|
|
Крупные ИТ-вендоры готовы давать скидки СМБРоссийский сектор СМБ, демонстрирующий устойчивое финансовое развитие, становится все более привлекательным для крупных игроков ИТ-рынка. Они выстраивают стратегию продвижения услуг, детально прорабатывают механизмы продаж продуктов для малого и среднего бизнеса и в том числе стремятся добиться успеха с помощью активной инновационной политики. Конкурентные преимущества разработчики предполагают обеспечить себе за счет новых бюджетных решений. В последние годы "большие" ИТ-бренды все больше внимания уделяют сегменту среднего и малого бизнеса (СМБ). Подобный интерес обусловлен, прежде всего, финансовой выгодой: инвестиции в развитие данного направления начинают приносить солидную прибыль. 2006 год стал в этом отношении знаковым. Сразу несколько крупнейших игроков ИТ-рынка предприняли серьезные шаги для завоевания перспективного сегмента СМБ. Предприятий СМБ в России огромное количество — их насчитываются сотни тысяч, они обеспечивают рабочими местами не менее 17 млн человек — около 22% трудоспособного населения страны. Ежегодный рост использования ИТ в этом сегменте составляет 30-40%, что подтверждает высокий интерес среди предпринимателей к повышению эффективности бизнеса. Следует учесть, что масштаб бизнеса в России и на Западе отнюдь не одинаков: обороты российских предприятий гораздо меньше американских и европейских. В этой связи далеко не все западные ИТ-продукты, разработанные для СМБ, подходят к внедрению в российских условиях. При этом отечественные разработчики уделяют немало внимания нуждам отечественного среднего и малого бизнеса, учитывая его специфику, масштаб, а также менталитет. За или против увеличения ИТ-инвестиций Как показывают опросы, 90% предприятий малого и среднего бизнеса в России пока не готовы к комплексным проектам по автоматизации бизнес-процессов. В первую очередь это касается использования управленческого ПО. Малые предприятия зачастую предпочитают автоматизировать только бухгалтерию и учет продукции. Между тем, лоскутная автоматизация означает необходимость проведения интеграции большого количества локальных программ. А это влечет за собой много негативных последствий: пропорционально росту сложности проекта увеличиваются сроки и стоимость выполнения работ по проекту, уменьшается быстродействие полученной в итоге системы, существенно увеличиваются затраты предприятия на поддержание полученной системы в работоспособном состоянии. Что для предприятия с небольшим бюджетом недопустимо. Не так давно Economist Intelligence Unit при участии SAP предприняла специализированное исследование, направленное на изучение сегмента СМБ и его готовности к внедрению ИТ-решений разного уровня сложности. Исследование проводилось в режиме онлайн и по телефону на протяжении 2006 г. В нем приняли участие управляющие менеджеры высшего уровня (46%) и руководители высшего ранга (54%) из 20 различных отраслей. В рамках глобального исследования был проведен опрос и по российской части, участниками которого стали более 3700 респондентов. По его результатом было выявлено, в частности, что в отличие от крупного бизнеса руководители небольших предприятий пока недопонимают возможности информационных технологий и их роль в управлении бизнесом. Согласно исследованию, руководители российских предприятий обеспокоены сохранением гибкости в условиях роста компании, но при этом только 51% опрошенных полагает, что для достижения этой цели необходимы ИТ-решения. В то же время они в полной мере осознают необходимость современной технологической оснащенности — новейших аппаратных и программных средств. По мнению 58% респондентов, в настоящий момент в России в подавляющем большинстве случаев основным фактором, сдерживающим ИТ-инвестирование СМБ, остается стоимость новых систем и внедрений. Любопытно, что 60% предприятий СМБ отказываются от сотрудничества с крупными ИТ-компаниями из-за боязни стать излишне зависимыми в отношении основных производственных ресурсов. Гиганты играют на удешевлении Корпорация IBM в конце ноября объявила о выпуске специализированного ПО для обеспечения информационной безопасности компаний из сектора СМБ. IBM Tivoli Federated Identity Manager Business Gateway представляет собой централизованный механизм управления идентификацией пользователей, позволяющий устанавливать безопасные каналы взаимодействия между компаниями через Web. Благодаря новому механизму регистрации сотрудники, клиенты или партнеры могут получить доступ к web-сайту компании и осуществить идентификацию. В дальнейшем этот сайт будет выступать в качестве "поручителя" пользователя, позволяя ему получать доступ к другим сайтам и сетям компании без необходимости повторной регистрации в системе. В отличие от других продуктов, Federated Identity Manager Business Gateway не использует специальные интерфейсы, которые неразрывно связывают бизнес-приложения и интеграционное ПО. Он обеспечивает взаимодействие партнеров путем применения интегрированных стандартов и спецификаций, включая стандарты SAML и Web Services. Кроме того, данный программный пакет облегчает ведение журналов регистрационных действий и отчетов о происшествиях, а также помогает реализовать эффективную политику безопасности, обеспечивающую соответствие корпоративным стандартам и предусмотренным нормам. Кстати, IBM и Oracle нет так давно объявили о совместной деятельности в рамках продвижения целого ряда новых бизнес-решений, включающих Linux-технологии для мэйнфреймов System z. Эта инициатива, ориентированная на компании сектора СМБ, продолжает серию мероприятий по поддержке использования операционной системы Linux в качестве корпоративной платформы для исполнения приложений. Подразделения продаж обеих компаний будут совместно работать с общими клиентами. Для разработки и внедрения типовых методик и руководств по их реализации планируется задействовать ресурсы двух центров совместных решений Oracle/IBM, расположенных в Монпелье (Франция) и Силиконовой долине (США). Компания Oracle — один из старожилов в секторе СМБ. Первый продукт, ориентированный на небольшие компании, Oracle выпустила еще в 2003 году. Планы в отношении сектора СМБ у Oracle весьма амбициозные. В регионе Восточной Европы, а также в странах СНГ компания планирует к концу финансового 2007 года удвоить долю в данном сегменте. Первым шагом был выпуск СУБД Standard Edition One, реализуемой по весьма доступной цене — 149 долл. на одного пользователя. В продуктовой линейке компании также представлен сервер приложений Oracle Standard Edition One, который также стоит всего 149 долл. за единицу продукции. В состав сервера приложения Oracle Standard Edition One входит Oracle Instant Portal — это специальная версия Oracle Portal для СМБ, которая имеет преднастроенный готовый интерфейс, библиотеку портлетов и элементов для создания страниц. В борьбе за "лакомый кусок" рынка самые крупные мировые игроки предпринимают решительные шаги. В сентябре 2006 года Oracle объявила о своих планах по продвижению в России продуктов для СМБ. C целью более тесного взаимодействия с представителями СМБ создается специализированный центр по работе с малыми и средними предприятиями, который должен заниматься активным продвижением продуктов Oracle и расширением партнерской сети. По итогам 2006 финансового года объем продаж технологий корпорации в данном сегменте вырос на 75%, и в 2,5 раза выросло количество компаний-партнеров, работающих в СМБ. Компания Hewllet-Packard со своей стороны также стремится к лидерству в данном сегменте. Не так давно она разработала многофункциональные системы хранения данных HP StorageWorks All-in-One (все-в-одном), позиционируемые в качестве специализированного решения для СМБ. Эксперты указывают на то, что долгое время спрос на системы хранения концентрировался в России только среди крупных заказчиков — финансовых, банковских учреждений, торговых организаций, телекоммуникационных компаний. В российском же секторе СМБ большинство компаний используют системы DAS (Direct Attached Storage): как правило, им не хватает времени или средств, чтобы перейти на инфраструктуру NAS (Network Attached Storage). Новое решение HP создавалось с учетом основных требований заказчиков из сектора СМБ, прежде всего для того, чтобы облегчить их переход к инфраструктуре NAS и упростить управление хранением данных. Решение рассчитано не столько на прямое подключение к серверной инфраструктуре, сколько на оптимизацию данных, хранимых на дисках. Управляющее ПО, используемое на данном оборудовании, в зависимости от типа данных, которые на него поступают, выбирает интерфейс обработки и оптимальный способ хранения. Многофункциональные системы хранения данных HP All-in-One включают совместно используемое хранилище данных для нескольких серверов приложений, файловый сервер для конечных пользователей и средства защиты файлов и приложений. Интегрированная в новые системы хранения полная версия программного обеспечения Data Protector Express позволяет создавать резервные копии и восстанавливать данные с магнитных и виртуальных лент, оптических носителей и внешних дисков в сети. Совместно используемое хранилище данных для серверов растущих приложений, построенное на архитектуре iSCSI, отличается большей экономичностью, чем стандартные системы. Анонсированная стоимость решений All-in-One составит от 5 тыс долл. за 1 ТБ емкости. Компания SAP предпринимает серьезные шаги для укрепления своих позиций в сегменте СМБ. В настоящее время данный сегмент составляет около 65% общей клиентской базы SAP. Компания намерена проводить здесь агрессивную инновационную политику, создавая новые каналы продвижения своих программных продуктов и обеспечивая разнообразие предлагаемых решений по управлению бизнесом, а также их соответствие функциональным требованиям и ресурсам малых и средних предприятий. Недавно вендор объявил о создании нового подразделения Global SME, которое будет заниматься продажами, маркетингом и управлением ресурсами по продвижению продуктов компании среди предприятий СМБ. SAP сегодня предлагает два основных инновационных решения для рынка СМБ — Business One для малых предприятий и mySAP All-in-One для компаний среднего размера. С января 2007 года начались поставки на российский рынок решения для управления основными фондами (EAM) от компании Infor. Локализованная версия нового решения компании, созданного специально для управления основными фондами средних и небольших предприятий, носит название Infor EAM Business Edition. Решение создано на базе продукта Datastream 7i. Актуальность для средних предприятий определяют относительно невысокая стоимость и простота внедрения нового решения. Успешно развивает направление СМБ и такая компания, как Intel. Не так давно Intel подписала "Соглашение о взаимопонимании с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России". Этот документ предполагает самую тесную совместную деятельность в сфере современных методов ведения бизнеса и внедрению новейших ИТ-решений. По мнению руководства Intel, данный шаг позволит существенно упрочить позиции компании в сегменте СМБ. По данным IDC, расходы малых и средних предприятий России на ИТ до 2009 года будут расти не менее, чем на 19% в год. Учитывая, что 55% всех ИТ-расходов в России, по тем же данным, приходятся на СМБ, это означает, что сектор и в дальнейшем будет притягивать все большее число ИТ-игроков. При сохранении высокой динамики следует ожидать появления все новых бюджетных решений, призванных помочь небольшим предприятиям добиться конкурентных преимуществ. Андрей Егоров / CNews |