|
|
Обозрение подготовлено
Российский рынок серверов динамично развивается уже не один год. Причина банальна: он один из самых молодых в мире, поэтому и далек от насыщений. Однако, несмотря на молодость, на отечественном рынке серверных систем успели сложиться и собственные традиции, которые, впрочем, как и тенденции рынка, становятся все более схожими с общемировой практикой.
Российский серверный рынок бурно растет уже не первый год. Иногда быстрее, иногда медленнее, но он развивается и становится сложнее. Главная причина здесь одна – рынок крупной вычислительной техники в России пока далек от насыщения. Тем более это заметно в сравнении с процессами, происходящими в сегменте в странах Запада, Японии, да и в масштабе всего мира в целом. Глобальный рынок лишь недавно начал показывать темпы роста в 6-8%, до этого хорошим показателем считался прирост в 4%. Для России же увеличение рынка на 20-30% – норма.
По мнению экспертов IDC, только во втором квартале прошлого года число проданных в России серверов на базе архитектуры x86 увеличилось относительно аналогичного периода 2006 на 28,6%. Интересно, что до этого темпы роста были несколько ниже: в 2006 году с апреля по июль они составляли 20%, во втором квартале 2005 – 20,4%.
Темпы роста российского рынка серверов на базе архитектуры x86
Источник: IDC, 2007
Несмотря на столь потрясающие квартальные результаты, в целом за год, по подсчетам IDC, рост отечественного рынка серверов не столь велик – всего около 14% в 2007 году. Правда, оценки некоторых российских игроков несколько выше. В частности, представители Kraftway оценили прирост серверного рынка в 18-19%. Иного мнения придерживаются аналитики ITResearch: они утверждают, что прогресс здесь составил 35,3%. Однако все эксперты сходятся во мнении относительно факторов, обусловивших сложившуюся ситуацию. Основными причинами увеличения спроса в ушедшем году, как и ранее, стали продажи крупным российским компаниям, поставки вендорами техники под государственные заказы и активность регионов.
Разногласия, касающиеся процентов роста, вызваны, прежде всего, тем, что именно считали специалисты той или иной компании. Так, ITResearch подсчитывали количество проданной за год аппаратуры – 172 495 единиц оборудования. В IDC же оценивали финансовую сторону продаж.
Что касается места, занимаемого серверным сегментом во всем российском рынке компьютерной техники, то он совсем невелик. Согласно отчету ITResearch, в 2007 году он составил всего порядка 2%. То есть по отношению к предыдущему году в этом плане ситуация практически не изменилась. Весьма интересно, что в данном аспекте Россия не стала исключением из мировой практики. По расчетам аналитиков Discovery Research Group, на начало минувшего года доля мировых поставок серверов составляла те же 2% от всех поставок компьютерного оборудования в мире.
Помимо одинакового соотношения сегментов серверных систем по отношению ко всему компьютерному рынку, отечественный и мировой рынки серверов роднит еще одна тенденция. В последние годы серверы форм-фактора blade активно завоевывают позиции во всех странах. С 2005 года и по сегодняшний день доля "лезвий" на российском серверном рынке не прекращала увеличиваться "ни на день". По оценкам IDC, 2-3% или около 3,5 тысяч устройств – на начало 2005 года; 4% или около 8 тысяч устройств – в 2006 году и 9% – в 2007 году. Иными словами, этот сегмент растет в геометрической прогрессии. Что соответствует и опыту большинства других развитых стран мира. Сегодняшние 9% характерны практически для всей Европы. Лишь в государствах с наиболее высоким уровнем информатизации насыщение blade-серверами выше – до 14%. К концу текущего года продажи различных моделей "лезвий" в России ожидаются на уровне 25-30 тыс. единиц.
Причины такой поразительной востребованности, прежде всего, в том, что модульные серверы – это относительно новое и при этом прогрессивное решение. Первые blade-системы стали появляться в 2002 году, что по меркам рынка – совсем недавно. К этому моменту и российский бизнес, и государство уже осознали необходимость информатизации своих делопроизводственных процессов. Кроме того, им были ясны и запросы к собственным ИТ-инфраструктурам. В совокупности данные факторы обусловили не меньший, чем в Европе, США или Японии, интерес к новым технологиям "серверостроения", позволяющим экономить место в центрах обработки данных, не теряя при этом в производительности. С другой стороны, актуальной оказалась проблема масштабируемости вычислительных мощностей, которую в наибольшей степени могут решать как раз серверы-"лезвия".
На настоящий момент самыми распространенными "лезвийными" системами являются HP BladeSystem и IBM BladeCenter. За последний год они мало обновлялись. Относительно недавно свое новое blade-решение представила Dell – серверные модули на базе Xeon 5400 и Opteron.
Наибольшую долю российского рынка серверов традиционно занимают продукты HP, доля которой постоянно увеличивается. Во-первых, компания прикладывает немалые усилия для продвижения своей продукции, ведя чрезвычайно агрессивную политику, причем как в России, так и в других странах. Во-вторых, главный конкурент HP – IBM – стабильно теряет позиции, и также – по всему миру. В конце мая этого года из штаб-квартиры Gartner пришло известие, что по результатам первого квартала "голубой гигант" окончательно утратил свое лидерство на мировом серверном рынке.
HP, начиная уже с последних месяцев 2000 года, обладал самой большой долей на российском рынке серверных машин. И с тех пор только увеличивал ее: 24% – 2004 год, 28% – 2005 год, 31% – в 2006 год (по подсчетам IDC, Gartner, ITResearch). Что касается прошлого года, то здесь кривая пошла вверх под еще более острым углом – 37,6%, согласно данным ITResearch и 38,5%, по расчетам IDC. IBM, ближайший преследователь HP, довольствовался, по разным оценкам, лишь 13-15% рынка.
По информации IDC, в регионе EMEA, так же как и в России, первые строчки занимают HP (продажи серверов с января по декабрь 2007 года составили 6,1 млрд долл.) и IBM (5,6 млрд долл.). Далее идут Sun Microsystems с оборотом около 2 млрд. долл., Dell – 1,3 млрд долл. и замыкает список Fujitsu-Siemens с 1,26 млрд долл.
Рынок серверов EMEA, 1 квартал 2008 года
Источник: IDC, 2007
Российский перечень Top-5 выглядит несколько иначе из-за серьезных позиций местных производителей. Тем не менее, произошедшее недавно укрепление в России иностранных игроков, которым теперь принадлежит более 50% отечественного рынка, свидетельствует о все большей глобализации продаж серверов в России. По итогам "бархатной революции", как сразу окрестили переход значительной части поставок к зарубежным компаниям, HP заняла первую строчку рейтинга, а IBM вторую с отставанием более чем в 20%. Третье, четвертое и пятое места – за российскими компаниями. По разным оценкам, Kraftway имеет 10-12% российского рынка, Depo Computers – 6-7%, Aquarius – 5-6%. На шестой строчке в России обосновался Dell – 4-5%.
Российский рынок серверов, 2007
Источник: CNews Analytics по данным IDC, Gartner, ITResearch, 2007
Интересно, что Dell удалось за прошлый год значительно увеличить свою долю и в России и в EMEA. Более того, по росту поставок она вышла здесь на первое место. В EMEA компания выросла на 15,5% по сравнению с итогами 2006 года. При этом у HP аналогичный показатель составил 12,3%, у Sun – 5,4%, а у Fujitsu-Siemens – около 2%. На российском серверном рынке количество отгружаемой техники этой марки увеличилось на целых 154,7%, констатирует IDC. В результате такого скачка компании удалось потеснить многих отечественных конкурентов и вплотную приблизится к российской пятерки лидеров. На начало 2008 года Dell, по мнению аналитиков ITResearch, отделяли от пятого места лишь 0,3%. Сейчас концерн ведет активное наступление на местный рынок. Итогом усилий, как заявляет руководство российского офиса, должно стать место сразу после HP и IBM.
Поскольку наибольший спрос на свои предложения в России ведущие иностранные и отечественные производители находят традиционно среди крупного бизнеса и государственных структур, то и перечень продукции оказывается соответствующий, причем зачастую очень схожий – и по технологическим свойствам и характеристикам, и по стоимости. В этой связи упор делается на сервисную политику и менеджмент. Аппаратура должна быть доставлена и подключена как можно быстрее и без причинения каких-либо неудобств заказчику, финансовые расчеты с покупателями должны быть произведены по максимально гибкой схеме. Другими словами, применяется весь известный набор сервисно-маркетнговых ходов.
Главную причину, обусловившую такую ситуацию, аналитики и игроки рынка видят, прежде всего, в отсутствии в России должного спроса на серверы со стороны малого и среднего бизнеса. А ведь именно этот сектор во многом спровоцировал последний рост мирового рынка серверных систем.
Что касается спроса со стороны российских компаний на оборудование тех или иных производителей, то здесь за последний год возник ряд существенных отличий по сравнению с предыдущими этапами развития рынка серверов в России. В частности среди потребителей произошел заметный сдвиг интереса в сторону брендовой продукции. Если год назад машинам от мелких сборщиков, по большей части относительно дешевым и несложным, отдавалось около 20% российского серверного рынка, то сейчас, по оценке ITResearch, на них приходиться менее 13,5%. Достаточно сказать, что ведущей пятерке вендоров на начало 2008 года принадлежало более 72% рынка.
Сергей Ильин