|
|
Обзор подготовлен
Современный уровень развития технологий автоматизации и информатизации кардинально изменил наше представление о среде жизнедеятельности. Повсюду окружают сотни тысяч разного рода датчиков, автоматических устройств, камер наблюдения. Новейшие технологические решение стремительно проникают уже не только в офисы, но и в дома, становясь неотъемлемой частью существования человека. Однако потребовалось немало времени и усилий, чтобы сюжеты из научной фантастики "перекочевали" в реальность.
Сама по себе идея "интеллектуального здания" не нова. Мечтать о том, чтобы роль прислуги выполняли роботы, начали еще задолго до открытия электричества. Безумные же для своего времени фантазии Жюля Верна и вовсе перевернули представления о возможностях автоматизации помещений. Надолго символом проникновения прогресса в повседневную жизнь стал знаменитый роман Рэя Бребери "451 по Фарингейту": телеэкраны во всю стену, "умные" холодильники, преклонение перед техникой. Наконец, в 1997 году на экраны вышел фильм Люка Бессона "Пятый элемент", в котором ярко представлена полностью роботизированная реальность. Все эти творения искусства объединяет одно — их авторы лишь максимально гипертрофировали технические и социальные реалии своих дней.
Сегодня представители компаний-интеграторов, занятых автоматизацией помещений, предлагают разные концепции "интеллектуального здания", однако все они сходятся в одном — системы в таком здании должны быть полностью интегрированы друг с другом и легко менять сценарии действия. Как известно, смысл терминов меняется в зависимости от внешних условий. Как рассказал Алексей Тимаков, управляющий директор компании "АРМО-Групп", на заре информатизации в России, где-то в середине 1990-х годов, "умным" смело называли крупный офис, оборудованный локальной сетью и большим компьютерным парком. В то же время еще в 1970-х годах американским Институтом интеллектуального здания (The Intelligent Building Institute Of US, Вашингтон) было предложено понимание ИЗ как здания, обеспечивающего продуктивное и эффективное использование рабочего пространства благодаря оптимизации его четырех основных элементов: структуры, систем, служб и управления, а также взаимодействия между ними.
С тех пор многое изменилось. Появились новые решения, открылись ниши, о которых ранее никто и не думал. Сложилось три мировых центра с наиболее стремительными темпами развития процесса "интеллектуализации" жилой и коммерческой недвижимости: США, Европа и Япония, то есть наиболее богатые и передовые регионы, при этом наиболее зависящие от поставок энергоносителей. Не случайно, именно в 1970-х годах, в период мирового нефтяного кризиса, и именно на Западе заговорили об "умных зданиях".
Что же касается нашей страны, то и в России велись разработки в области "интеллектуальных" систем, в том числе и для помещений. В 1970-1980-х годах над этой проблематикой работали целые НИИ, однако о результатах данных изысканий известно немного, ибо их заказчиками была в основном "оборонка". Таким образом, определенный потенциал здесь был наработан, однако в гражданских целях его почти не использовали. В отличие от многих других передовых стран, где коммерческая составляющая "гражданки" была одной из основных движущих сил исследовательских проектов, связанных с "интеллектуализацией" зданий и сооружений. Так, вслед за американским Институтом интеллектуального здания подобные, совершенно "мирные", структуры начали открываться в странах Европы и Азии.
К настоящему моменту сложилась и своеобразная периодизация истории зданий с "интеллектом", в соответствии с которой принято выделять три этапа. Первый — до 1985 года, когда главное требование к оборудованию Hi-Tech-здания заключалось в автоматическом исполнении им некоторых функций (двери на фотоэлементах и т.п.). Второй — с 1985 по 1991 год, когда "умные" системы должны были отвечать неким изменяющимся алгоритмам, то есть обладали возможностью перепрограммирования. На этом этапе появилось понятие "сценарий функционирования аппаратуры". Наконец, третий этап — с 1991 года по сей день, когда системы действуют сообща и способны самостоятельно реагировать на новые требования.
История автоматизации систем зданий неотделима от технического прогресса. Как отметил Игорь Кривопуск, директор департамента инженерных систем Computer Mechanics, "умнеть" здание начало сразу, как только в нем стали появляться какие-то провода, то есть "электрические" технологии. Далее, значимой вехой стала интеграция всех систем в одну для последующей организации управления ею из единого центра.
"Современные решения в области автоматизации зданий во многом являются эволюцией систем диспетчеризации, которые использовались и несколько десятков лет назад", — добавляет Виктор Гутман, технический директор компании "ИнтернетДом".
Первый пик популярности "интеллектуальных домов" (точнее — их прообразов) пришелся на начало 1980-х годов и был инициирован американскими компаниями-производителями электрической техники, которой к тому времени стало возможно управлять. Примечательно, что в ходе рекламных кампаний технологии тех лет преподносились как возможность сэкономить средства на эксплуатации оборудования, хотя новинки мало что умели и стоили при этом довольно дорого, а потому массового спроса создать так и не удалось.
Тем не менее, уже в 1985 году к теме "интеллектуальных зданий" обратились вновь. Все началось со статьи в ноябрьском номере Engineering Digest, описывающей как старые конструкции и инженерные системы могли бы быть использованы в умном здании. Fortune, Forbes и Business Week ухватились за идею и мгновенно ее популяризировали. Осуществились и первые серьезные проекты. В частности, Рокфеллер-центр создал телекоммуникационное решение, объединившее 19 своих зданий в Нью-Йорке. С этого момента начинается массовое проникновение "интеллектуальных" технологий в здание.
Точкой отсчета процесса распространения технологий "интеллектуального здания" в России можно считать 1974 год, когда американская компания Honeywell открыла в СССР свое представительство (разумеется, если не считать еще более ранних разработок в этой сфере, производившихся советскими НИИ для нужд "оборонки"). Современный же период развития технологий "умного здания" в России начался в середине 1990-х годов, когда нашу страну "взяли в оборот" ведущие мировые вендоры, когда стали набирать обороты российские компании-инсталляторы "интеллектуальных" систем, да и сами технологии к тому времени существенно усовершенствовались, сделались более доступными. И самое главное — появились заказчики. Первые из них были из числа частного сектора, немногим позже "подтянулся" и корпоративный. Однако и тут, и там клиент редко разбирался в представленных на рынке предложениях, не было у него и каких-либо четких требований к проекту, обычно он действовал по принципу "делайте, как считаете правильным".
По словам Виктора Гутмана, сказать, что в таком-то году "интеллектуальных зданий" в России не было, а в таком-то году они появились, нельзя. Это был постепенный процесс, когда интеграторы усваивали новый опыт, обретали необходимые компетенции. Создание "интеллектуального" комплекса — технологически чрезвычайно сложный процесс, сопряженный с решением множества проблем, причем не только технического, но и организационного характера.
Большинство же известных сегодня на рынке "умных" систем компаний пришли на него из других, хотя и близких, бизнес-сфер. Часть из них занималась системной интеграцией, прокладкой локальных сетей, другие переквалифицировались в инсталляторов "интеллекта" из поставщиков компьютерной и сетевой аппаратуры. Логичным новый бизнес стал для компаний, занятых в сфере телекоммуникаций. Некоторые ранее имели дело с системами электронной безопасности.
Катализатором строительства "интеллектуальных зданий" в России стало открытие в нашей стране крупными иностранными компаниями своих постоянных представительств. Они принесли с собой не только деньги, но и новые стандарты, в том числе и качества офисного пространства. В конце 1990-х годов автоматизировать новые деловые комплексы доверили российским интегратором, что явилось серьезной проверкой их компетентности. Одним из первых подобных проектов высокоавтоматизированных зданий стала "интеллектуализация" московской штаб-квартиры концерна "ТНК-BP", проведенная компанией "АРМО-Групп". Инсталлятор реализовал здесь единую систему диспетчеризации для управления всем инженерным оборудованием, автоматизировал системы водоснабжения, кондиционирования, электроснабжения, безопасности, связи и пожаротушения. По словам Алексея Тимакова, базой для технической реализации проекта послужили уже апробированные решения, распространенные в США. Тем самым обеспечивался должный уровень качества, и иностранным совладельцам СП не пришлось привыкать к нестандартным подходам.
Вслед за представительствами зарубежных корпораций потянулись и российские компании. Среди крупнейших подобных проектов: штаб-квартиры РЖД, Газпрома, диспетчерский центр Московской энергосистемы ЕЭС России и т.д. По тем же высоким стандартам сегодня автоматизируются крупные торгово-развлекательные центры, жилые комплексы бизнес-класса. И, пожалуй, апофеозом данной тенденции стали ведущиеся в настоящий момент работы по автоматизации и информатизации высоток "Москва-Сити".
В частном секторе развитие технологий "умного дома" в России начиналось с интеграции управления системами домашнего кинотеатра на одном обучаемом пульте. Далее востребованным оказался "умный" свет, настраиваемый комплекс сценариев освещенности, контроль водо- и энергоснабжения. И, наконец, сегодня существует целый набор автоматизированных функций, в который, помимо перечисленного, входят охранные решения и мультирум. Развитие "интеллектуальных" систем в частном секторе было обусловлено теми же причинами, что и в корпоративном сегменте. Согласно мнению Виктора Гутмана, это стремление уменьшить потребление электричества и тепла (для больших по площади коттеджей это существенные суммы), повысить уровень безопасности и комфорта.
Резюмируя специфику развития в России "интеллектуальных зданий" и "умных домов" за последние 10 лет, можно отметить, что, с одной стороны, появились крупные отечественные интеграторы, способные вести серьезные комплексные проекты, увеличилась сложность последних, открылись новые ниши, пришли ведущие мировые вендоры. С другой стороны, изменился и сам потребитель решений. Как полагает Михаил Трифонов, глава представительства Delta Controls в России, заказчик сейчас стал более грамотным; он умело анализирует рынок, поставщиков, решения. В настоящий момент заказчик задумывается не только о стоимости внедрения "интеллектуальных" систем, но и о стоимости владения ими, об их общей эффективности. Сегодня российский заказчик уже знает, чего он хочет — и само по себе это значительный прогресс.
Сергей Ильин