|
|
Что мешает информатизации российского СМБ?Сегмент СМБ за последние годы стал одним из наиболее перспективных рынков для ИТ-поставщиков. Причина - рост инвестиций заказчиков в развитие ИТ-инфраструктуры и автоматизация все более широкого спектра бизнес-процессов. Однако уровень информатизации предприятий российского СМБ до сих пор оставляет желать лучшего. Что же мешает российскому СМБ стать активным потребителем информационных технологий? Как считают аналитики, российские СМБ-компании в большинстве своем осторожничают в вопросах информатизации. Главными препятствиями к внедрению ИТ, по их мнению, остаются высокая стоимость решений и проблема с возвратом инвестиций в ИТ. По оценкам аналитиков, свыше 50% предприятий СМБ планируют потратить на ИТ не более 50 тыс долл., 30% намерены тратить на информатизацию 50-200 тыс долл. Западная Европа: СМБ преуспел в ИТ-экипировке На западноевропейский малый и средний бизнес приходится, по данным IDC, 53% всех ИТ-расходов. В 2005 году объем рынка ИТ-продуктов и услуг в Западной Европе составил, по тем же оценкам, около 302 млрд долл., из которых 160 млрд долл. истратили представители малого и среднего бизнеса. При этом темпы роста рынка ИТ для СМБ сильно различаются в зависимости от вертикальных сегментов, макроэкономических результатов, циклов замены или обновления оборудования, уровня разнообразия ценовых моделей и доступности новых ИТ-решений. По оценке старшего аналитика по исследованиям СМБ-отдела европейских вертикальных рынков IDC Лауры Конверсо, сегментирование рынка остается важным условием для поставщиков ИТ, обслуживающих западноевропейские фирмы. "Однако точную картину рынка СМБ отражает не только его гранулярность. Этот рынок по определению разнородный, географически разрозненный и традиционно обслуживаемый непрямыми каналами с местным присутствием вблизи маленьких фирм", — отмечает она. Аналитики считают, что ИТ-поставщики представляют все больше решений, удовлетворяющих интересам компаний среднего бизнеса, и помогают им переводить вопрос внедрения ИТ из тактической плоскости в стратегическую. Наиболее значительный спрос на ИТ наблюдался среди компаний сектора СМБ Западной Европы, работающих в области здравоохранения и в госсекторе; такая ситуация сохранится в течение ближайших пяти лет. Вице-президент Cisco Systems по работе с малым и средним бизнесом на европейских рынках Эдзард Овербеек отмечает, что только в Европе насчитывается около 19 млн малых и средних предприятий, в которых работает 65 млн сотрудников. По его мнению, эти предприятия и составляют основу европейского бизнеса. Чтобы добиться успеха, они рискуют, вкладывая средства в новые рынки, разрабатывают нишевые продукты и услуги, используют передовые технологии для повышения эффективности, сокращения расходов и укрепления отношений с заказчиками. Общее стремление западноевропейских СМБ-компаний — вкладывать средства в технологии, обеспечивающие автоматизированное управление бизнесом, уверены аналитики. Между тем, руководство небольших западноевропейских компаний вслед за крупными предприятиями задумывается об интеграции приложений, а 21%, по данным Forrester, утверждают, что это является их главной задачей в сфере ПО на 2007 год. Аналитики Forrester также отмечают, что среди СМБ-компаний постепенно растет интерес к программному обеспечению как сервису (Software-as-a-Service, SaaS). Отечественный СМБ: ИТ-рывок нам только снится По мнению аналитиков компании IDС, средний бизнес, будучи более ограниченным в средствах, чем крупные компании, ориентируется на решения, учитывающие отраслевую специфику. Это позволяет снизить затраты на внедрение, которые порой оказываются выше стоимости лицензий. В целом, по данным IDC, автоматизация в российском секторе СМБ идет примерно теми же темпами, что и в секторе крупных предприятий — никаких признаков бума пока не наблюдается. В 2003 — 2005 гг. доля СМБ в общем объеме российского рынка ERP-систем не менялась, оставаясь на уровне 18%. По оценкам Microsoft, доля предприятий, использующих интегрированные системы управления бизнесом в российском СМБ, сейчас не превосходит 25%, в то время как в западных странах значительное число СМБ-компаний использует ERP-системы, как минимум, для комплексного управления финансами, обработки заказов и управления запасами. "За последнее время в России не произошло каких-либо событий, которые могли бы сподвигнуть большое количество потенциальных заказчиков СМБ на внедрение интегрированных систем управления — например, тотального перехода на МСФО, бума IPO на рынке среднего бизнеса, увеличения экономической составляющей в конкуренции на рынке", — объясняют в компании. В то же время в Microsoft считают, что сектору СМБ по мере развития приходится решать все более сложные управленческие задачи, которые все чаще требуют использования различных систем управления бизнесом. "Уровень их проникновения за последние годы, безусловно, увеличился — как за счет интенсификации использования систем, так и за счет растущего числа пользователей, — отметил наш собеседник. — Но, безусловно, отечественному рынку пока очень далеко до уровня западных стран". В компании CTI также считают, что за последние годы существенного скачка в области информатизации сегмента СМБ не произошло. "К сожалению, для большинства небольших компаний информатизация — это компьютер с установленным пиратским ПО и принтер. Во многих предприятиях данного сектора по-прежнему не хватает достаточно квалифицированных ИТ-руководителей, способных отстаивать перед начальством идеи получения выгоды компании от повышения уровня ее информатизации и автоматизации бизнес-процессов. Можно считать определенным успехом CIO, если в общем бюджете компании доля ИТ-затрат составляет от 3 до 7%". Одна из ИТ-тенденций ближайших лет на рынке СМБ — это повышение значимости аутсорсинга, считают в CTI. Все большему числу небольших компаний будет невыгодно содержать непрофильные подразделения. В то же время фирмы, предлагающие услуги аутсорсинга, по мере увеличения числа СМБ-заказчиков смогут предлагать свои услуги по все более приемлемой стоимости. В Microsoft также отмечают тренд роста ИТ-аутсорсинга на рынке малого бизнеса: по оценке компании, уже сегодня 30% российских предприятий, чей компьютерный парк составляет от 10 до 24 "машин", доверяют поддержку своей ИТ-инфраструктуры внештатным специалистам, четверть из которых — сотрудники специализированных ИТ-компаний. Оценить ИТ-затраты средних и малых Единого взгляда на объемы российского ИТ-рынка для СМБ-компаний у экспертов, опрошенных CNews, не наблюдается. Игроки по-разному оценивают сегодняшний "вклад" средних и малых компаний в отечественный ИТ-рынок в целом. В Oracle СНГ отмечают, что доля "заслуг" СМБ в общем объеме ИТ-рынка составляет порядка 10-15% (ссылаясь на примерно такое же соотношение в структуре лицензионных продаж Oracle СНГ). С учетом того, что общий объем российского ИТ-рынка оценивается аналитиками примерно в 370 млрд рублей, в компании предполагают, что объем российского ИТ-рынка для СМБ составляет около 60 млрд рублей. По оценкам Epicor-Scala, объем ИТ-рынка в сегменте СМБ в России варьируется в пределах от 250 до 500 млн долл. "В силу определенных особенностей российского рынка СМБ у нас нет четкой картины его масштабов. Большинство средних компаний — это частные структуры, поэтому доступ к их официальной финансовой статистике закрыт". В Epicor-Scala отмечают значительный спрос СМБ в России на отраслевые решения для автоматизации производственных и сервисных компаний, сегментов FMCG и розничной торговли. Пока еще в меньшей степени, чем на Западе, развит спрос на технологии электронного обмена данными и решения по интеграции с системами торговых партнеров. В "РБК Софт", в свою очередь, оценивают долю ИТ-рынка для СМБ в 30% от общего объема ИТ-рынка, отмечая при этом, что она существенно ниже доли госсектора и крупных корпораций. В компании считают, что сегодняшнее соотношение ИТ-затрат СМБ-заказчиков составляет 60:40 в пользу аппаратного обеспечения, и что в последние годы увеличение доли ПО в структуре затрат СМБ становится закономерностью. В "Компьюлинке" также отмечают тренд к росту затрат на ПО и ИТ-услуги. Что касается усиленного обновления парка ПК, то в этом вопросе прогнозы специалистов менее оптимистичны. Объем рынка ИТ для СМБ в "Компьюлинке" оценивают в 25% от общего объема ИТ-рынка. В "АйТи", напротив, считают, что этот сегмент занимает около половины всего ИТ-рынка, ссылаясь на то, что данное значение соответствует результатам, полученным западными аналитичскими агентствами. "В ближайшие годы темпы роста этого сегмента превысят 20%, — ожидают в "АйТи". — В основном интерес к ИТ здесь будет вызван устареванием действующих систем, необходимостью повышения конкурентоспособности и КПД бизнеса. При этом особенно заметный вклад в динамику роста рынка внесут предприятия среднего масштаба, которые стараются не только быть первыми в своих сегментах, но и не отстать от более крупных конкурентов". В области потребления услуг предприятиями СМБ акцент будет смещаться в сторону приобретения лицензионных программных продуктов и услуг по поддержке ИТ-сервисов. Все большую актуальность приобретает тема аутсорсинга персонала под внедрение каких-то определенных кратковременных задач. В GMCS считают, что за последние годы объем рынка ИТ для СМБ вырос в разы. С выходом сюда крупных вендоров с соответствующими пакетами объем рынка оценивается в более чем 200 млн евро в год. На сегодня структура ИТ-бюджетов средних компаний до внедрения ERP-систем выглядит следующим образом: 50% — "железо", 15-20 % — софт, остальное — на зарплату сотрудников. После внедрения ERP-cистемы 45% ИТ-бюджета тратится на железо, еще столько же — на софт и консалтинг. "По-прежнему до 80% затрат на ИТ в секторе СМБ — это затраты на "железо" и инфраструктуру, — возражают в "Ассоциации CRM". — На ПО тратят не так много, как на Западе, поскольку в стране велика доля контрафакта; а на привлечение внешних ИТ-специалистов тратят деньги неохотно, потому что культура потребления подобных услуг в этом сегменте еще недостаточно развита. Клиенты и поставщики не вполне доверяют друг другу, кроме того — сектор СМБ не всегда интересен профессионалам рынка ИТ в ситуации, когда они более чем востребованы на enterprise-уровне". В "Ассоциации CRM" оценивают отечественный ИТ-рынок для СМБ в сотни миллионов долларов в год с учетом затрат на "железо" и инфраструктурных проектов — с тенденцией к росту на 20-25% ежегодно. "ПО и ИТ-услуги по-прежнему не являются доминирующей составляющей затрат на ИТ — ни для корпоративных клиентов, ни для СМБ, — уверены в Oracle СНГ. — И предприятий СМБ это касается в большей степени: если корпоративный рынок близок к насыщению по уровню информатизации, то про рынок СМБ этого не скажешь. Он очень изменчив: появляются новые компании, а к давно существующим, порой, только сейчас приходит осознание необходимости информатизации и появляются бюджеты на нее". "Среднестатистическое" СМБ-предприятие уже преуспело в области использования более широкого спектра ИТ-решений. Поэтому в сегменте СМБ растет доля ИТ-услуг и ПО, но при этом она составляет не более 15% (в корпоративном сегменте этот показатель находится на уровне 30%). По наблюдению экспертов "Стерлинг Интеграции", структура ИТ-затрат предприятий СМБ очень похожа на корпоративный сегмент 4-5-летней давности, но она динамично меняется. "Пока, конечно, основная доля затрат приходится на аппаратное обеспечение, и очень мало тратится на услуги, поскольку в основном приобретаются "коробочные" решения, — отмечают в компании. — Но тенденция увеличения доли услуг — налицо". В "Стерлинг Интеграции" предполагают, что темпы роста рынка ИТ в СМБ на 10-15% выше, чем в сегменте корпоративных заказчиков. Напомним, что в 2005 году суммарные ИТ-затраты предприятий СМБ в мире превзошли аналогичные показатели корпоративного рынка. В России такая ситуация может сложиться через несколько лет. Продолжительность и масштаб ИТ-проектов СМБ Сроки реализации ИТ-проекта в компании СМБ в первую очередь зависят от уровня сложности тех задач, для решения которых внедряются информационные технологии. По данным исследования CNews Analytics, 53% респондентов придерживаются мнения о том, что среднестатистический ИТ-проект в компании СМБ длится от 3 до 6 месяцев. Средняя длительность ИТ-проекта в СМБ-компании По наблюдениям "Ланита", за последние годы заметных изменений в сроках реализации проектов в секторе СМБ не отмечается. Зато усилилась их вариативность. "Коробочные продукты на малых предприятиях иногда внедряются в течение суток, рассказали представители компании. — Если решение должно быть серьезно доработано под специфику компании, то проект занимает месяцы, а в случае внедрения корпоративных систем — зачастую и годы". "Масштабы проектов в СМБ растут незначительно: "типовые" проекты в секторе среднего бизнеса — это 10-50 тыс долл. при средней продолжительности в 1 квартал, — считают в BCC. — Предел стоимости проектов, реализуемых малыми компаниями — это 20 тыс долл., их длительность не превышает 1-2 месяца". Впрочем, в "РБК Софт" не согласны с такой точкой зрения. "За последний год явно прослеживается тенденция уменьшения сроков внедрения ИТ-решений в СМБ — средняя длительность проектов сокращается с 6-9 месяцев в 2005 году до 2-6 месяцев в 2006 году. При этом стоимость проектов зачастую не сильно корректируется". В "Галактике" отмечают, что автоматизация основных бизнес-процессов на основе ERP-системы в среднем занимает от 3 до 7 месяцев. "Все зависит от того, в каком сегменте рынка, в каких конкурентных условиях действует конкретное предприятие и какие бизнес-задачи перед ним стоят, — считают сотрудники компании. — У нас есть проекты в СМБ, которые по глубине затрагиваемых управленческих задач превосходят многие из тех, что ведутся в более крупных компаниях". По мнению специалистов "АйТи", построить инфраструктуру на средних предприятиях можно за 1-3 месяца, а внедрить бизнес-приложения — за полгода-год. Создание инфраструктуры на малых предприятиях может длиться от 10 дней до 1,5 месяцев, а внедрение софтверных решений — до полугода. В то же время в компании отмечают, что вывести точный "среднестатистический" срок реализации проекта и его масштаб в денежных и временных рамках сложно, так как продолжительность и бюджет ИТ-проекта зависят от поставленной задачи и требований к функционалу и возможностям системы. В "Стерлинг Интеграции" считают, что на реализацию ИТ-проектов в этом секторе уходит 4-6 месяцев в средних компаниях и до 3 месяцев — на малых предприятиях. Интересно, что у заказчиков этого сегмента уже наблюдается проектный и этапный подход: если компания внедрила ключевые процессы, и в течение года решение доказало свою эффективность — она приступает к новому этапу. "Доля проектов, разделенных на фазы по 3-5 месяцев с четкими результатами каждой фазы, растет, что является положительной тенденцией, — уверены в "Ассоциации CRM". — Известно, что только такое "гранулирование" позволяет сохранять фокус высшего руководства на проектах, что в свою очередь, является залогом их успешности". Специалисты компании отмечают, что средние масштабы внедрения решений в компаниях СМБ измеряются десятками рабочих мест. Однако в сегменте СМБ по-прежнему высока доля неоконченных внедрений, которые порой тянутся годами. Элеонора Ершова / CNews Analytics |