|
|
Бизнес-разведка через интернет становится незаменимой
Использование систем бизнес-разведки (BI) позволяет существенно повысить качество аналитической информации, используемой для принятия решений и, следовательно, в значительной степени снизить риски в бизнесе. Сегодня BI-системы являются средством превращения накопленной информации в капитал.Прогнозируется значительный рост количества пользователей, работающих с BI, в том числе и через интернет.
BI — это отдельное направление деятельности, заключающееся в сборе данных, касающихся экономической безопасности предприятия, их анализе (статистическом и логическом) и обеспечении руководителей высшего звена важной информацией, позволяющей значительно снижать риски при принятии важных для развития бизнеса решений. Сбор и анализ данных в рамках деловой разведки охватывают макроэкономические процессы и правовое поле (для отслеживания общего состояния внешней среды), внешние микроэкономические процессы (для отслеживания состояния целевых рынков и конкурентов) и внутрифирменные процессы (для отслеживания внутреннего состояния).
Указанная деятельность, как это уже отмечалось, неразрывно связана с поддержкой принятия решений и экономической безопасностью предприятия, она включает в себя развёрнутую деятельность по сбору и получению необходимой информации (вплоть до агентурных методов и "промышленного шпионажа"), серьёзную аналитическую работу, а также ряд мер по усложнению аналогичной деятельности конкурентов ("экономическая контрразведка").
В плане автоматизации этой деятельности можно рассматривать средства создания каталогизированных массивов накопленной информации; средства поиска данных в электронных сетях (в частности, интернет), внутренних и внешних базах данных, а также в неструктурированных массивах; средства регистрации состояния внутрифирменных процессов; средства анализа данных и прогнозирования; средства моделирования бизнес-процессов; средства создания комплексных отчётов; а также средства доставки нужной информации уполномоченным адресатам.
"Business Intelligence"
Словосочетание "Business Intelligence" (BI) было введено в оборот Говардом Дреснером (Howard Dresner), ныне вице-президентом Gartner Group, в 1989 году для обозначения набора концепций и методик повышения эффективности принятия бизнес-решений при помощи фактографических информационных систем. Корректным переводом термина "Business Intelligence" является "деловая разведка" ("бизнес-разведка"). В то же время, как явление деловая разведка (она же — экономическая разведка, конкурентная разведка) существует достаточно давно и не имеет непосредственного отношения к информационным технологиям.
|
Собственно говоря, в сфере ИТ понятие "Business Intelligence" именно так сегодня и воспринимается. Заметным стимулом развития рынка BI стало принятие закона Сарбанеса-Оксли, ориентирующего предприятия, осуществляющие деятельность в США, на "высокие стандарты раскрытия информации".
Стимулы старта
BI-системы появились в начале 90-х годов XX века. Основной причиной их появления было широкое внедрение корпоративных информационных систем, оперативно собиравших значительные объёмы данных. Информации набиралось так много, что аналитики могли обработать лишь малую ее долю (согласно исследованию IBM ~ 2-4%). Таким образом, неэффективно использовались как информационные системы, так и информационные ресурсы: организации просто не могли использовать собственные, уже накопленные данные. На появившийся спрос производители ответили выпуском ряда продуктов, попадающих в часто пересекающиеся группы ПО — деловой разведки (BI), поддержки принятия решений (Decision Support Systems — DSS), управления знаниями (Knowledge Management Systems — KMS) и аналитического CRM.
С 2004 года появилась ещё одна причина, определившее развитие рынка BI-систем — законодательная (в первую очередь для предприятий, осуществляющих деятельность в США). После нескольких скандалов, связанных с финансовыми злоупотреблениями руководства ряда корпораций (Enron, Adelphia, Global Crossing, Tyco и WorldCom) 15 ноября 2004 был окончательно введён в действие принятый в 2002 году закон Сарбанеса-Оксли (SOX), призванный обеспечить "этичное поведение" компаний за счёт соблюдения ими "высоких стандартов раскрытия информации". В частности, вводится требование, чтобы финансовые отчеты содержали сведения обо "всех транзакциях, договоренностях, обязательствах и других взаимоотношениях", относящихся к бизнес-процессам компании. Поскольку чётких критериев релевантности сведений, которые необходимо сохранять и раскрывать по новому закону, пока нет, компании стараются сохранять все доступные сведения, поддающиеся мониторингу, а уже потом разбираться, что из них раскрывать. В этой ситуации, разумеется, резко возрос интерес компаний к компонентам BI-систем, обеспечивающим оперативный сбор данных о протекании бизнес-процессов, и компонентам, осуществляющим сложный анализ данных.
Таким образом, сегодняшние BI-системы с одной стороны — средство превращения накопленной информации в капитал, а с другой — реализация принципа "Большого брата" в корпорациях. Однако нет худа без добра — без законодательного давления распространение BI-систем шло бы значительно медленнее.
BI-система в разрезе
Современное состояние систем деловой разведки оценивается как зрелое, состав и функциональность их компонент установились с развитием рынка этих систем. Типичная система этого класса содержит следующие модули: набор средств организации хранилища данных (Data Warehouse) и витрин данных (Data Marts), подсистему извлечения данных о транзакциях из различных баз, их преобразования к стандартному для BI виду и записи в хранилища данных (Extract, Transform and Load — ETL), подсистему мониторинга деловой активности / бизнес-процессов (Business Activity Monitoring, BAM / Business Process Monitoring, BPM), подсистему генерации запросов и отчётов (Query and Reporting — Q&R) и набор средств анализа данных (OnLine Analytical Processing — OLAP и Data Mining).
Средства организации хранилищ и витрин данных обеспечивают BI-систему специализированными массивами данных (извлекаемых из корпоративной информационной системы), структурированными оптимальным для последующего анализа образом. Как правило, здесь хранятся ретроспективные или тактические данные о бизнес-процессах. Данные в хранилище обычно находятся в денормализованной форме (например, с использованием структуры "звезда" или "снежинка") с различным числом измерений. Витрины данных отличаются от хранилищ лишь тем, что содержат подмножества данных, относящихся к отдельной теме или виду деятельности. Структуры данных в хранилищах обычно оптимизированы и для экономии дискового пространства.
Подсистема извлечения, преобразования и записи данных обеспечивает интеграцию данных между системами обработки транзакций (OnLine Transaction Processing – OLTP) и многомерными хранилищами аналитических данных. Средства ETL предназначены для осуществления доступа к базам данных разных форматов или взаимодействия с приложениями, очистки получаемых данных, их консолидации и конвертации в формат, принятый для хранилища данных и записи их туда. Интеграция данных тесно переплетается с такими технологиями, как "интеграция корпоративной информации" (Enterprise Information Integration — EII), репликация баз данных и "интеграция корпоративных приложений" (Enterprise Application Integration — EAI), обеспечивая интерфейс между разнородными приложениями и структурами данных.
Подсистема мониторинга деловой активности в реальном времени отслеживает происходящие на предприятии бизнес-процессы, получая данные от системы обработки транзакций. Данные мониторинга фиксируются в хранилище, параллельно подвергаясь всем видам анализа и контролю состояния. В случае срабатывания заложенных в систему условий (например, выхода бизнес-процесса за штатные рамки) подсистема автоматически уведомляет ответственное за процесс лицо о возникновении проблемной ситуации и предоставляет подробные данные для принятия оптимального решения. BAM-системы эволюционируют в направлении автоматического устранения обнаруживаемых нештатных ситуаций.
|
|