|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
Практически все направления бизнеса испытывают потребность в аналитических приложениях и средствах интеллектуального анализа данных. Тем не менее, группы BI-приложений, к которым проявляют интерес представители различных отраслей, достаточно сильно отличаются — ведь различны цели выбора и приобретения этих решений.
К настоящему времени, пожалуй, самый продолжительный путь развития автоматизированных систем в России пройден банками и телекоммуникационными компаниями. С начала 90-х годов в этих отраслях российской экономики используются и совершенствуются системы поддержки бизнес-процессов, системы сбора и обработки информации. Рост объемов информации, развитие территориальной и организационной структуры организаций и необходимость повышения управляемости вызывают потребность в создании корпоративных хранилищ данных и внедрении средств построения управленческой отчетности.
Сегодня, в 2007 году, можно говорить о том, что операторы сотовой связи в целом решили задачу поддержки ежедневных операций, консолидации терабайтных объемов информации и получения управленческой отчетности. Основные тенденции рынка сотовой связи — рост конкуренции, борьба за клиента, за доли рынка. В связи с чем телекоммуникационные компании испытывают потребность в глубоком анализе базы клиентов (как существующих, так и потенциальных), в средствах анализа и прогноза поведения клиентов. Для разработки новых продуктов, планирования маркетинговых кампаний и оценки их эффективности нужны специализированные средства класса Marketing Campaign, Product&Service Life Cycle Management. Они предлагаются в составе специализированных программных комплексов для телекоммуникационного бизнеса — таких, как, например, Product&Service Life Cycle Management от Amdocs, Marketing Campaign management от CBOSS, Campaign management for telecommunications от SAS. Операторы связи рассматривают и решения, входящие в общие пакеты класса BI — например, Oracle Marketing analyst из Oracle BI Suite.
«Рынок телекоммуникационных услуг высококонкурентен, — отмечает Елена Айзина, заместитель генерального директора по развитию систем поддержки бизнеса компании ISG. — Развитие бизнеса идет по пути организации перекрестных продаж, подробной сегментации клиентов и разработки пакетов услуг, ориентированных на нужды каждого из таких сегментов. Объем клиентской базы сотовых операторов не позволяет выполнять это без привлечения BI средств».
Банковский сектор в последние годы активно занимается развитием розницы, в первую очередь — розничного кредитования. Задача продвижения продуктов, захвата долей рынка вызывает интерес к системам удаленного ввода кредитных заявок, маршрутизации заявок, системам построения скоринговых моделей и анализа их качества. Сейчас, когда рынок розничного кредитования существенно вырос, банки приступили к решению задачи снижения рисков таких услуг. На этом этапе востребованы решения для оценки рисков, анализа истории поведения физического лица как заемщика, необходимы средства оценки заявок на предмет возможного мошенничества.
Банкам предлагается два варианта автоматизации этой деятельности: первый — это разработка собственных продуктов на основе пакетов для создания BI-приложений, второй — приобретение готовых специализированных приложений. Большинство финансовых организаций останавливают свой выбор на готовых приложениях, адаптированных для российского рынка. С внедрением таких решений банки рассчитывают воспользоваться опытом, накопленным разработчиками в ходе предыдущих проектов, и методиками, разработанными в исследовательских центрах компаний — разработчиков программного обеспечения.
Со стороны поставщиков ПО наблюдается встречный интерес к российскому рынку. Ведущие разработчики специализированных BI-приложений, оценивая современные тенденции развития бизнеса российского банковского сектора, активно продвигают свои решения на отечественный рынок. Сегодня созданы и совместные продукты российских кредитных бюро и производителей решений для оценки кредитных рисков. В качестве примеров подобного сотрудничества можно привести партнерство компаний CRIF и НБКИ, Experian и Interfax.
Наталья Щелованова, региональный менеджер компании CRIF, уверена, что в ситуации растущей конкуренции, уменьшающихся ставок и расширения региональной сети российских банков все большее значение приобретает применение систем принятия решений, моделей скоринга и внутреннего рейтинга на каждой стадии взаимодействия банка с клиентами (от стратегического планирования и принятия решений до управления портфелем и работы с просроченной задолженностью). По ее мнению, подобные решения позволяют централизованно контролировать качество ведения операций и соблюдение общебанковских подходов региональными офисами, использующими доступ к системам через web-интерфейс.
Еще одно активно растущее направление банковского дела — услуги для предприятий малого и среднего бизнеса. Кредитование частных предпринимателей рассматривается банками как перспективное направление развития. Проблема, с которой сталкиваются в этой области финансисты — отсутствие регламентированных способов оценки кредитоспособности заемщика и прогнозирования вероятности невыплат по кредиту. Официальная отчетность малых предприятий формальна и не может использоваться в качестве базы для оценки, бизнес таких фирм зачастую непрозрачен. Успешность бизнеса зависит от множества факторов, начиная с действий региональных лобби и заканчивая семейными проблемами учредителей. Можно говорить о том, что в последний год банки проявляют интерес к разработке собственных моделей прогнозирования поведения субъектов малого и среднего бизнеса. Интерес к готовым продуктам в этом сегменте слабый. Отчасти это связано с тем, что банковские аналитики пока не имели возможности на практике оценить возможности моделей ведущих разработчиков.
Для разработки моделей, необходимых для кредитования сегмента СМБ, банки нуждаются в средствах накопления данных, средствах конструирования собственных моделей и механизмах статистической обработки. Идет процесс накопления истории кредитования СМБ, формирования базы, на которой можно будет проводить историческое тестирование моделей, получать статистические оценки, проверять прогностические методы. Банки обращаются к поставщикам решений класса DataWarehouse, интеграторам, которые привлекаются для решения задачи накопления данных о поданных заявках, выданных кредитах и истории обслуживания кредитов заемщиком. Для статистичеcкой обработки данных применяются, как правило, традиционные средства — от функций MS Excel до специализированных статистических средств — SPSS, Statistica, SAS.
Говоря о решениях для оценки риска, нужно отметить рост интереса банковского сообщества к промышленным продуктам для управления полным комплексом банковских рисков. Такой интерес может быть связан со снижением маржи на банковском рынке и необходимостью «тонкой настройки» баланса, повышения качества управления активами-пассивами. С другой стороны, банки, которые стремятся выйти на мировой рынок, понимают необходимость соответствия мировым стандартам, в числе которых — стандарты управления рисками, в том числе соглашения Базельского комитета по банковскому надзору. «Необходимость внедрения мировых стандартов в России широко обсуждается уже несколько лет, но только в течение последнего года российские банки начали процесс внедрения промышленных систем, предлагаемых ведущими разработчиками решений по управлению рисками, — комментирует Алиса Мельникова, директор по работе с финансовыми организациями компании ISG. — Первые российские заказчики появились у компаний Algorithmics и IPS-Sendero; рассматриваются решения таких компаний, как Iris, Finarch, Fermat. Во всех ведущих банках начаты проекты по автоматизации аналитических функций управления рисками».
В торговом и производственном бизнесе аналитические программные продукты сейчас используются для построения управленческой отчетности на системах хранения и консолидации данных. В качестве инструментов применяются популярные средства бизнес-анализа, такие как Cognos BI, Business Object, и средства построения отчетов на хранилищах данных. Вероятнее всего, развитие аналитических средств в этих отраслях пойдет далее по общему пути — в направлении внедрения средств анализа продуктового ряда и клиентской базы.
Юлия Шевчук