 и так называемые RISC-серверы.
Модели серверов х86 примерно равны по своему функционалу. Поэтому при выборе сервера/бренда превалируют, как правило, экономические аспекты (цена оборудования, стоимость услуг по инсталляции, технической поддержки, в целом – общая стоимость владения), а также организационные нюансы (близость сервисных центров, соответствие существующей ИТ-архитектуре, наличие специалистов, способных обслуживать систему и т.п.).
В сегменте RISC-серверов вышеперечисленные факторы вряд ли имеют меньшее значение. Более того, к ним добавляется еще целый ряд технологических требований: совместимость с приложениями, уровень производительности интересующих бизнес-приложений, совместимость с другими элементами инфраструктуры, возможности по обеспечению катастрофоустойчивости, непрерывности функционирования и многие другие.
Продукция каждого вендора имеет свои особенности, выгодно отличающие ее от аналогов конкурентов. Так, например, среди технологических преимуществ серверов Sun Microsystems можно выделить передовые технологии организации системных и логических доменов, многопотоковые процессоры, технологию контейнеров Solaris, мощную и масштабируемую систему ввода-вывода. Скажем, серверы Sun на базе процессоров UltraSPARC T2+ могут превзойти по производительности и гибкости конфигурации целые кластеры серверов других производителей. Целым рядом достоинств обладают и серверы HP, например, возможностью организации в одном сервере доменов с разными операционными системами. IBM, в свою очередь, может похвастать процессорами Power6, демонстрирующими, порой, недостижимый уровень производительности в классе бизнес-приложений.
Несомненные преимущества мировых вендоров заключаются как в "имени", которое, безусловно, влияет на выбор, так и в реальных выгодах для бизнеса компании. В частности, большинство мировых производителей работает в очень широком спектре решений, что дает заказчику возможность приобрести всю инфраструктуру (или ее значительную часть) от одного вендора. В свою очередь, это позволяет сэкономить и на этапе покупки, и впоследствии – на этапе эксплуатации. Причем клиент получает полномасштабное, комплексное внедрение, возможность перейти от "лоскутного" подхода к сервисно-ориентированной поддержке бизнеса. Вероятно, и российским производителям следует ориентироваться на такую же модель бизнеса: развивать партнерскую сеть, расширять спектр своих продуктов, в том числе и путем кооперации с другими производителями оборудования и программного обеспечения.
"В современной "конкурентной среде" российского серверного рынка факторами, определяющими успех отечественных производителей, является правильный выбор целей и постоянное движение для их достижения, – делится своим мнением Евгений Чечеткин, технический директор компании Aquarius. – Главная же цель – это новые продукты: модели оборудования, комплексные решения и услуги, своевременно выпущенные на рынок. А полный цикл технологического процесса "рождения" новых продуктов – та "беговая дорожка", финиш очередного круга, которой сразу же становится стартом нового".
Серверный рынок неоднороден. Очевидно, что лидер будет продавать больше серверов х86-архитектуры, причем, в большинстве случаев в минимальных конфигурациях. В то же время каждый производитель в состоянии завоевать свою рыночную позицию, которая может быть основана на двух аспектах: отличительные особенности и компетенции. Иными словами, серверы одного вендора должны отличаться от серверов других вендоров, например, ценой или функционалом или даже клиентскими программами. Если компания обладает своей уникальной компетенцией, допустим, в части технического обслуживания серверов, то она сможет обеспечить себе более широкие возможности для развития своего бизнеса и привлечения клиентов.
По мере развития технологий мы наблюдаем, как серверные системы все больше унифицируются. Критерии выбора все больше смещаются от сугубо технических к экономическим. Вместе с этим смещается право выбора – от технических специалистов к отделам закупок. Как следствие, будет происходить дальнейшая унификация, все активнее будет распространяться технология виртуализации, позволяющая абстрагироваться от производителей и моделей и целенаправленно управлять пулом вычислительных мощностей, не обращая внимания на структуру этого пула.
С другой стороны, на рынке "больших" RISC-серверов будет сохраняться строгая дифференциация производителей и их решений, которая, как ни странно, явится залогом дальнейшего технологического развития отрасли, ибо каждый из производителей, находясь в своей нише, будет отчасти защищен от ценовой конкуренции, которая всегда влечет за собой неконтролируемое снижение доходов.
Важной технологической вехой последнего времени, учет которой напрямую влияет на успех вендоров, стало начавшееся своеобразное "разделение труда" на рынке серверного оборудования. Так, у серверов постепенно "отнимают" некоторые функции и "передают" их специализированным устройствам. Этот процесс начался не вчера, ведь практически весь сектор телекоммуникационного оборудования ИТ-рынка вышел в свое время "из серверов". И на данном этапе, при стремительной скорости накопления данных и увеличения их критичности для бизнеса, все больше компаний предпочитают хранить информацию отдельно от серверных систем. Причем эта тенденция уже наблюдается даже в сегменте СМБ, благодаря чему растет спрос на системы хранения данных начального уровня.
Судя по всему, в перспективе расстановка сил среди ведущих игроков российского серверного рынка будет выглядеть примерно так: западные компании уверенно займут нишу универсальных серверов – в этом сегменте их доля будет составлять наверняка больше 60%, специализированные же серверные системы останутся за ведущими российскими игроками, здесь они, по всем имеющимся выкладкам и прогнозам, будут заметно превалировать. Кроме того, отечественные компании продолжат успешно конкурировать на рынке систем для СМБ.
"Западные производители очень сильны на рынке сложных систем. И, если взять, например, blade-серверы, то у большинства отечественных производителей такие предложения просто отсутствуют, лишь немногие российские компании могут похвастаться наличием подобных систем, да и то – воплощенных не более чем в двух моделях. В то же время вполне уверенно можно говорить о том, что по выпуску серверов в невысоком ценовом диапазоне российские ведущие компании опережают своих зарубежных коллег", – подтверждает Алексей Алексеев, директор по маркетингу компании R-Style Computers.
Многие специалисты отмечают также ощутимое преимущество крупнейших российских производителей в предоставлении качественных и разветвленных дополнительных сервисов. По их мнению, для того чтобы переломить ситуацию мировым брендам придется открывать производства в России, что предполагает немалые вложения, на которые те идти пока не готовы.
Так или иначе, но в условиях современного рынка наибольшего успеха добьются те производители серверного оборудования, которые своевременно предложат заказчикам оптимальные решения, полностью учитывающие специализацию клиента.
Будущее за теми компаниями, которые, помимо своего основного (на текущий момент) бизнеса, сумеют сконцентрировать усилия на разработке конкретных продуктов и решений для настоящих и потенциальных лидеров отрасли, что подразумевает серьезные инвестиции, высокий уровень отраслевой экспертизы, постоянную и кропотливую работу в сфере научно-технических исследований. Логика же последних лет подсказывает, что небольшие и даже средние фирмы из-за нехватки ресурсов будут вынуждены уйти с серверного рынка. Впрочем, теоретически шансы есть и у них – одним из вариантов может стать сосредоточение всех имеющихся возможностей на развитии какого-то одного перспективного направления. Однако "попасть в нишу" – задача совсем не из легких.
Андрей Заболотский