|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
Опросы, проводимые разными аналитическими группами, позволяют сделать общий вывод о том, что развитие корпоративных приложений является сегодня одним из приоритетных ИТ-направлений. Именно на эту статью предприятия направляют либо предполагают направить в ближайшее время основные инвестиции.
Приложения для управления ресурсами предприятия по-прежнему занимают большую долю рынка ПО, и рост в этом сегменте несколько превышает средние по рынку показатели. Однако его темпы развития несравнимы с динамикой сегментов ПО безопасности и ПО для развертывания приложений.
Можно предположить, что рынок ПО безопасности, который рос на протяжении последних 2-х лет и достиг значительного объема, в ближайшие год-полтора приблизится к пределу насыщения.
Объем и динамика различных секторов мирового рынка ПО в 2006 г.
Источник: IDC, 2007
Компания Research and Markets в опубликованном в сентябре 2007 г. исследовании отмечает, что инвестиции в системы безопасности и корпоративные приложения будут постепенно уменьшаться, а BI-решения в среднесрочной перспективе выйдут на приоритетные позиции в структуре корпоративных ИТ-расходов.
Тем не менее, треть опрошенных отмечает, что развитие корпоративных приложений является одним из приоритетных ИТ-направлений. По оценкам аналитиков, в денежном выражении инвестиции в ERP достигнут значительных показателей, в силу высокой стоимости этих решений. Это согласуется с данными исследования, проведенного Aberdeen Group в 2007 г. - 38 % респондентов сообщили компании, что в 2007 г. главным фокусом ИТ-инвестиций станут корпоративные приложения (CRM, ERP, SCM, marketing automation и др.). Проведенный Research and Markets опрос заказчиков показывает, что основные инвестиции компании направят на развитие уже внедренных решений, и стоимость большинства проектов не превысит 500 тыс долл.
Весьма интересно отметить динамику взаимодействия между пакетными предложениями лидеров рынка корпоративного ПО и поставщиков систем best-of-breed, глубоко специализированных — для решения тех или иных отраслевых задач. Уровень проникновения технологий ERP в корпоративную среду на данный момент очень высок и для того, чтобы развивать бизнес дальше, вендоры должны искать новые сервисные подходы — SaaS, On-Demand и пр. В то же время решения разряда "лучший в классе", особенно в сфере SCM и управления снабжением, пока не поддаются тенденции "предоставления по требованию" — возможно, из-за благоприятной (и потому недостаточно стимулирующей) конкурентной ситуации, ведь в этих сегментах даже такие мощные поставщики интегрированных пакетов бизнес-приложений, как SAP и Microsoft, лишь на несколько процентов опережают разработчиков специализированных решений, например, i2.
Системы ERP, до сих пор являвшиеся едва ли не единственным фундаментом для многих корпоративных бэк-офисных операций, в частности, функций учета, сейчас зачастую должны вступать в состязание с нишевыми решениями, более точно сфокусированными на определенных вертикальных рынках или специфических предметных областях. Еще одна активно развивающаяся сфера, пока еще плотно занятая нишевыми игроками, но представляющая значительный интерес для гигантов ERP-индустрии — это рынок решений для управления бизнес-процессами. Его объем в 2006 г., по данным IDC, составил 890 млн долл. — относительно невысокий показатель, но зато рост этого сегмента за прошлый год превысил 80%. На ближайшие 5 лет аналитики прогнозируют среднегодовой рост продаж систем BPM на уровне 44%. Учитывая прогнозируемую динамику, а также незначительный на данный момент уровень проникновения технологий BPM в корпоративную сферу, потенциал этого сегмента рынка корпоративного ПО исключительно высок.
Aberdeen Group в отчете "The State of the Market 2007", основанном на обширном опросе свыше 3,5 тыс организаций, приводит данные о текущей структуре ИТ-расходов заказчиков, бизнес-приоритетах компаний на 2007 г. и, соответственно, об основных направлениях инвестиций в ИТ для поддержки ключевых процессов. В частности, исследование выявило, что 59% компаний не намерено в текущем году увеличивать ИТ-бюджеты (13% респондентов признали сокращение инвестиций, по 23% опрошенных отметили, что ИТ-бюджеты остались на уровне прошлого года или едва компенсируют инфляционные потери). Главными задачами бизнеса во всех регионах остается увеличение дохода и повышение прибыльности, при этом последний пункт особенно важен для европейских фирм.
Бизнес-задачи компаний на 2007 год
Источник: Aberdeen Group, 2007
Следует отметить, что увеличение доли рынка не заявлено респондентами как исключительно важная задача. Это означает, что необходимый рост оборотов компании связывают не с экспансией, а с развитием продаж уже имеющимся клиентам на завоеванных и удерживаемых сегментах. Очевидно, что побудить клиента покупать больше или приобретать более дорогие товары можно лишь за счет правильной разработки продуктовых предложений и глубоко продуманного сервиса, сфокусированного на потребностях покупателя или, в идеале, абсолютно персонализованного. В плане ИТ эти бизнес-задачи отражаются как необходимость внедрения интеллектуальных систем Sales and Marketing Automation (отметили как приоритет 37% опрошенных).
В области корпоративных приложений CRM-решения (включая CRM-пакеты, средства Sales Force Automation и Call Center Management) остаются в настоящий момент приоритетом номер один (41% участников опроса Aberdeen Group поставили CRM на первое место как технологию, оказавшую наибольшее влияние на развитие бизнеса компании в последние 2 года). Основываясь на полученных в исследовании данных о бизнес-задачах организаций, можно предположить, что к CRM-системам вскоре добавятся средства маркетинговой аналитики и планирования продаж, а также инструментарий получения детальной отчетности и управления данными в сфере обслуживания клиентов и сбыта.
Системы бизнес-аналитики указали как приоритетные направления ИТ-инвестиций 53% участников исследования Aberdeen Group. Это полностью согласуется с заявленными целями извлечения большей прибыли: всесторонний анализ позволяет обнаружить слабые звенья бизнес-процессов, устранить ошибки и выявить потенциальные рыночные возможности, что является одним из необходимых условий увеличения маржи. Не случайно Oracle, чутко предвосхищающая тенденции рынка и быстро реагирующая на них, объявила в марте 2007 года о приобретении компании Hyperion Solutions - заметного разработчика программных средств бизнес-аналитики. На ближайшее время, как говорится, BI is where the money lies.
Любовь Аронова
О современных тенденциях в области интеграции бизнес-приложений, о новом витке спроса на заказные разработки в сегменте автоматизированных решений CNews рассказал Дмитрий Прокофьев, директор отделения внедрения автоматизированных систем управления предприятием компании "ФОРС — Центр разработки".
CNews: Какие тенденции мирового рынка бизнес-приложений нашли наибольшее отражение в России?
Дмитрий Прокофьев: Российский рынок бизнес-приложений развивается в русле мирового рынка, хотя, конечно, несколько уступает ему с точки зрения методологии. Ведь в его основе лежат, скорее, лучшие мировые практики, нежели собственные разработки. Информационные системы на большинстве предприятий либо существуют не более десятка лет, либо только начинают создаваться с нуля. Поэтому у нас есть возможность предложить заказчику внедрение новейших продуктов и технологий сразу, минуя стадию апгрейда морально устаревшей системы, используемой в настоящее время.
За последнее время наметился ряд новых тенденций в области прикладного ПО. Первая из них связана с интеграцией на базе единой интеграционной шины. В качестве такой шины выступает Oracle Fusion Middleware или ПО промежуточного слоя. На его основе выпущен целый набор интегрированных продуктов, относящихся к инфраструктурному программному обеспечению. Все чаще наши заказчики делают свой выбор в пользу именно такого, сервис-ориентированного подхода к внедрению приложений.
Вторая тенденция заключается в том, что сегодняшний рынок приложений характеризуется все большей консолидацией (примером которой может послужить комплексное решение Oracle&Peoplesoft & J. D. Edwards), а также стремлением выйти в смежные отраслевые области (например, Oracle & Siebel & Retek & i-Flex & G-Log). Еще одним заметным явлением стало развитие аналитических систем на базе средств BI и BPM. К примеру, Oracle сейчас активно применяет аналитические инструменты и решения на базе Siebel Analytics — это новый продукт для решения задач по управлению взаимоотношениями с заказчиками.