|
|
Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен Пример решения: Создание фонда типовых ИТ-решений в электроэнергетике на примере проекта автоматизации финансового управления в ОГК-2Особенностью новых системообразующих предприятий электроэнергетики является необходимость внедрения множества бизнес-процессов, выполнение которых ранее обеспечивалось на уровне единого корпоративного центра РАО «ЕЭС России». Одновременно с тем энергокомпании характеризуются широкой территориальной распределенностью структуры, что создает дополнительные сложности для ИТ-обеспечения управленческой деятельности. Повышенные требования предъявляются и к возможностям настройки базовых модулей систем в свете ярко выраженной отраслевой специфики процессов учета и бюджетирования. Подобная особенность автоматизации энергокомпаний учитывается в принятой в прошлом году «Концепции повышения эффективности ИТ в РАО «ЕЭС России». Как отмечено в этом документе, одним из важнейших направлений деятельности по повышению эффективности ИТ в дочерних о зависимых обществах (ДЗО) РАО «ЕЭС России» является разработка и совместное использование типовых решений (ТР). Основной целью типизации является предоставление энергокомпаниям возможности массового использования отдельных удачных разработок на других предприятиях отрасли. Использование ТР в территориально-распределенных структурах дает серьезный экономический эффект за счет предоставления участникам энергорынка доступа к прошедшим экспертизу и сертификацию разработкам своих коллег и совместного использования центров компетенций. При этом экономия затрат (как финансовых, так и временных) достигается на всех этапах жизненного цикла ТР: разработки, внедрения, сопровождения, развития. Формирование и обслуживание фонда таких решений, продвижение их на рынке и разработка сопутствующих услуг согласно Концепции, осуществляется силами специализированных отраслевых компаний. На практике оператором типовых решений стала дочерняя ИТ-компания энергохолдинга – «ГВЦ Энергетики», которая также обеспечивает информационный обмен между всеми ДЗО и корпоративным центром РАО ЕЭС и занимается отраслевым аутсорсингом ИТ-сервисов. В функции оператора типовых решений входят следующие задачи:
Для экспертизы программно-аппаратных комплексов, претендующих на звание типового решения для энергетики, в середине 2006 года в ГВЦ Энергетики была создана специализированная испытательная лаборатория, получившая сертификат системы «ЭнСЕРТИКО» на проведение тестирования ИТ-решений на соответствие отраслевым требованиям. За последние полтора-два года на предприятиях энергохолдинга наработан большой опыт по автоматизации различных бизнес-процессов. Кому-то удалось хорошо продвинуться в управлении активами, кому-то в финансовом управлении, кому-то в управлении производственными процессами или энергосбытом. Сегодня рассматривается вопрос о включении в Фонд ТР таких решений, как call-центр на базе HP OpenView (создан ГВЦ совместно с РАО ЕЭС), решение на базе портала IBM WebSphere (РАО ЕЭС и «Крок»), решение на базе SAP по управлению финансами и управлению активами (с ГВЦ и ФСК ЕЭС), а также «легкие» решения на основе платформы 1С по управлению ремонтом оборудования в генерирующих компаниях (ОГК-5) и бухучету и планированию (ОГК-2). Рассматриваемый проект автоматизации финансового управления в ОГК-2 является одним из примеров создания типового решения для энергетических предприятий. Он охватывает такие сегменты корпоративной деятельности, как бюджетное управление, финансовый анализ, казначейство, управление договорами, налоговый и бухгалтерский учет, управление персоналом и расчет заработной платы. Основа Платформой для разработки решения послужила система «1С:Предприятие 8.0 Управление производственным предприятием», выпущенная в сентябре 2004 года. Данный продукт является флагманским прикладным решением компании «1С» с наиболее широким спектром функциональности и позволяет организовать комплексную информационную систему, которая обеспечивала бы финансово-хозяйственную деятельность предприятия в соответствии с корпоративными, российскими и международными стандартами. Решение разработано с учетом современных международных методик управления предприятием, таких как MRP II, CRM, SCM, ERP, ERP II и др., оперативно обновляется при изменении затрагивающих деятельность предприятия норм отечественного законодательства, а его внутреннее устройство полностью открыто для изучения и настройки под специфические потребности. Продукт позволяет создать единое информационное пространство для отображения корпоративной деятельности, охватывая основные бизнес-процессы и, одновременно с тем, четко разграничивая доступ к хранимым сведениям и совершению тех или иных действий в системе в зависимости от статуса сотрудников. Одной из ключевых причин выбора данного продукта в качестве основы для создания системы управления в ОГК-2 стала ориентированность решения на предприятия холдинговой структуры и широкие возможности по построению территориально распределенной системы. При использовании «1С: Предприятие 8.0 Управление производственным предприятием» общая информационная база может охватывать все входящие в холдинг организации, что позволяет значительно снизить трудоемкость ведения учета за счет повторного использования различными структурами компании общих массивов информации. По всем организациям ведется сквозной управленческий, бухгалтерский и налоговый учет, однако регламентированная отчетность формируется отдельно по каждому предприятию. Вместе с тем в систему входит механизм консолидации, позволяющий получить обобщенные данные по всему холдингу за счет механизма управления распределенными базами данных и соответствующей подсистемы. Консолидация отчетности по холдингу Ход работ Работы над проектом в ОГК-2 велись с мая 2005 года по сентябрь 2006-го. При этом весь процесс интеграции можно разделить на несколько ключевых этапов. В частности, летом прошлого года специалисты без существенных изменений системы внедрили модули бухгалтерского и налогового учета, управления персоналом и расчета заработной платы в корпоративном центре – московской управляющей компании. Следующие четыре месяца - с сентября по декабрь были посвящены формированию единой учетной политики бухгалтерского и налогового учета для всех подразделений компании, а так же организации единых нормативно-справочных классификаторов по всему энергохолдингу. Немаловажным в этот период было обеспечить подготовку персонала станций к предстоящему внедрению. После «обкатки» и утверждения окончательного варианта учетной политики в первом полугодии 2006 года соответствующие изменения были внесены в настройки налогового и бухгалтерского модулей системы в управляющей компании и внедрены на станциях. Минуя типовую функциональность, далее будут рассмотрены основные изменения и дополнения, проведенные специалистами для адаптации системы к специфике работы энергокомпании. Адаптация подсистемы бухгалтерского учета В процессе «подгонки» бухгалтерского модуля системы под нужды ОГК-2 был изменен план счетов и расширен набор аналитических разрезов счетов для получения удовлетворительных возможностей финансового анализа и учета требований отчетности по стандартам РАО ЕЭС. В системе появилась возможность выдачи денежных документов в подотчет, было предусмотрено безналичное перечисление денежных средств подотчетному лицу, введено автоматическое восстановление НДС в случаях передачи оборотных средств и нематериальных активов в качестве вклада в уставной капитал другой организации или же при передаче товарно-материальных ценностей на непроизводственные нужды. Реализован механизм автоматического «закрытия по расчетным документам» по принципу ФИФО (FIFO, “first in first out”, букв. «первым пришел первый ушел;). Настроено корректное отражение в бухучете производственных процессов энергетики. В частности, был учтен тот факт, что при производстве электроэнергии не используются спецификации, а затраты на ту или иную продукцию распределяются согласно т. н. коэффициентам условного топлива, которые могут изменяться ежемесячно. Появилась поддержка проведения операций сторнирования любого бухгалтерского документа, оформленного в системе. Кроме того, в систему были добавлены функции учета следующих объектов/процессов:
И наконец, подсистема бухгалтерского учета была полностью адаптирована для ведения внутрихозяйственных расчетов с подразделениями ОГК-2 с применением счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и использования документов «Авизо». Адаптация подсистемы налогового учета Очевидно, что модификация налогового функционала затронула преимущественно те же области деятельности, что доработка бухучета. Также были произведены изменения плана счетов налогового учета и расширен состав аналитических разрезов на счетах, и оптимизированы объекты системы для возможности работы с измененным планом. В систему был введен ряд новых операций налогового учета следующих объектов/процессов:
Адаптация подсистемы расчета заработной платы и управления персоналом Не малый объем работ был произведен в сфере управления персоналом и расчета заработной платы сотрудников. Бюджетное управление Работа по автоматизации системы бюджетного управления компании велась параллельно реализации учетной функциональности, причем бюджетированию уделялось приоритетное внимание. Так, в августе-сентябре 2005 года велась разработка методологии бюджетного управления, в рамках которой были обозначены принципы и функции бюджетного управления. Методология СБУ Целью бюджетного управления является структурирование желаемого будущего компании в оперативном периоде.
Методология содержит описание следующих функциональных требований к системе бюджетного управления:
По завершении разработки методологии с октября по январь проведено непосредственно проектирование и создание системы бюджетного управления. Первоначально разработанную систему внедрили в управляющей компании (январь-март 2006 года), а затем на станциях (июнь-сентябрь 2006 года). Внедренное решение бюджетного управления Итогом изучения менеджерами компании типового функционала бюджетирования программного продукта «1С:Предприятие 8.0 Управление производственным предприятием» стало создание нового решения на основе типового функционала. Это решение повлекло полную методологическую переработку типового функционала подсистемы бюджетирования, в результате которой были модифицированы типовые и разработаны новые объекты системы. Подсистема бюджетного управления включает в себя следующие основные блоки:
Принципиальная схема построения системы
Планирование В системе планируются хозяйственные операции в различных аналитических разрезах. Бюджет в концепции системы представляет собой отчет по выбранным определенным способом хозяйственным операциям. Таким образом, система позволяет планировать движение средств и финансовое состояния компании на любой период времени в разрезе оборотов по статьям бюджетов и остатков по плану счетов с использованием необходимых аналитических разрезов. Система поддерживает следующие возможности планирования:
Формирование плановых показателей бюджетов осуществляется следующим образом. Компания устанавливает цели своего развития, выраженные в ключевых показателях эффективности, на основе которых ЦФО формируют по статьям свои бюджеты. Эти данные в дальнейшем консолидируются на уровне предприятия и служат основой для создания следующих прогнозных бюджетов верхнего уровня: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций, бюджет запасов, бюджет расходов будущих периодов и прогнозный баланс. Формирование таких бюджетов позволяет представить в конкретных финансовых показателях ликвидности, рентабельности и стоимости прогнозируемое состояние компании, которого удастся достигнуть при осуществлении всех запланированных решений. Иными словами, в процессе планирования осуществляется анализ разрабатываемых плановых показателей на соответствие ключевым показателям эффективности компании, в результате которого выясняется необходимость корректировки плановых данных в соответствии с поставленными целями. Таким образом, составление планов является итерационным процессом, который завершается после нахождения оптимального варианта. Полученный после прохождения всех этих стадий прогнозный план компании в виде бюджета утверждается руководством и становится директивным документом. Резервирование Для контроля за соблюдением бюджетов в текущем режиме при расходовании средств ведется резервирование их в бюджетах и контроль свободных остатков. При отсутствии свободного остатка по статье и необходимости осуществить расход проводится корректировка бюджета Использование подобного механизма предварительного контроля расходования средств исключает возможность перерасхода средств, что позволяет как каждому ЦФО, так и компании в целом оперативно выявлять негативные тенденции на ранней стадии их развития. Регулирование договорной работы осуществляется посредством фиксации условий договоров (спецификации, планы поставок, планы платежей, дополнительные соглашения) в системе и резервировании средств в бюджетах под заключаемые договора. При резервировании в системе контролируется возможность заключения договора, т.е. предусмотрены ли в бюджетах средства для выполнения обязательств, возникающих в результате его подписания. Таким образом, договора, не подтвержденные бюджетами, заключены не будут. Такой же механизм действует при казначейском исполнении бюджета движения денежных средств. Автоматизирована процедура подготовки, визирования, согласования и утверждения заявки на расходования средств, которая также контролируется системой на наличие свободного остатка в бюджете движения денежных средств. Резервирование средств в бюджетах Отражение фактических данных в системе бюджетного управления Переходя к практической реализации планов, компания ведет учет фактических данных в контуре бухгалтерского и управленческого учета. Все ЦФО и компания в целом ведут свою оперативную деятельность, учитывая фактические данные в тех же аналитических разрезах, что и планировали. При этом выполнение своих функциональных обязанностей каждое корпоративное подразделение осуществляет в рамках бюджета своего ЦФО, отвечая тем самым за его соблюдение, что в свою очередь гарантирует получение запланированного финансового результата. Движения по осям аналитики бюджетирования осуществляется при отражении хозяйственных операций первичными документами бухгалтерского и управленческого учета. Для контроля за исполнением бюджетных показателей в текущем режиме ведется постоянный мониторинг фактических данных на предмет не превышения установленных лимитов. Перед проведением документа, регистрирующего хозяйственную операцию, в системе учета производится контроль ее параметров на соответствие запланированным показателям по соответствующей структуре аналитики. В случае превышения допустимого значения производиться либо корректировка бюджетов специальной процедурой, либо запрещается проведение данной хозяйственной операции. Схема учета фактических данных в системе Анализ Реализованный в системе контроль соответствия текущих планов расходования средств рабочему плану предусматривает последующий анализ исполнения бюджетных заявок. Сначала анализируются планы, затем возникающие отклонения в текущем режиме, и на последнем этапе проводится анализ отчетности о фактическом выполнении бюджета ЦФО и всей компании, как на промежуточных этапах (месяц, квартал), так и после завершения бюджетного периода (год). Возможности системы в сфере финансового анализа включают оценку отклонений, проведение вертикального (вклад отдельных статей в общую величину бюджета), горизонтального (влияние статей на динамику величины бюджета) и коэффициентного (расчет и сравнение коэффициентов с нормативными значениями, характеризующие имущественное положение, ликвидность, финансовую устойчивость и рентабельность) анализа, а также формирование отчета по капитализации. При этом для расчета стоимости компании используются как доходный, так и затратный подходы. Заключение Внедрение системы на основе платформы «1С:Предприятие 8.0» позволило компании:
В настоящее время на основе внедренной в ОГК-2 системы бюджетного управления активно идет процесс формирования типового решения для энергетики, которое включает в себя методологию системы бюджетного управления и ее реализацию на платформе «1С:Предприятие 8.0». Типовое решение представляет собой продукт, содержащий:
|