|
|
Обзор "Рынок корпоративного ПО 2006" подготовлен Мировой рынок ВРМ вырастет к 2009 г. почти вдвоеПерспективы мирового рынка BPM выглядят впечатляющими. Если в конце 2003 г. Gartner оценивал его объем в 520 млн долл., то к 2009 году ожидается, что показатель превысит 900 млн. В 2006 г. темпы роста доходов целого ряда поставщиков BPM-приложений превысили 30%. Сегодня BPM — одна из самых дискуссионных тем на западе. Причем, разногласия существуют не только в связи с названием концепции. В самом описании BPM прослеживается как минимум два подхода. Концепция BPM Standards Group Первый из них отталкивается от замкнутого цикла управления. BPM — это набор процессов и приложений, разработанных для оптимизации исполнения бизнес-стратегии, по мнению Уэйна Экерсона (Wayne Eckerson), директора по исследованиям TDWI (The Data Warehousing Institute). Т.е. под BPM понимают замкнутый цикл управления, включающий в себя четыре следующих этапа: разработку стратегии и определение стратегически важных показателей развития бизнеса, формирование оперативных планов для поддержки выработанной бизнес-стратегии, мониторинг исполнения оперативных планов и анализ достигнутых результатов и, наконец, регулирование — приведение планов в соответствие с реальными условиями деятельности и возможностями организации. Дальнейшая подробная проработка данной концепции принадлежит некоммерческой организации BPM Standards Group, объединяющей аналитические компании и поставщиков программного обеспечения. По мнению этой группы экспертов, BPM является частью корпоративного управления (corporate governance). Обычно этот термин употребляется в отношении деятельности по обеспечению выполнения регулятивных требований (например, часто упоминаемый ныне закон Сарбейнса-Оксли, Basel II). Однако, как считают в BPM Standards Group, сегодня компании начинают осваивать обобщенный подход к корпоративному управлению, включая управление эффективностью, выполнение требований надзирающих органов и управление рисками. Развивая концепцию BPM, аналитики BPM Standards Group предложили свое видение инструментов и технологий, которые должны поддерживать четыре этапа управления эффективностью бизнеса. Так, к ПО, используемом на этапе разработки стратегии, они относят средства, предназначенные для создания показателей (например, построители и библиотеки показателей), приложения для автоматизации процессов совместной разработки корпоративной стратегии и распространения информации об исполнении поставленных целей, а также приложения для автоматизации разработки и “связывания” корпоративной стратегии с соответствующими KPI. Для этапа планирования в качестве примера они приводят системы планирования — приложения, позволяющие сообщать об изменениях в планах при внесении в них реальных данных (средства для прогнозирования и планирования проектов и процессов), а также приложения, использующие гипотезы, бизнес-правила и бизнес-логику для получения результатов на основе исходных данных (моделирование процессов). На этапе мониторинга и анализа полезными оказываются приложения, обеспечивающие консолидацию и объединение данных из транзакционных систем, выполнение конвертации данных и валют, устранение внутрикорпорационных оборотов. Сюда же следует отнести инструменты многомерного анализа, построения запросов и генерации отчетов, а также инструментальные панели для создания и отображения показателей. Вопросы, возникающие при мониторинге и анализе результатов деятельности, методически относятся к управленческому учету, поэтому соответствующие приложения часто называют приложениями для управленческого учета. На последнем этапе управленческого цикла рекомендуется применять программные продукты, предназначенные для создания и визуализации предупреждений, а также средства для создания новых плановых показателей и/или изменения значений существующих. Аналитики BPM Standards Group не ограничиваются только перечисленными приложениями. По их мнению, также важны технологии, необходимые для реализации других прикладных задач и функций управления эффективностью. Действительно, любому BPM-решению требуется взаимодействовать со многими другими приложениями, которые поддерживают критически важные процессы, влияющие на успешность бизнеса. Эти приложения могут быть как транзакционными (например, программные продукты, предназначенные для автоматизации процессов обработки заказов, отгрузки товаров, обслуживания клиентов), так и аналитическими (анализ продаж, отгрузки, клиентов), или же представлять собой комбинацию этих двух типов (управление отношениями с клиентами, управление цепочками поставок). Прикладной подход Gartner Если отправной точкой при рассмотрении различных технологий и приложений, согласно BPM Standards Group, являются основные процессы замкнутого цикла управления, то аналитики Gartner предпочитают отталкиваться от прикладных задач и рассматривают BPM (используя свою аббревиатуру — CPM) с позиции отдельных компонентов. Бюджетирование, планирование и прогнозирование. Сюда относятся приложения, которые поддерживают разработку всевозможных планов, бюджетов и прогнозов — как краткосрочных, финансовых, так и долгосрочных и стратегических планов. Данные приложения должны предоставлять возможности коллективного планирования: управление созданием планов/бюджетов, передачей планов на рассмотрение и утверждение. Они также должны позволять реализовывать общекорпоративную модель планирования, которая связывает операционные планы с финансовыми бюджетами. Наконец, в приложениях должны быть реализованы возможности обмена данными с другими прикладными продуктами, например, системами планирования цепей поставок. Моделирование и оптимизация прибыльности. К данной компоненте относятся приложения, опирающиеся на функциональную систему калькуляции затрат (Activity Based Costing), и приложения, использующие управление на основе функциональных затрат (Activity Based Management). Первые позволяют определять и распределять затраты с высокой степенью детализации, с помощью вторых пользователи могут моделировать влияние различных стратегий по распределению ресурсов и затрат на прибыльность. «Панели показателей» позволяют связать ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators) с так называемыми картами стратегии (strategy map) и устанавливать причинно-следственные связи между самими показателями. Обычно панели реализуют определенную управленческую методологию, как, например, систему сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard), уровни совершенства Европейского фонда управления качеством (European Foundation for Quality Management); управление, нацеленное на создание стоимости (Value-Based Management) или “Шесть Сигм” (Six Sigma). Финансовая консолидация. Приложения данного типа предназначены для проверки и очистки, консолидации, суммирования и агрегирования финансовых данных в соответствии с различными учетными стандартами и требованиями органов надзора. Обязательная и финансовая отчетность. Сюда относятся специализированные инструменты, которые позволяют формировать стандартные финансовые отчеты, а также поддерживают правила представления в соответствии общепринятыми правилами учета (например, GAAP, МСФО). Кроме того, данные приложения включают технологии визуализации, предназначенные для поддержки анализа отклонений. Компоненты, выделенные аналитиками Gartner, в целом совпадают с теми приложениями, которые, по мнению BPM Standards Group, должны обеспечить выполнение замкнутого цикла управления. Впечатляющие перспективы Комплексный подход, описанный в различных западных концепциях, не исключает принятой во всем мире практики поэтапного внедрения ПО класса ВРМ. Из года в год в зависимости от потребностей бизнеса можно только констатировать изменение приоритетов в отношении внедряемых компонент. Так, одна из последних тенденций западного рынка BPM-систем — усиливающаяся потребность в системах бюджетного планирования. Аналитики Gartner в недавно опубликованном отчете «Магические квадраты для комплексных CPM-систем» отмечают, что сейчас BPM-приложения приходят на смену решениям, опирающимся на Excel, а последние, как известно, в основном используются для бюджетирования. Со своей стороны, в BPM Partners подчеркивают, что один из наиболее часто приобретаемых компонентов BPM-систем — приложения планирования. Это наблюдение подтверждают результаты опроса, который недавно был проведен BPM Partners среди 500 бизнес и ИT-профессионалов. По их мнению, данную тенденцию можно объяснить следующим образом. Во-первых, до сих пор многие компании, несмотря на то, что уже давно «выросли из электронных таблиц», используют Excel для процессов бюджетирования. Во-вторых, планирование является ключевым элементом всего управленческого процесса. Например, использование различных управленческих панелей немыслимо без поставленного бюджетного планирования. Перспективы мирового рынка BPM выглядят впечатляющими. Если еще на конец 2003 года рынок BPM, по оценке Gartner, составлял 520 млн долл., то к 2009 году ожидается, что превысит 900 млн долл. Несмотря на то, что аналитики Gartner не производили переоценку размеров рынка, они утверждают, что высокие темпы роста здесь сохраняются. В частности, в 2006 году значительно выросли доходы большинства поставщиков BPM-приложений, многие из них заявляют о темпах роста, превышающих 30%. Как выяснилось в ходе опросов, проводимых в 2006 году на саммитах Gartner Business Intelligence, управление эффективностью бизнеса занимает первое место в списке приоритетов у компаний, рассматривающих аналитические приложения. Аналогичную положительную оценку перспективам развития рынку дают и аналитики IDC. В 2003 году они предсказывали средние темпы роста рынка BPM и финансово-аналитических приложений — 10%. Результаты 2004 года превзошли этот прогноз: рынок вырос на 15,5%. Результаты 2006 года, по предварительным оценкам, вполне соответствуют радужным ожиданиям. Александр Кудинов |