|
|
Валерий Чаусов: Кредитные организации в России отдают предпочтение BPM-пакетам отечественных поставщиков
На вопросы CNews отвечает Валерий Чаусов, Генеральный директор компании Intersoft Lab.
CNews: Как вы оцениваете динамику рынка корпоративного ПО в России в последние годы?
Валерий Чаусов: Общим термином "корпоративное ПО" сегодня обозначают различные классы программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов организации: бэк-офисных (Enterprise Resource Planning, ERP), фронт-офисных (Sales Force Automation, SFA), перекрестных, которые охватывают сразу несколько подразделений (Customer Relationship Management, CRM; Supply Chain Management, SCM), и др.
В последние годы в мире стремительно набирает популярность ПО для автоматизации технологий управления эффективностью корпорации — Corporate\Business Performance Management, CPM\BPM. Задача таких систем — помочь в реализации стратегических целей организации в реальных условиях, обеспечить поддержку и взаимосвязь технологий стратегического и тактического управления бизнес-процессами. Сегодня BPM-системы занимают ключевое место в ИТ-инфраструктуре организаций. Они интегрируют данные из различных корпоративных источников, реализуют их обработку с помощью специализированных управленческих инструментов и обеспечивают руководителей разных уровней информацией для принятия решений.
Согласно оценкам исследовательской компании Gartner, в 2004 году повышение объемов продаж BPM-систем в мире достигло 11%, в течение ближайших двух-трех лет ожидается устойчивый рост использования систем этого класса. На отечественном рынке по данным маркетинговой службы Intersoft Lab темпы усиления спроса на BPM опережают западные. Так, в России и странах СНГ, прирост объемов продаж управленческого ПО на BPM-платформе "Контур", которую разрабатывает Intersoft Lab, 2004 году составил 28%, а по итогам первого полугодия 2005 года — 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно в России увеличивается не только количество, но и масштаб проектов автоматизации управления эффективностью корпорации. По нашим оценкам, в 2005 году стоимость контракта на внедрение BPM-системы, включая стоимость лицензий, работы бизнес-консультантов и ИТ-специалистов, у разных поставщиков возросла в среднем в два раза. Таким образом, российский рынок BPM в последние годы демонстрирует не просто положительную динамику, а интенсивный рост.
CNews: Какие тенденции доминируют сегодня, по вашим наблюдениям, в отечественном сегменте корпоративного ПО? Насколько они коррелируют с общемировой ситуацией?
Валерий Чаусов: Если проанализировать поведение сегмента BPM, то здесь можно отметить следующие тенденции, которые одинаково справедливы и в России и зарубежом. Во-первых, поэтапное внедрение ВРМ-технологий. Внедрение комплексной BPM-системы в организации — процесс длительный и затратный. Поэтому и в мире и в России заказчики начинают с "малого" — вначале внедряют поддержку одной управленческой технологии, а потом расширяют область применения BPM. Прагматизм в данном случае вполне понятен — поэтапный подход позволяет в короткие сроки получить первые результаты от внедрения новых управленческих технологий и оценить их практическую пользу. Кроме того, менеджмент может контролировать и своевременно корректировать развитие проекта. Практика показывает, что внедрение, как правило, начинается с решения задач оперативного управления, потом переходит на уровень тактического, а затем и стратегического управления.
Во-вторых, расширение ВРМ на всю сферу деловой активности. Традиционно, автоматизация управления начинается с финансовой сферы. Первая фаза внедрения — автоматизация финансового планирования и бюджетирования. На данном этапе сейчас находится большинство организаций-пользователей ВРМ в мире, и Россия здесь не является исключением. Затем использование ВРМ постепенно расширяется за пределы финансовых операций, в долгосрочной перспективе — на всю сферу деловой активности. Сначала к финансовым показателям эффективности добавляются нестоимостные (количественные и объемные), позже — качественные (например, степень удовлетворенности заказчика в рамках управления взаимоотношениями с клиентами).
В-третьих, поддержка требований национального законодательства. ВРМ-системы должны адаптироваться к требованиям национального законодательства. Это, прежде всего, требования к подготовке отчетности для контролирующих и регулирующих органов. Например, в США средства ВРМ помогают компаниям выполнять требования закона Сарбаниса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act), а в России — выпускать сводную отчетность для МНС и Центрального банка РФ. В сфере финансовых организаций и в мире и в России сегодня одинаково остро стоит задача поддержки в ВРМ требований Всемирного банковского соглашения Basel II.
CNews: Какие управленческие технологии наиболее востребованы российским корпоративным заказчиком в настоящий момент?
Валерий Чаусов: Что касается приоритетов использования ВРМ-технологий, то текущая ситуация в России принципиально отличается от сложившейся в мире. Согласно данным Международного института исследования Хранилищ данных (The Data Warehousing Institute, TDWI), опубликованным в конце 2004 года, в мире рейтинг составляющих BPM-систем выглядит следующим образом: наиболее востребованы технологии финансового планирования, управленческого учета и отчетности. Чуть менее популярны прогнозирование, стратегическое управление на основе системы сбалансированных показателей (ССП) и комплексное бюджетирование. Замыкают рейтинг технологии бизнес-моделирования.
Аналогичный рейтинг, составленный Ассоциацией российских банков (АРБ) по итогам опроса отечественных кредитных организаций в апреле 2005 года, и опубликованный в журнале «Банки и технологии» №4 за 2005 год, существенно отличается от представленного TDWI. Рейтинг возглавляют технологии управленческого учета и отчетности. Далее следуют прогнозирование, моделирование ресурсов и управление рисками, а завершают рейтинг технологии финансового планирования и управления на основе ССП. На наш взгляд данные, полученные для сегмента кредитных организаций, отражают картину, сложившуюся на рынке отечественных коммерческих организаций в целом.
В первую очередь это связано с низким уровнем корпоративного управления в российских организациях и потребностью менеджмента в оценке текущего состояния бизнеса, отсюда и высокий приоритет технологий управленческого учета. Интерес к инструментам прогнозирования и моделирования продиктован стремительно меняющимся состоянием российской экономики, а внимание к технологиям риск-менеджмента связано с грядущим вступлением в силу требований базельских соглашений. Такая расстановка приоритетов, к сожалению, отодвинула технологии стратегического и оперативного планирования на последнее место в рейтинге.
CNews: Как вы оцениваете ближайшие перспективы развития российского рынка ВРМ?
Валерий Чаусов: В ближайшие 2-3 года ситуация на российском рынке должна измениться. Например, по данным АРБ отечественные банки в первую очередь планируют внедрять технологии риск-менеджмента и бизнес-моделирования. Менее приоритетны финансовое планирование, управленческий учет и прогнозирование. К сожалению, стратегическое планирование по-прежнему замыкает прогнозный рейтинг спроса на управленческие технологии в российских кредитных учреждениях. Такая расстановка приоритетов свидетельствует о тенденции к "сближению" отечественного и мирового рейтингов управленческих технологий.
Тем не менее, мы полагаем, что в ближайшей перспективе для российских организаций самыми востребованными окажутся системы автоматизации управленческого учета, бюджетирования и подготовки корпоративной отчетности. Спрос на них уже сформирован, а приоритет внедрения, по оценкам потенциальных заказчиков, один из самых высоких. Кроме того, именно в этих областях поставщики BPM-систем сегодня имеют самый большой опыт реализации проектов. Например, решения компании Intersoft Lab для управленческого учета и бюджетирования эксплуатируют более 40 банков и ФПГ в России, Казахстане и Украине, а также десятки холдингов газовой, энергетической и строительной отраслей. Очевидно, что серьезный интерес будет сопровождать системы управления рисками и сценарного моделирования. В 2005-2006 годах следует ожидать единичных проектов внедрения таких решений. С высокой долей вероятности можно предположить, что ближайшие годы не принесут российским потребителям массового использования инструментов прогнозирования на основе технологий Data Mining.
CNews: Как соотносятся технологии BI и BPM?
Валерий Чаусов: ВРМ — это следующая ступень в развитии Business Intelligence, сокр. BI. Дело в том, что возможности технологий BI ограничены. Инструменты BI позволяют оценить ситуацию «как она есть», но не могут помочь изменить бизнес-процессы, когда это необходимо, или объяснить, как скорректировать планирование и составление прогнозов. Для этого предназначены средства моделирования ресурсов и др. инструменты в составе BPM.
До сих пор взаимосвязь и иерархия ВРМ и BI являются предметом дискуссий во всем мире. Однако, сегодня именно ВРМ занимает ведущие позиции в ключевых корпоративных проектах, которые помогают в определении стратегических направлений развития бизнеса и, одновременно, нацелены на поддержку оперативного функционирования организации. С позиций технической реализации BI остается базисом, на котором реализуется методологическая составляющая ВРМ.
CNews: Насколько сформирован на данный момент в России спрос на BPM и BI? Обозначьте, пожалуйста, место российских разработчиков среди поставщиков BPM и BI систем
Валерий Чаусов: Спрос на инструменты BPM в России сегодня находится в стадии формирования. Этот вывод подтверждают факты, о которых уже шла речь. Во-первых, высокая динамика рынка, во-вторых, постепенное приближение состава и приоритетов внедрения управленческих инструментов к картине, сложившейся в мире. Заметна и характерная для инновационных технологий неоднородность в "созревании" рынка: коммерческие предприятия отстают от кредитных организаций в применении современных систем управления эффективностью бизнеса. По оценкам маркетинговой службы Intersoft Lab, сегодня в России BPM-системы разных поставщиков используют почти 5% от общего числа кредитных организаций в стране, в том числе 26 из ТОП-100 российских банков, то есть четверть ведущих кредитных организаций страны. Что касается предприятий, для них выполнено примерно в 2,5 раза больше BPM-проектов, но пока это ничтожно малая доля от потенциальной емкости рынка.
Российские разработчики уже давно прочно заняли место среди поставщиков BPM и BI-систем. Показательно, что кредитные организации сегодня отдают предпочтение BPM-пакетам именно от отечественных поставщиков, а в сегменте предприятий программные решения отечественных и зарубежных разработчиков представлены примерно в равных долях.
CNews: Какие направления разработки ПО являются сегодня приоритетными для Intersoft Lab?
Валерий Чаусов: Компания Intersoft Lab специализируется в области разработки Хранилищ данных и BPM-систем. В 2005 году компания впервые представила рынку BPM-систему полного цикла, которая соответствует требованиям классической системы управления эффективностью корпорации. В дальнейшем мы намерены развивать пакет прикладных решений в составе BPM-платформы "Контур". В этой работе компания ориентируется на мировые тенденции и потребности своих заказчиков. Поэтому в ближайших планах компании — расширение функциональности приложения для моделирования ресурсов и создание пакета приложений для управления рисками.
CNews: Спасибо.
|
|