|
|
Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен Конвергентный биллинг: мифы и реальность
Желание абонентов подписываться только на необходимые услуги, потребность контролировать расходы в режиме онлайн сделали свое дело — сотовые операторы переходят на конвергентный биллинг (КБ). Однако на рынке существует пока достаточно много заблуждений относительно ПО этого класса. Конвергетный биллинг позволяет проще интегрировать различные дополнительные услуги — SMS, WAP/MMS, GPRS, графический контент и т.д. Предположим, вводится в эксплуатацию система, обеспечивающая новый дополнительный сервис — мобильный телетекст. Для тарификации новое специализированное оборудование необходимо связать как с обычной биллинговой системой, так и с prepaid-платформой. В случае КБ точка интеграции будет одна. Это сразу же порождает возможность более гибкой тарификации абонентов и позволяет значительно сократить сроки ввода в эксплуатацию той или иной дополнительной услуги. Еще один плюс от внедрения КБ — легкость платежа: появляется возможность использования единых карт оплаты как для препейд, так и для кредитных абонентов. Последние будут пополнять счет в данном случае после того, как произведут какое-либо количество вызовов. Возможна также интеграция с интернетом, предоставление соединения VPN (virtual private network). «Это принципиально новый тип систем, благодаря которому операторы смогут оперативнее реагировать на меняющиеся реалии рынка, — отметил корреспонденту CNews президент группы Converged Billing Solutions в Comverse Ховард Вульф (Howard Woolf). — Внедрив новый биллинг, компании также получат возможность проводить маркетинговые кампании, направленные на определенные группы абонентов. То есть тем, кто активно пользуется услугой SMS, оператор сможет предложить один бонус, а для любителей много поговорить — совсем другой». Одна из основных проблем здесь — построение реально открытой системы с целью облегчения интеграции оборудования, обеспечивающего дополнительные сервисы. Кроме того, ввод КБ в эксплуатацию подразумевает замену одной или двух из существующих систем, что, естественно, сопряжено со значительными финансовыми затратами (интеграция, миграция данных, перенос/модификация тарифных планов и т.д.) Безусловно, это еще затронет и административно-организационную структуру мобильных операторов. Соответственно, на рынке сегодня существует масса мифов относительно КБ. Пять мифов о конвергентном биллинге Итак, миф первый. Конвергенция нужна только для повышения эффективности бизнеса По словам г-на Ховарда, это утверждение верно только отчасти, поскольку конвергенция также предоставляет абонентам персонифицированные услуги, то есть те, в которых они действительно нуждаются. Нынешние пользователи мобильнее, требовательнее и экономнее, чем когда-либо. Они нуждаются в быстрой подписке на сервисы, динамичных и гибких предложениях, персоналифицированных пакетах услуг. Более того, абоненты хотят контролировать траты в режиме онлайн. Конвергентный биллинг является на сегодняшний день идеальным средством для удовлетворения этих потребностей, позволяя составлять необходимый каждому конкретному пользователю набор сервисов и выбирать систему оплаты. Такая персонализация, удобная для пользователей, становится большим преимуществом оператора на рынке. Миф второй. Производители prepaid- или postpaid-систем обладают достаточной компетенцией для создания подлинно конвергентного решения. Нынешние разработчики prepaid- postpaid-систем действительно могут добиться функциональности конвергентных решений. Однако на деле такие вендоры не в состоянии реализовать все возможности в полной мере. Им просто не хватает опыта для создания подлинно конвергентных систем. В частности, у них возникают проблемы с интеграцией prepaid- и postpaid-контрактов. Компании по-разному выходят из этого положения. Кто-то покупает разработчика биллинговых систем, а кто-то действует путем кооперации. "Это довольно распространенное явление на рынке, — отметил г-н Ховард. — Таким образом компании стараются создать полноценный продукт, однако результат работы, как правило, разочаровывает. Опыт показывает, что «лоскутные» системы больше проблем создают, чем решают". Миф третий. Внедрение конвергентного биллинга может повлечь за собой многолетние перебои в работе оператора. На самом деле у операторов есть выбор: быстрый или постепенный переход на новую систему, сопряженный с минимальными проблемами. Причем последний вариант все более популярен сейчас на рынке — компании не спешат рисковать. В то же время более решительные операторы уже демонстрируют все возможности конвергентного биллинга, который удалось внедрить без заметного ущерба для бизнеса. По словам г-на Ховарда, постепенный переход на новую систему целесообразен лишь тогда, когда оператор останавливает свой выбор на модульной платформе и опытном интеграторе. Используя модульную платформу с готовым набором функций, оператор получает возможность внедрить систему в сжатые сроки и снизить риски. Миф четвертый. Те, кто покупает полноценные конвергентные решения сейчас, существенно переплачивают. С другой стороны, внедрение лишь отдельных элементов может привести к проблемам в будущем — компания не сможет предложить актуальные сервисы. В действительности от этих проблем можно избавиться за счет правильного выбора системы. Модульные биллинговые решения, которые выгодно отличаются ценой, дают оператору возможность не отставать от веяний на рынке и предлагать актуальные услуги. В то же время у оператора остается возможность дорабатывать систему в соответствии с требованиями времени. Примечательно, что при краткосрочном планировании в бизнесе операторы обычно используют такие системы и поставщиков, которые закрывают лишь неотложную потребность. Однако со временем эти компании обязательно сталкиваются с жестокой действительностью, когда инфраструктура не способна справиться с ростом. Таким образом, краткосрочная выгода оборачивается технологическим дефолтом в будущем. Миф пятый. Операторы могут легко снизить общую стоимость владения системой (ОСВ). Сейчас снижение ОСВ возможно благодаря уходу от зависимости от поставщиков и наращиванию собственных ресурсов. Если же оператор, внедривший конвергентный биллинг, не способен обслуживать систему самостоятельно, то о значительном снижении издержек говорить не приходится. "Самостоятельности операторов удалось достичь путем создания единой платформы, которая объединяет в себе всю информацию о клиенте, счетах и об услугах. Оператор должен быть в состоянии быстро запускать новые сервисы, поощрять определенные группы пользователей путем конфигурации системы, а не дорогой доработки", — заключил г-н Ховард. Старый биллинг обречен Как отметил представитель Comverse, рано или поздно конвергентный биллинг придет на смену существующим системам, и одна из веских причин — предстоящий скачок в области мобильных приложений, переход к сетям следующего поколения. Все это потребует значительных финансовых затрат и пересмотра некоторых концепций ведения бизнеса. Первые, кто отреагировали на меняющуюся ситуацию на рынке, — производители биллинговых систем и разработчики prepaid-технологий. В этой области наблюдается тенденция к тесному сотрудничеству в виде OEM-партнерства или же слияния бизнесов двух различных направлений. Примерно через год будет накоплен определенный опыт эксплуатации систем КБ, и, как следствие, появятся более «отшлифованные» продукты. В России, по всей видимости, технологии КБ будут реально востребованы как раз к этому времени. Тем более, как показывает практика, российские операторы проявляют большую осторожность при внедрении новых технологий по сравнению с европейскими операторами (масштабность территории порождает географическую распределенность систем, увеличение децентрализованных систем обработки данных, и т.д.). Тем не менее, те из операторов, кто готовится заранее к внедрению систем КБ, находятся в более выгодном положении с точки зрения перспектив развития бизнеса. Напомним, что сейчас на конвергентный биллинг перешли все региональные компании ОАО "Мегафон". Цель внедрения, по словам представителей сотового оператора, состоит в том, чтобы обеспечить функционирование единых федеральных предложений и пакетов услуг, как уже действующих, так и планируемых в будущем, и контроль баланса лицевого счета в режиме онлайн. "Проблемы, конечно, были. Связаны они с тем, что операция такого масштаба в действующей сети практически всегда грозит сбоями, причины которых не всегда возможно предусмотреть не только на этапе разработки проекта и внедрения оборудования, но даже после тестирования. Ведь тесты проводятся на базе существенно меньшего объема, чем в реальности", — отметила пресс-секретарь «Мегафона» Марина Белашева. Александр Малахов |