|
|
|
Для тех, кто опоздал: 10 причин внедрить CRMС переходом любого рынка в фазу насыщения приоритеты бизнеса переносятся с задачи привлечения новых клиентов на задачу удержания существующих, а также расширения отношений с ними. Соответственно, компании начинают «осваивать» управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM), которое находит свою реализацию в CRM можно определить как методологию (и сам процесс) изучения нужд и поведения потребителей с целью увеличения количества и ассортимента продаваемых им товаров и услуг. В то же время, управление взаимоотношениями с клиентами можно использовать не только для интенсивного развития бизнеса на насыщенных рынках, но и для его экстенсивного развития на рынках растущих. В этом случае CRM обеспечивает компании конкурентное преимущество, за счёт большего внимания к клиентам и их потребностям. Прародителем концепции считают Теда Левитта, который ещё в конце Хотя CRM в чистом виде является общей стратегией ведения бизнеса, не последнюю роль в её внедрении играют информационные технологии. Управление взаимоотношениями с клиентами нашло свою реализацию в так называемых CRM-система в разрезе Для большинства пользователей основными причинами внедрения CRM-систем является желание автоматизировать следующие службы: 1. Автоматизация службы сбыта должна включать реализацию подсистемы управления контактами (для записи, хранения и отслеживания данных о клиентах, выявлении наиболее перспективных и т.п.), подсистемы выявления лидеров продаж (для хранения и отслеживания данных о продажах, выявления текущих и прогнозирования будущих лидеров продаж). Автоматизация маркетингового планирования обеспечивает возможности по поиску и фильтрации собранных данных, выявлению корреляции между различными продажами и запросами потребителей, поддержке множества категорий продуктов и большого числа контактов, созданию сложных отчётов, анализу эффективности проводимых и планируемых кампаний. 2. Автоматизация обслуживания клиентов обычно включает развёртывание центра обработки вызовов (Call Center), предназначенного для регистрации и диспетчеризации обращений потребителей (по телефону или электронной почте), посвящённых рутинным вопросам пользования продуктами или услугами компании (однако, попытка «прорваться» до живого оператора сквозь Call Center может стоить клиенту значительных затрат времени и нервных клеток), и центра технической поддержки (Field services/Help Desk), призванной регистрировать возникающие проблемы, сопоставлять их с ранее зарегистрированными и в автоматическом режиме выдавать уже найденное решение, связывать клиента с оператором и/или оповещать службу технической поддержки о возникновении нерешённой проблемы . 3. Подсистема управления связями с партнёрами, как правило, включает модуль управления контрактами (обеспечивающий оформление, запись, хранение и отслеживание заключаемых партнёрских соглашений и различных договоров, отслеживание скорости и качества выполнения заказов, выявления наиболее перспективных партнёров) и модуль управления дистрибуцией (ответственный за планирование, выполнение, отслеживание транспортировки продукции и управления запасами на складах, выбор каналов дистрибуции, организация физической дистрибуции, оптимизация дистрибуции в соответствие со спросом). 4. Аналитика спроса позволяет создавать «досье» («профили») каждого покупателя и выявлять закономерности спроса на основе собираемых данных об индивидуальных предпочтениях, что является основой для индивидуального подхода в работе с клиентом (правда, многие называют это вторжением в частную жизнь). Для подобного анализа используются такие инструменты, как средства статистического анализа и нейронные сети. Подсистема планирования задач обеспечивает возможность ведения списков задач, составления расписания, установки уровня приоритета каждой задаче, сопоставления задач, клиентов и товаров/услуг, контроля затраченных на выполнение задач средств и времени, координации работы сотрудников и перераспределения задач между ними, оценки затрат по задаче или клиенту, отслеживания текущего выполнения задачи. 5. Системы eCRM используются в электронной коммерции. Обеспечивая покупателям возможность приобретения товаров и услуг через интернет и предоставляя им сопутствующую информацию, системы eCRM дают возможность индивидуализировать предложение в соответствие с предпочтениями отдельного покупателя. Подобные системы включают средства электронного маркетинга (анализ поведения потребителей во время совершения электронных покупок, планирование маркетинговых мероприятий на основе аналитики и персонализация предложения товаров для конкретного пользователя, а также как таковая электронная торговля товарами и услугами); средства автоматизации опросов потребителей (учёт текущих покупок, размещение анкет и опросных листов, их автоматический анализ с составлением соответствующих отчётов). Указанная функциональность может использоваться для реализации трёх основных направлений CRM: операционного (Operational CRM), аналитического (Analytical CRM), кооперационного (Collaborative CRM). 6. Операционное управление взаимоотношениями с клиентами обеспечивает унифицированное представление информации о покупателях, поступающей через все контактные каналы, и синхронизацию этих каналов, интегрирует взаимодействие внешнего ( 7. Аналитическое управление взаимоотношениями с клиентами тесно связано с операционным. Оно подразумевает отслеживание взаимодействий с клиентом на всех стадиях процесса: от предоставления информации о ценах до выполнения заказа и последующего обслуживания. Собираемые данных консолидируются и подвергаются анализу по целому ряду алгоритмов, по результатам которого оптимизируются или вновь разрабатываются маркетинговые стратегии, устанавливаются цели и планируется объём продаж, моделируются и исследуются 8. Кооперационное управление взаимоотношениями с клиентами имеет ряд параллелей с концепцией ERP II в плане вывода управленческой информации за пределы компаний и предоставления клиентам и партнёрам возможности влиять на внутренние В перечне преимуществ Сергей Середа / CNews Analytics Сергей Сафонов: При успешном внедрении инвестиции в системы управления окупаются за 2–3 годаНа вопросы CNews отвечает Сергей Сафонов, директор департамента программных решений компании INLINE Technologies. CNews: Как изменялся, по вашим наблюдениям, спрос отечественного бизнеса на управленческие системы в последние годы? Сергей Сафонов: В начале перестройки, когда появилась возможность заниматься частной предпринимательской деятельностью, рынки сбыта в нашей стране не были насыщены. Это позволяло компаниям увеличивать обороты и прибыли за счет простого расширения и увеличения производства. Сейчас наступает этап насыщения рынков, что, естественно, приводит к росту конкуренции и как следствие — к необходимости перехода от экстенсивных к интенсивным способам развития. Сегодня большинство руководителей и собственников предприятий приходят к идее внедрения систем управления для того, чтобы перевести свой бизнес на качественно иной уровень. При этом большинство из них считают, что нет необходимости изобретать велосипед, а целесообразнее воспользоваться уже разработанной методологией (best practices), позволяющей повысить эффективность бизнеса, в том числе сократить издержки, найти скрытые внутренние резервы, а также освоить новые рынки сбыта. Полный текст интервью |