Дмитрий Ведев: В России ядром потребления корпоративного ПО остаются ERP-системы
На вопросы CNews отвечает Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании АйТи.
CNews: Как вы оцениваете динамику развития российского рынка корпоративного ПО в последние годы?
Дмитрий Ведев: Традиционно рынок корпоративного ПО (включая СУБД и платформы разработки корпоративных приложений) является одним из самых быстрорастущих сегментов отечественного ИТ-рынка . По нашим оценкам, его объемные показатели сегодня превышают миллиард долларов США. Рост уровня потребления по итогам 2004 г. я бы оценил в 30% при общем росте ИТ-рынка порядка 25% в год.
CNews: Как часто изменяется, по вашим наблюдениям, спрос отечественного бизнеса на те или иные программные продукты?
Дмитрий Ведев: Спрос бизнеса на те или иные программные продукты меняется в соответствии с логикой развития самого бизнеса и мирового рынка приложений. Так, например, известный интернет-бум начала 2000 г. привел к появлению новых видов корпоративных приложений и нового функционала в уже имеющихся системах. В целом же очень кратко логику развития бизнес-приложений можно выразить так: «учетные системы — оперативные управленческие системы — системы поддержки стратегического управления». Параллельно меняется и наиболее востребованный функционал. Если на первом этапе всегда доминируют финансы и производство, то сегодня многие предприятия задумываются, например, о системах взаимодействия с внешними контрагентами.
CNews: Какого рода бизнес-приложения наиболее востребованы российским корпоративным заказчиком в настоящий момент? Насколько эта ситуация коррелирует, на ваш взгляд, с общемировой?
Дмитрий Ведев: Так или иначе российский рынок развивается в рамках тенденций общемировой ИТ-индустрии, равно как и российский бизнес «интегрируется» в мировую экономику. В Россию приходят новые решения, уже апробированные на Западе, «находят» здесь своего потребителя. Другой вопрос, что, как правило, западные тенденции «приходят» в Россию с некоторым опозданием, что объясняется относительной «молодостью» отечественной истории автоматизации по сравнению с Западом.
В России, очевидно, ядром потребления корпоративного ПО сегодня по-прежнему остаются ERP-системы и в целом системы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Основные же изменения с точки зрения спроса, как показывает наша практика, касаются «надстроек» вокруг систем управления ресурсами — различных корпоративных приложений, позволяющих решать задачи, выходящие за рамки ERP-систем. В частности, я бы отметил рост спроса на аналитические системы, а также разного рода управленческое ПО — например, системы электронного документооборота.
Еще один важный пласт решений, рост спроса на которые сегодня очевиден — это разного рода специализированные решения для автоматизации специфических задач. Иными словами, вертикальные решения. Если решения для автоматизации ключевых бизнес-процессов, таких как управление финансами или человеческими ресурсами, тот же документооборот в массе своей горизонтальны и не связаны с отраслевой спецификой, то решения для автоматизации таких процессов, как управление материальными активами или управление сбытом в основном достаточно специфичны. И именно с такого рода решениями связан сегодня основной спрос со стороны заказчиков.
Отдельно хотелось бы сказать про рынок CRM-решений. По нашим оценкам, отечественный рынок CRM только сейчас достиг уровня, когда CRM-системы рассматриваются как «массовый» продукт. Если в течение последних 3-4 лет рынок характеризовался в основном маркетинговой активностью вокруг этого класса решений, то сегодня уже стартовали реальные проекты внедрения. На мой взгляд, это связано с тремя факторами.
Во-первых, для полноценного внедрения CRM-системы необходимо, чтобы основные финансовые и управленческие процессы на предприятии уже были автоматизированы. На сегодняшний день этап «первичной» автоматизации большинство российских предприятий либо уже прошли, либо близки к его завершению.
Во-вторых, на сегодняшний день уже сложился рынок производителей. Если «на заре» формирования этого сегмента на нем были представлены предложения десятков различных производителей, то сейчас уже можно сказать, что рынок прошел этап консолидации и сосредоточен вокруг двух-трех ключевых поставщиков, а именно: Microsoft, Oracle и SAP. При этом наиболее массовым рынком мы считаем рынок Microsoft CRM. Кстати, «АйТи» уже ведет несколько проектов внедрения Microsoft CRM, и мы наблюдаем очень хорошую динамику спроса на это решение со стороны наших заказчиков. Решения Oracle и SAP сегодня востребованы не меньше, но в более крупных и «тяжелых» инсталляциях.
В целом же, сегодня можно сказать, что рынок корпоративного ПО перешел в стадию зрелости, произошла консолидация основных игроков. Стратегия развития рынка, ключевые поставщики — как в сегменте ERP-систем, так и в более «точечных» сегментах, таких как аналитические системы или CRM-решения, например — сегодня понятны и предсказуемы.
Если рассматривать рынок с точки зрения российских и западных производителей, то здесь можно сказать, что отечественные поставщики корпоративного ПО продолжают укреплять позиции на малом и среднем рынках, тогда как в крупном корпоративном секторе наблюдается доминирование западных решений.
CNews: Как вы оцениваете перспективы российских разработчиков на европейском рынке?
Дмитрий Ведев: Для начала я бы определился с терминами. Разработку программного обеспечения можно понимать как сервис и как разработку тиражного продукта.
Если говорить об услугах в области разработки ПО, то мы по-прежнему считаем, что в этом сегменте у России есть неплохие перспективы на мировом рынке софтверных сервисов. Доля экспортного программного обеспечения в структуре отечественного ИТ-рынка растет с каждым годом. Компании-поставщики ИТ-сервисов укрупняются. Сформирована четкая и понятная политика государства по поддержке этого направления. Учитывая все эти факторы, можно сказать, что Россия имеет все шансы стать одной из наиболее привлекательных стран-поставщиков услуг аутсорсинга разработки ПО.
Мы никогда не будем лидировать по ценовому параметру, и нет смысла пытаться догнать и перегнать безусловных фаворитов этого рынка, таких как Индия или Китай. И тем не менее, в отдельных нишах Россия может занять лидирующие позиции. Прежде всего, в тех сегментах рынка, где требуется высокая добавленная стоимость услуг, имеется серьезная исследовательская компонента (Research&Development), сложные наукоемкие процессы.
Что касается российских тиражных продуктов, здесь ситуация, на наш взгляд, выглядит следующим образом. Отечественный производитель делового и технологического ПО имеет достаточно хорошие перспективы на отдельных нишевых и географических рынках России и стран СНГ. Например, на рынках, где принципиальное значение имеет наличие поддержки и сопровождения на родном языке. Либо в специфических технологических нишах, где российское ПО уже имеет сильные позиции — например, в сегменте лингвистического или антивирусного ПО. Составить конкуренцию западным производителям в секторе делового ПО вне рынков СНГ отечественные поставщики не могут. Это очевидно.
CNews: Каковы ваши дальнейшие планы по разработке программных продуктов для нужд российского и, возможно, западного бизнеса?
Дмитрий Ведев: На российском рынке мы планируем активно развивать прежде всего линейку отраслевых решений. Это и системы защищенного документооборота для органов госвласти, и решения для энергетики по автоматизации учета электроэнергии, и прикладные решения на базе многофункциональных смарт-карт для транспортной отрасли и сферы социального обеспечения, и решения для нефтяной индустрии, в частности комплексное решение для автоматизации нефтесбыта АйТи-Ойл, которое уже сегодня завоевало доверие многих заказчиков. Именно в сегменте отраслевых решений мы видим наиболее перспективный рынок и активный спрос со стороны заказчиков.
Для западного бизнеса мы продолжаем активно развивать услуги аутсорсинга разработки программного обеспечения на базе дочерней компании «АйТи» — «Апланы».
CNews: Спасибо.
|