|
|
ERP-гиганты «раскачали» информатизацию СМБМалый и средний бизнес остается одним из самых привлекательных секторов развития для большинства поставщиков программных и аппаратных средств. Начало тенденции положили пару лет назад громкие заявления лидеров ERP-рынка, ранее ориентированных на заказчиков с оборотом от 1 млрд долл. Тенденция сохранится, судя по всему, и в ближайшие годы. Компании уровня СМБ — это сектор, в котором постоянно создаются новые рабочие места, происходят динамичные изменения, а бюджеты на ИТ растут намного быстрее, чем в сегменте крупных игроков. В США к сегменту СМБ относят более 230 тыс предприятий, экспортирующих 182 млрд долл., что составляет более трети ежегодного объема экспорта США. Еще большую роль предприятия СМБ играют на развивающихся рынках. Согласно отчетам China’s State Development and Planning Commission on SMB`s, на малых и средних предприятиях Китая занято 75% всех трудовых ресурсов, и этот сегмент генерирует более половины ВВП. По мнению аналитиков, предприятия среднего уровня находятся в процессе трансформации трудозатратной модели бизнеса в сторону улучшения продуктивности и снижения затрат при помощи ИТ. Неудивительно, что все поставщики ИТ-решений — от вендоров мощных корпоративных платформ и ERP-систем до разработчиков специализированных бизнес-приложений — либо уже вышли на рынок СМБ, либо попытаются это сделать в ближайшие годы. Коммерческий успех их усилий и эффективность внедрений будут во многом определяться способностью ИТ-компаний прислушиваться к требованиям СМБ-заказчиков, учитывать их особенности и адаптировать свои технологии и предложения под их потребности. Затраты на актуальные потребности Согласно данным исследовательской компании Yankee Group, около 38% ИТ-бюджета компаний с количеством сотрудников от 20 до 99 человек составляли затраты на оборудование. Опубликованные этим же аналитическим агентством в июле 2006 года оценки поставок вычислительных систем, серверов, рабочих станций и ПО системного управления, а также опрос СМБ-заказчиков о ценах, качестве, надежности и услугах, предоставляемых различными вендорами, продемонстрировали, что лидером в данном сегменте является IBM. Несмотря на то, что компания традиционно ассоциируется с масштабными поставками в крупные корпоративные или госструктуры, агрессивная ценовая политика линейки системных решений Express, а также удачная разработка пакетных предложений для СМБ обеспечили ей отрыв от главных конкурентов — Dell и HP, которые разделили между собой вторую позицию рейтинга. Dell выигрывала по объему поставок серверов, ПК и ноутбуков в количественном выражении, а также получила дополнительные баллы за развитые веб-ресурсы и предлагаемые заказчикам СМБ возможности обучения новым технологиям. В свою очередь, оценки деятельности HP продемонстрировали уникальные возможности этой компании в сегменте так называемых микро-предприятий (от 2 до 50 сотрудников). Структура затрат СМБ-компаний в мире Остальные статьи затрат СМБ-компаний на ИТ выглядят скромнее: 18% приходится на программное обеспечение инфраструктуры (веб-серверы, почтовые серверы, брандмауэры и т.п.). Примерно равные суммы распределяются на закупку бизнес-приложений (финансовые и учетные системы, ПО поддержки продаж, CRM) и их обслуживание (14% и 13% соответственно). 9% ИТ-бюджетов составляют решения информационной безопасности (главным образом — антивирусные приложения). Оставшиеся 8% СМБ-компании тратят на ИТ-услуги. Неудовлетворенный спрос на интеграцию Наибольший интерес с точки зрения перспектив автоматизации представляют выявленные в опросе Yankee Group ИТ-потребности малых и средних предприятий. Главная сложность, с которой сейчас сталкиваются руководители СМБ-компаний на американских и европейских рынках — это слабая интеграция между многочисленными системами и приложениями. 53% респондентов указали улучшение интеграции в качестве главного приоритета, а 47% отметили необходимость интегрировать веб-сайты и внутренние приложения. Впрочем, рынок СМБ здесь отнюдь не одинок — с подобной же проблемой сталкиваются и крупные предприятия. В отличие от которых, правда, малый и средний бизнес не может выделить значительные бюджеты на решение задач интеграции и, кроме того, не располагает достаточным штатом квалифицированных ИТ-специалистов, которые могли бы самостоятельно разрабатывать интеграционные модули (42% респондентов отметили нехватку кадров). Ниша востребованных СМБ-заказчиками дешевых интеграционных решений пока остается незанятой. Поставщики корпоративных ИТ-систем не готовы радикально пересматривать свою ценовую политику, а разработчики недорогих инновационных решений в этой сфере еще не обладают достаточным весом и не могут привлечь такое количество заказчиков, чтобы их можно было считать значимыми игроками на рынке интеграционных систем. Инвестиции по возможностям Несмотря на ограниченность ИТ-бюджетов, предприятия СМБ намерены в ближайшем будущем инвестировать средства в обеспечение безопасности систем и повышение степени готовности приложений и доступности данных, отмечают аналитики Yankee Group. По данным же отчета Forrester Research (2006), при сохранении устойчивого роста ИТ-бюджетов малых и средних предприятий более трети всех затрат на ПО американского СМБ составят инвестиции в новые технологии. Главным приоритетом станет улучшение интеграции приложений (61% респондентов), которое, в свою очередь, вызовет некоторое увеличение расходов на обновления широкого спектра ПО и инфраструктурных продуктов. В сфере прикладного ПО, по данным Forrester Research, средства будут выделяться преимущественно на приложения для поддержки процессов, специфических для той отрасли, в которой работает СМБ-компания (96% планируемых инвестиций). На уровне программной инфраструктуры значительную долю будут занимать решения по информационной безопасности (65% инвестиций). 15% опрошенных аналитиками СМБ-компаний широко используют в своей инфраструктуре ПО с открытым исходным кодом, а 6% планируют провести в 2007 году пилотные проекты на базе open source. 32% СМБ-игроков на североамериканском рынке планируют обратиться к услугам внешних компаний для разработки и внедрения ПО. 25% уже передали функцию обслуживания ПО аутсорсинговым компаниям и еще 2% планируют сделать это в 2007 году. Концепцию SaaS (Software as a service) компании СМБ достаточно активно применяют в сфере ПО безопасности и автоматизации HR-функций (44% респондентов отметили оба пункта), однако бурного роста освоения SaaS аналитики Forrester не ожидают — лишь 2% опрошенных руководителей СМБ планируют подобные проекты в 2007 году. Согласно другим исследованиям, СМБ-компании планируют также инвестировать в автоматизацию бизнес-процессов и ключевых функций. Так, по прогнозам ARC Advisory, в 2007 году американские компании этого сегмента увеличат бюджеты на внедрение ERP в среднем на 12,3% — это самый высокий показатель с конца 90-х гг. Отчет AMR Research подтверждает эти оценки, уточняя, что при помощи инвестиций в ERP-системы предприятия рассчитывают более успешно вести бизнес в условиях глобализации, а также добиться более эффективной и экономичной организации производства. Особенно важна задача модернизации ERP-систем для промышленных предприятий среднего размера. Согласно отчету Aberdeen Group (октябрь, 2006 г.), 42% производственных компаний в настоящее время эксплуатируют два и более ERP-пакета, а 16% вынуждены работать с тремя и более. Такая ситуация сложилась в результате слияний, а также политики децентрализованного принятия решений в сфере автоматизации. Многие из имеющихся в этом секторе систем принципиально устарели или перестали соответствовать корпоративным стандартам быстро развивающихся предприятий. 71% опрошенных Aberdeen Group компаний среднего уровня намерены консолидировать имеющиеся у них ERP-решения. Опрос MBT при поддержке SAP, проведенный среди предприятий среднего размера, также выявил тенденцию к увеличению инвестиций в ИТ для более эффективного использования имеющихся и планируемых к внедрению систем. В числе наиболее важных областей инвестиций в ПО в этом исследовании указаны внедрение ERP и автоматизация производственных процессов. При этом целями информатизации для средних компаний являются обеспечение новых выгод заказчикам (38% опрошенных), более эффективное использование данных (27%) и снижение темпов роста ИТ-затрат (15%). Лариса Артамонова Илья Прокимнов: Западные решения становятся все более востребованными на российском рынке СМБО потребностях российских СМБ-заказчиков в области автоматизации бизнеса, о проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются ИТ-интеграторы при реализации проектов в этом сегменте, в интервью CNews рассказывает Илья Прокимнов, директор по консалтингу компании ColumbusITRussia. CNews: Какие поставщики сегодня доминируют на рынке ИТ для среднего и малого бизнеса? Илья Прокимнов: В отличие от крупных предприятий рынок СМБ очень сильно сегментирован. В секторе крупного бизнеса, как известно, доминируют две ИТ-компании — Oracle и SAP, которые делят рынок приблизительно поровну. Но на рынке нет ИТ-компаний, которые контролировали бы хотя бы 20% мирового рынка СМБ. В последние годы развитие рынка автоматизации средних предприятий связано с активизацией в этом сегменте деятельности глобальных игроков рынка крупных предприятий. Безусловно, это значительно усиливает рыночную конкуренцию. В то же время не стоит забывать, что решения Microsoft на рынке СМБ присутствуют не один десяток лет, и в них заложена гигантская экспертиза, накопленная за эти годы. Для Microsoft Business Solutions средний сегмент исторически является основным рынком, поэтому потеснить его будет крайне сложно. |