|
|
Связь для СМБ: что и почем?Доступность современных коммуникаций снижает порог для выхода бизнеса на рынок, что особенно благоприятно для развития малых и средних компаний. Роль интернета — основы современных коммуникаций — в этом контексте трудно переоценить. Правда, пока компании в разных регионах имеют разные возможности и условия доступа в Сеть, но постепенно эти различия стираются. Ежемесячные затраты российских компаний на телекоммуникации, по некоторым оценкам, составляют примерно от $300-500 у мелких фирм до $1000 и более у средних. Самыми популярными остаются услуги телефонной связи и доступ в интернет. Последний уже сейчас позволяет отказаться от классической телефонии — оплот традиционных операторов, которые сами активно развивают интернет-доступ. Растет популярность альтернативных способов голосовой связи через широкополосный интернет-канал (Skype, Google Talk, Sipnet и др.), активно развивается IP-телефония. В любом случае броадбэнд является основой современных коммуникаций и самым быстрорастущим сегментом российского рынка. Малый и средний бизнес, еще недавно почти игнорируемый крупными провайдерами, становится ощутимым драйвером этого роста. Технологии и тарифы Наиболее распространенным способом скоростного доступа в глобальную сеть — как для частных пользователей, так и для небольших компаний — остается технология ADSL. Теоретически она позволяет получать доступ по стандартной медной телефонной линии, которая не будет при этом занята, на скорости к абоненту до 7,5 Мбит/c (от абонента — до 1,5 Мбит/с). На практике скорости, которые зависят от множества факторов (расстояние до узла оператора, состояние кабеля, различные наводки, загрузка каналов и пр.) могут оказаться существенно ниже. Поэтому гарантированную скорость обещают лишь немногие российские провайдеры, большинство же, как правило, указывает ее верхний предел. Также далеко не все провайдеры готовы предоставлять доступ без ограничения по трафику. При этом стоимость услуги для юридических лиц, как правило, существенно выше, чем для частных абонентов. Пионерами «безлимитки» почти всегда становятся альтернативные операторы, в то время как традиционные все еще «прощупывают почву». Удивительно, что даже в Москве, на самом развитом интернет-рынке страны, некоторые даже крупные провайдеры не имеют безлимитных предложений для компаний. Так, «Комстар-Директ» (ранее «МТУ-Интел»), предоставляющий услуги ADSL под маркой «Стрим» для корпоративного сектора на основе сети передачи данных общего пользования МТГС, в своих тарифных планах «Малый бизнес.Ру» ($153 и $180 в месяц, здесь и далее не учтен НДС и другие налоги) ограничивает трафик 5 000 Мбайт в месяц. Для средних компаний предлагается тариф «Средний Бизнес.Ру» с абонплатой $360, в которую включено 15 000 Мб трафика. Бонусом для абонентов, подключившихся до 31 марта 2007 года, станет бесплатное подключение. В северной столице основными игроками на рынке ADSL доступа являются Петербургский филиал СЗТ, оператор «Веб-Плас» и др. Стоимость подключения у традиционного оператора составляет 3 900 руб., у альтернативного — 4 599 руб. Ежемесячная абонентская плата у филиала СЗТ варьируется от 1500 руб. за асимметричный канал (скорость к абоненту 64 Кбит/c) до 8 500 руб. (512 Кбит/c). «Веб-Плас», гарантирующий фиксированную скорость к абоненту и от него, установил плату от 1799 руб. до 14399 руб. за аналогичный диапазон скоростей. В других регионах безлимитных предложений по доступу в Сеть для корпоративного сектора очень немного. В целом можно отметить, что российскому малому и среднему бизнесу, в основном, приходится довольствоваться тарифными планами с ограничением по трафику и относительно узкополосными каналами — до 512 Кбит/с. Как альтернатива проводному ADSL-доступу используется широкополосный беспроводной доступ (в основном, WiMax/pre-WiMax системы). Эти услуги для частного абонента пока дороги, но малому и среднему бизнесу вполне доступны. По оценкам аналитиков, корпоративные клиенты приносят операторам беспроводного доступа до 90% доходов. Услуги востребованы в первую очередь компаниями с территориально распределенной структурой, предприятиями, которым требуется связь на производственных или складских объектах. Часто компании, имеющие офисы в бизнес-центрах, предпочитают беспроводной интернет, не желая переплачивать оператору-монополисту. Но чаще всего беспроводной доступ используется там, где нельзя протянуть кабель, а в России таких территорий очень много. Среди игроков на рынке BWA федерального масштаба можно отметить таких операторов как, например, «Энфорта» (предоставляет услуги в 18-ти российских городах, включая Москву и Санкт-Петербург), «МедиаСети» (9 городов) и др. Их цены на трафик и подключение пока, как правило, выше, чем тарифы ADSL-провайдеров. Например, в тарифном плане «Прайм» от «Энфорты» абонентская плата, включающая 100 Мбайт предоплаченного трафика составляет 499 рублей, а плата за каждые 100 Мбайт, сверх включенного в абонплату трафика — 399 руб. (округление с точностью до 1 Мб). Стоимость подключения составляет 7 999 рублей, скорость доступа — 256 Кбит/с. «Синтерра» предлагает скорость доступа в диапазоне от 64 Кбит/с до 1,3 Мбит/c, при неограниченном трафике и абонентской плате от 2 380 руб. до 16 100 руб. соответственно. Установочная плата при инсталляции внутреннего радиомодема колеблется от 7 000 до 12 600 руб. Относительно высокие цены не смущают корпоративных клиентов. Например, по оценкам компании «МедиаСети», прирост клиентской базы в 2007 г в Ярославской области планируется на уровне 50%. В ряде регионов вполне успешно развивается спутниковый интернет. Тарифы на безлимитный спутниковый интернет в Новосибирске (компания SatSib) начинаются от $57 в месяц за канал 64 Кбит/с с негарантированной скоростью и от $220 — с гарантированной. Тарифы на доступ в интернет без ограничения трафика на скорости 512 Кбит/с для юридических лиц
В целом можно говорить о том, что в регионах спрос на услуги доступа в интернет со стороны малого и среднего бизнеса еще далек от насыщения. Сдерживающими факторами являются относительно высокие цены при ограниченной скорости доступа и дефиците безлимитных предложений. Доходит даже до акций протеста. Так, в прошлом году в Нижнем Новгороде прошел флэшмоб-митинг против политики компании «ВолгаТелеком», которая, как считают участники демонстрации протеста, злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг предоставления доступа к интернету в регионе, в результате чего цены на них слишком велики, а качество оставляет желать лучшего. Кстати говоря, сегодня тарифы оператора на неограниченный доступ по технологии ADSL относительно низкие — 2600 руб. в месяц за канал 128 Кбит/с при стоимости подключения 1 600 руб. (без настройки оборудования и ПО). Телефония «в нагрузку» Имея широкополосный доступ в интернет, компании, по сути дела, получают еще и дешевую телефонию и не только ее. Символичен пример американского провайдера услуг VoIP компании Vonage, который еще в мае 2005 года запустил свои услуги в Великобритании. Напомним, что тогда компании малого бизнеса получили за ?18,99 в месяц линию для факса, а также 500 минут разговоров через местную и национальную сеть.Весомым двигателем спроса на IP-телефонию со стороны малого бизнеса является его специфика — невысокая потребность в числе телефонных линий (не более 2-5 телефонов). Вследствие того, что номерная емкость раздается операторами, как правило, потоками по 2 Мбит/с (более 30 телефонных линий), вынос малой номерной емкости может быть для них экономически неэффективным — оператор вынужден задействовать для этого такой же ресурс, как для 30 телефонов. Таким образом, стоимость подключения 5 телефонов зачастую сопоставима по цене с организацией 30 номеров. В качестве выхода из этой ситуации операторы предлагают использовать IP-телефонию, которая позволяет небольшим компаниям получить малое число телефонных номеров за относительно небольшую цену. Для решения проблем телефонии компаниям SOHO предлагается за счет использования IP-технологии на базе одной телефонной медной пары подключать несколько телефонов к сети и несколько связанных сетью Ethernet компьютеров — к интернету. Основные преимущества использования IP-телефонии хорошо известны. Это экономия на междугородных и международных телефонных разговорах за счет передачи голосового трафика через глобальные сети передачи данных, сокращение затрат на администрирование (вместо двух сетей — телефонной и передачи данных — у потребителя остается лишь одна), богатый функционал и пр. Вместе с тем у VoIP есть и существенные недостатки, например, недостаточно проработанные вопросы информационной безопасности (ИБ). При этом наибольший рост бизнеса ИБ (до 50–60%) будет наблюдаться в сегменте СМБ, говорится в отчете Leta IT-сompany «Навстречу переменам: рынок информационной безопасности 2007». В этой связи рост активности поставщиков в данном сегменте вполне логичен. Так, недавно разработчик сетевых антивирусных программ, ПО и услуг для защиты контента компания Trend Micro объявила о старте полномасштабной программы продвижения продуктов для малого и среднего бизнеса на российском рынке. Одним из наиболее популярных путей увеличения количества коммуникационных точек входа и выхода в офисе является установка небольшой офисной АТС. Современные УАТС, как правило, обеспечивают предоставление не только разнообразных услуг цифровой телефонии, но и передачу данных. Многие операторы оказывают услугу подключения УАТС к своей телефонной сети «под ключ». Помимо собственно подключения сервис включает аренду нужного количества линий, предоставление комплексных услуг передачи голоса и данных на базе УАТС. Тенденция такова, что все больше компаний-заказчиков стремится получить интегрированные услуги у одного оператора, предпочитая иметь единый счет. Постепенно среди компаний малого и среднего бизнеса набирает популярность услуга IP-Centrex, которая позволяет, используя стандартное подключение к сети оператора (по медной паре, с помощью АDSL, Ethernet или по радиоканалу) получить доступ к сервисам, превосходящим возможности самых передовых офисных УАТС. Суть услуги заключается в использовании офисной АТС оператора, установленной в удаленном операторском центре. Использование IP-Centrex, по некоторым оценкам, позволяет корпоративному клиенту сэкономить на инсталляции УАТС до 70% средств. Среди доступных «продвинутых» сервисов — единый номерной план, доступность находящихся все офиса сотрудников; аудио и видеоконференции; голосовой почтовый ящик (включая работу с факсами); функциональность виртуального автосекретаря; удаленная настройка виртуальной УАТС, управление услугами через веб-интерфейс и пр. Компаниям, чьи сотрудники часто находятся в разъездах, операторы предлагают также услуги интеграции фиксированной телефонной и мобильной связи (FMC). Так, «Комстар-ОТС» в рамках совместного с «Мегафон-Москва» сервиса «Мобайл-ТОН GSM» предлагает услугу переадресации всех вызовов с офисного телефона на мобильный. При этом исходящие междугородные и международные вызовы с мобильного телефона осуществляются так же, как и с офисного, по тем же тарифам на междугородную и международную связь. В целом можно говорить о том, что российский рынок телекоммуникационных решений для малого и среднего бизнеса растет высокими темпами. Об этом, в частности, свидетельствуют высокие темпы продаж ведущих мировых поставщиков. Например, в России рост продаж Avaya в сегменте решений для СМБ составил в 2006 финансовом году 72%. Конкурент Avaya — компания Cisco Systems также анонсировала специальную лизинговую программу для малого и среднего бизнеса.Виталий Солонин / CNews Analytics |