|
|
Бухучет для СМБ — на откуп российским разработчикамОбъем сегмента бухгалтерского и управленческого ПО для СМБ в России составляет, по оценкам самих игроков, не менее 600 млн долл. Львиную долю этого рынка до сих пор занимают отечественные решения. Предшественники российской автоматизации Собственно говоря, именно с автоматизации бухгалтерского учета в малом бизнесе и началось в 90-х годах прошлого столетия победное шествие современных ИТ. На крупных советских предприятиях к этому времени уже были целые отделы АСУ, оснащенные большими ЭВМ, которые, в числе прочих задач, решали и учетные. А вот для малого бизнеса, с которого преимущественно и начиналась наша рыночная экономика, никаких решений не было. Да и для ИТ-компаний, массово возникавших именно в это время, разработка программ для бухучета была весьма адекватной задачей — многие сегодняшние гранды отечественного рынка информационных систем (ИС) для управления предприятием ("Парус", "Галактика", "1С", ДИЦ и др.) начинали именно с них. Какие-то из этих фирм сегодня ушли в создание серьезных управленческих решений и работают с крупными клиентами, какие-то по-прежнему считают приоритетным для себя сегмент СМБ. А некоторые, поработав с серьезными заказчиками, возвращаются к взаимодействию с малым бизнесом, предлагая ему облегченные версии своих продвинутых решений. Видимо, этот путь становится классическим вариантом развития ИТ-компании: таким, например, он был у SAP, еще несколько лет назад работавшей только с очень крупными предприятиями, а сегодня успешно продвигающей свои решения и для среднего, и для малого бизнеса. Эдакое "возвращение к истокам", но на новом технологическом и методологическом уровне. Реальный пример "диалектической спирали". Бизнес — малый, а бухучет — "по полной программе" Чем отличается учет в небольшой компании или у частного предпринимателя от такового на крупном предприятии? По мнению многих экспертов, основным отличием бухгалтерского учета в СМБ является то, что, как правило, он целиком ведется одним-двумя бухгалтерами. По мнению руководителя отдела продвижения экономических программ фирмы "1С" Алексея Харитонова, на крупном предприятии имеется иерархическая структура учетной службы, детально прописанный регламент документооборота, развитая специализация — задачи и участки учета разбиты по исполнителям, вплоть до ситуаций, когда несколько бухгалтеров ведут один участок. (Например, один бухгалтер ведет учет расчетов с поставщиками услуг, другой — расчеты с поставщиками материалов, третий — с поставщиками товаров, четвертый — с поставщиками розничной сети). У каждого исполнителя — большой поток однотипных документов и четкий регламент работы с ними, отклонения от установленной корпоративной учетной политики и регламентов являются редким исключением и решаются через руководство. Существуют жесткие требования по разграничению доступа к информации. В небольших же компаниях все участки учета курирует один бухгалтер, причем нередко он обслуживает несколько организаций (юридических лиц). Зачастую это происходит потому, что компании по ряду причин выгодно выделять некоторые свои подразделения в отдельные бизнесы, так что образуется своеобразный "мини-холдинг". Поток документов здесь не столь велик, как в крупных организациях, зато бухгалтеру приходится работать со всем их спектром, а не с какой-то частью. "Даже рядовой бухгалтер в небольшой компании часто становится "универсальным солдатом" с достаточно широким кругозором и высоким уровнем самостоятельности, — отмечает г-н Харитонов. — Ему нередко приходится оперативно "подстраивать" учет под вновь возникающие задачи предприятия, находить способы отражения новых хозяйственных операций и бизнес-схем". "Кроме того, следует принять во внимание и такие факторы, как отсутствие широкой поддержки со стороны аудиторских и консалтинговых фирм, налоговых консультантов (их услуги часто не по карману малому бизнесу), а также отсутствие службы внутреннего аудита и собственных юрисконсультов", — добавляет в беседе с CNews руководитель научно-методического отдела компании "Инфо-бухгалтер" Владимир Буреш. Зачастую на бухгалтера в СМБ-компаниях, помимо его прямых обязанностей, возложена и дополнительная "чужая" работа -начиная от составления акта приемки–передачи основных средств (форма ОС-1) и заканчивая определением сроков полезного использования объектов ОС. А ведь бухгалтер должен только проверить и принять к учету документы и сведения, подготовленные должностными лицами и соответствующей комиссией организации. Порой бухгалтерия малого предприятия выполняет еще и функции планово-аналитического отдела. Исходя из этого, становится понятно, что бухгалтерский учет в средних и малых компаниях — задача непростая и предъявляет особые требования к тем, кто его ведет. И, разумеется, к соответствующим инструментам, среди которых главную роль играют ИТ. "Тотальный бухучет" для СМБ Особенности бухгалтерского учета в СМБ определяют и многие требования к соответствующим ИС. Многие эксперты считают, что одним из главных критериев их выбора заказчиками является минимальная цена. "На рынке сегодня существует целый ряд массовых решений, которые позволяют вести учет и сдавать необходимую отчетность в надзорные органы, — подтвердил в беседе с CNews генеральный директор компании "Бухгалтерия Комтех", Аркадий Народицкий, — При этом стоимость владения такими программными решениями очень доступна". Добавим, что на рынке существуют даже бесплатные варианты бухгалтерского софта — например, компания "Высший сорт" в рамках программы поддержки малого бизнеса предлагает бесплатно однопользовательский вариант своего продукта (также, как и обновления пакета, которые пользователь может скачать с интернет-сайта фирмы-разработчика). Нагрузка, которая ложится на бухгалтера в СМБ-компании, обусловливает такие требования к ИС, как простота освоения, удобство в использовании (желательно, чтобы продукт имел интуитивно понятный интерфейс). В малых компаниях, как правило, отсутствуют специализированные ИТ-отделы (не всегда в них есть и выделенный системный администратор), поэтому такие ИС должны требовать минимального администрирования и быть просты в настройке (это избавляет компанию и от дополнительных расходов на специалистов по внедрению и сопровождению). "Поскольку СМБ-компании не готовы к высокозатратным внедрениям по специфике деятельности своего предприятия, то на этом рынке наиболее востребованными являются готовые отраслевые решения, учитывающие специфику бизнеса фирмы, — считает заместитель коммерческого директора компании ДИЦ Людмила Кушнарева. — Например, у нашей компания есть решения для домоуправляющих компаний ("Управдом"), для малых предприятий, для небольших торговых компаний ("Торговый зал") и компаний, ведущих учет по УСНО, для предприятий общественного питания ("Калькуляция блюд"), для небольших производственных предприятий". Кроме того, по ее мнению, сама бухгалтерская программа должна иметь готовую настройку на ведение учета, чтобы сразу после установки бухгалтер небольшого предприятия мог начать работу. Ведение полного учета компании одним бухгалтером предопределяет то, что в число требований к ИС входит полнота функций (универсальность) и гибкость в выборе методов работы. Руководитель хочет с помощью одной программы не только автоматизировать бухгалтерию, но и вести глубокий аналитический учет. "В небольших компаниях нет самостоятельных планово-аналитических отделов, поэтому их функции часто выполняет бухгалтерия, что определяет и требования к бухгалтерскому ПО, — пояснила г-жа Кушнарева. — В настоящее время имеет место тенденция, когда на основе бухгалтерского учета осуществляется финансово-экономический анализ и строятся бизнес-процессы компании, ведутся элементы управленческого учета". Г-н Харитонов отмечает, что ключевыми характеристиками ИС бухгалтеры считают доверие к данным (доверие к результатам работы программы), широкий набор функций и удобство работы. Также важны своевременное отражение изменений законодательства, высокий уровень автоматизации операций и хорошая методическая поддержка, как показало анкетирование "1С" в ходе Дня Бухгалтерии в декабре 2006 г. (1312 анкет). Некоторые эксперты указывают на то, что требования, выдвигаемые малым и средним бизнесом к системам автоматизации предприятий, существенно отличаются. "Средний бизнес значительно серьезнее относится к вопросам эффективности систем учета и управления предприятием, — считает г-н Народицкий. — Это связано с тем, что конкуренция в секторе среднего бизнеса высокая, а бюджет на ИТ-инфраструктуру ограничен". По его словам, конкурентная борьба в секторе среднего бизнеса заставляет эти компании усложнять свои бизнес-процессы. Тогда возникает логичный вопрос — если средний бизнес выставляет почти такие же требования к функционалу, как и корпоративные клиенты, то почему бы не предложить им урезанные по количеству рабочих мест, но полноценные по функционалу корпоративные системы? И разработчики систем для крупного бизнеса уже подготовили свои предложения для СМБ. Но их системы пока не оптимизированы под сокращение затрат на обслуживание. В итоге получается, что далеко не каждый представитель среднего бизнеса (не говоря уже о малых предприятиях), готов развернуть у себя упрощенные корпоративные системы: на этапе покупки лицензий и внедрения они порой выглядят достаточно дешевым решением, но поддержка и развитие подобной ИС постоянно напоминает о происхождении. Также крайне важным критерием выбора той или иной системы учета является срок внедрения: средний бизнес не может позволить себе внедрять систему на протяжении года, а то и нескольких лет. Внедрение, как правило, сопровождается сбоями внутренних процессов и другими проблемами, приводящими к простоям и убыткам, а средние компании не обладают таким количеством свободных средств, которое позволило бы покрыть все издержки. Разработчики ИС делают все возможное для того, чтобы сократить сроки внедрения — именно для этого создаются вертикальные решения, призванные снизить стоимость и длительность проекта. На первый взгляд, этот вариант вполне удовлетворяет и разработчиков, и клиентов, но он имеет один серьезный недостаток. Как сказано выше, средний бизнес в агрессивной конкурентной среде движется по пути усложнения бизнес-процессов, что приводит к возникновению уникальной логики работы компании. Часто уникальность бизнес-процессов является сильным конкурентным преимуществом. А внедрение вертикального решения приводит к стандартизации бизнес-логики и потере таких преимуществ. Для средних компаний важна возможность решения основных задач средствами одной системы, так как интеграция нескольких независимых решений значительно увеличивает сроки внедрения, стоимость проекта и сопровождения ИС. Но самое неприятное, что "результат" доведенного до конца проекта по интеграции различных ИС, по мнению г-на Народицкого, оказывается менее быстродействующим, чем единая система, выполняющая аналогичные функции. Таким образом, даже интеграция лучших в своем классе решений экономически не выгодна для предприятий среднего и малого бизнеса. Если рассматривать изменение требований за последние 2-3 года, то средний и малый бизнес все больший интерес проявляет именно к управленческим функциям. Учетные задачи отходят на второй план, так как решаются практически всеми системами управления предприятием. Бухучет — субстанция изменчивая Еще несколько лет назад постоянные изменения законодательных и нормативных актов непрестанно будоражили как бухгалтерскую общественность, так и сообщество разработчиков. Ходили даже слухи, что последним это как раз и выгодно, и что большая часть таких изменений инспирируется именно ИТ-компаниями. Вряд ли это так — кому нужна непрерывная работа в авральном режиме? Но времена изменились. "Сегодня, как правило, нет необходимости работать на опережение и разработки вести "на проектах" нормативных актов. У нас есть время", — констатирует г-н Буреш. Действительно, российские законодатели в последние годы стараются не принимать законы "задним числом": обычно с момента их принятия до введения в действие имеется некоторый временной интервал. Эксперты отмечают, что процесс внесения изменений у разных разработчиков не имеет принципиальных отличий. "В нашей компании специалисты отслеживают внесение поправок в законодательство с момента появления предложения, на этом этапе идет оценка необходимых ресурсов для адаптации программы к изменениям, — отмечает г-н Народицкий, — Если поправка утверждена и для ее внесения в ИС необходимо выпустить обновление, то формируется техническое задание, которое передается в отдел разработок. Как только обновление готово — все заказчики информируются об этом. Все изменения входят в стоимость годовой поддержки, поэтому никаких дополнительных платежей за обновления не требуется". В компании ДИЦ все изменения стараются готовить к началу квартальной (годовой) отчетности, то есть четыре раза в год. "Однако случаются внеплановые изменения, когда нужно срочно подготовить и выпустить обновления, поскольку они уже вводятся в действие или необходимы сразу в момент их опубликования, — отмечает Людмила Кушнарева. — У нас существуют разные варианты получения их клиентом. Например, можно приобретать квартальные обновления — в этом случае заказчик получает все изменения, действующие на момент приобретения. Либо, оплатив годовой абонемент, он получает все обновления, которые будут произведены в течение следующего года. Во всех вариантах вместе с обновлением программы в соответствии с законодательством наши заказчики получают и бесплатный функциональный апгрейд программы". Эксперты также отмечают большую оперативность российских разработчиков в отношении внесения изменений по сравнению с западными. Президент корпорации "Галактика" Николай Красилов, считает, что наши ИТ-компании реагируют на изменения быстрее за счет того, что разработка ПО ведется в России. Директор по консалтингу "РБК Софт" Алексей Постников видит эту ситуацию несколько иначе: "Для российских разработчиков рынок РФ — основной и они предлагают массу усилий по его завоеванию. Для западных компаний рынок РФ практически никогда не являлся ключевым, они слишком неповоротливы и не всегда считают нужным реализовывать "экзотические" требования законодательства. Субъективно — нет ни одной западной системы, в которой данный вопрос был бы полностью решен". Татьяна Богатова |