|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
На российском рынке CRM-решения давно не новинка. Многие компании внедряют или уже внедрили CRM-системы. Некоторые, правда, лишь подошли к решению этого вопроса. Иным, чтобы поверить в целесообразность нового подхода, необходим толчок извне — например, живой пример, демонстрирующий плюсы и минусы решения. Возможно, такими примерами может стать информация о реальных проектах внедрения CRM в различных вертикальных сегментах — рознице, дистрибуции, издательском бизнесе.
Сегодня, когда на место дефицита товаров и услуг приходит «дефицит потребителей», а среди тех, кто производит и продает, разворачивается нешуточная конкуренция, важны любые технологии, помогающие привести и удержать клиента. Одна из стратегий, позволяющая это сделать, — использование специализированных решений по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Согласно определению Gartner Group, управление отношениями с клиентами — это бизнес-стратегия, предназначенная для оптимизации доходов, прибыльности и удовлетворенности клиентов. На российском рынке CRM-решения давно не новинка, многие компании внедряют или уже внедрили CRM-системы.
«Сегодня на потребительском рынке практически все крупные компании в той или иной степени используют CRM-технологии, — отмечает директор по работе с клиентами Sputnik Labs Ольга Рубцова. — Но зачастую такие проекты сводятся к «выдавливанию беспорядка» из front-office. Несомненно, данный подход приносит пользу. Но по-настоящему задействовать весь потенциал CRM могут только компании, увидевшие себя глазами клиента и решившие измениться так, чтобы наиболее точно соответствовать его ожиданиям — и в спектре товаров и услуг, и в способах взаимодействия. Именно к такому пониманию целей проекта мы пришли с компанией "Фокстрот"». Это одна из крупнейших розничных сетей Украины по продаже бытовой техники и электроники, которая насчитывает около 150 магазинов в 70 городах страны и занимает более 25% местного рынка аудио-, видео-, бытовой техники и электроники в сетевом сегменте. Некоторое время назад, в период быстрого роста, фирме пришлось задуматься не только о налаживании связей с партнерами и поставщиками, но и о том, как сделать так, чтобы посетители магазина не уходили без покупок и оставались лояльными. Из нескольких вариантов CRM-решения остановились на Oracle Siebel CRM. Инновационный подход, лежавший в основе проекта, позволял заказчику не только эффективно решить его текущие задачи (например, запуск программ лояльности, создание интернет-магазина, интегрированного в информационный портал компании, оптимизация бизнес-процессов front-office, создание контакт-центра и т.д.), но и объединить все организационные и технологические элементы создаваемого решения в рамках единого контекста.
«Мы рассматриваели создаваемое решение именно как источник долгосрочных конкурентных преимуществ - отметил, заместитель исполнительного директора по маркетингу и сбыту компании «Фокстрот» Сергей Цыбульский - В результате фокус всего проекта сместился с отдельных задач в плоскость согласованного использования различных инструментов и технологий для целенаправленного изменения восприятия клиентами нашей компании». «Фокстроту» важно было не просто отладить все бизнес-процессы, но и устранить «стыки» между ними — этот главный источник недовольства покупателей. Кроме того, посредством усовершенствования технологии продаж и значительного расширения использования ИТ-решений (CRM-система, контакт-центр, интегрированный с ним интернет-портал и т.п.) предполагалось повысить кросс-продажи и повторные обращения, сведя к минимуму вероятность ситуации, когда, например, телевизор покупают в «Фокстроте», а DVD-плеер — у конкурента. Наконец, у компании было желание использовать весь потенциал программ лояльности и целевого маркетинга. Ведь именно комплекс преимуществ (ассортимент, сервис, гарантия, консультации, бонусные схемы, четко сфокусированные маркетинговые программы, удобные бизнес-процессы) и притягивает покупателя в хороший магазин, даже если покупка там обходится несколько дороже.
Технологической основой решения всего комплекса задач проекта стали пакеты Oracle Siebel Retail и Oracle Siebel Loyalty. Первый представляет собой отраслевое CRM-решение промышленного уровня для компаний, работающих на потребительском рынке. Оно позволяет регламентировать технологию продаж и бизнес-процессы, связанные с работой с клиентами, в полном объеме использовать в этих бизнес-процессах возможности контакт-центра, централизованно хранить и обрабатывать информацию о клиентах, в частности, проводить маркетинговый анализ, сегментацию, планировать и реализовывать длительные и сложные маркетинговые кампании. Второй пакет — это горизонтальное решение для поддержки программ лояльности. Оно позволяет без программирования, с помощью простых настроек, описывать все аспекты программ лояльности, в том числе, алгоритмы начисления бонусов, возможности их расходования на торговых площадках участвующих в программе предприятий, а при проведении «внешних» программ лояльности — описывать еще и взаимодействие с партнерами. Этот пакет весьма популярен, в частности, у авиакомпаний.
Основные доработки ПО лежали в области интеграции: необходимо было состыковать CRM-систему с контакт-центром, с каталогом продукции и с бэк-офисной системой для того, чтобы можно было осуществлять полноценный обмен информацией. В настоящее время уже создан и интегрирован с контакт-центром интернет-портал «Фокстрот». Планируется внедрить средства аналитической обработки собранных данных, позволяющие оптимизировать программы лояльности, провести сегментацию и формирование профилей клиентов, внести согласованные изменения в работу интернет-портала, персонала магазинов и контакт-центра с целью увеличения кросс- и повторных продаж.
Сегодня эффективность работы компании, занимающейся дистрибуцией продовольствия, зависит не только от количества и исправности автомашин, подвозящих товар, и объема складских терминалов, где он хранится, — она определяется в первую очередь оперативностью учетной работы и четким взаимодействием между партнерами. Об этом свидетельствует пример проекта, реализованного крупнейшим петербургским оптовиком. Фирма «Торговля от Петмола» с середины 1990-х годов являлась генеральным дистрибьютором компании «Петмол». Постепенно бизнес расширялся, появилось несколько аналогичных предприятий, которые в 2002 году были объединены в холдинговую структуру «Холдинг 78». Сегодня это крупнейший дистрибьютор продуктов питания в Северо-Западном регионе России. Новая структура (включающая офисы и три складских терминала большой площади) и рост оборотов потребовали новых подходов к автоматизации. Тем более, что две трети товаров, доставляемых заказчикам, являлись продукцией с коротким сроком реализации.
В 2003 году началась комплексная автоматизация холдинга силами компании «БУХта». На первом этапе было реализовано внедрение информационной системы этого разработчика для решения управленческих и бухгалтерских задач, а также осуществлена автоматизация трех складских терминалов. Последовавшая за этим этапом автоматизация работы службы приема заказов стала, по сути, реализацией CRM-проекта. Call-центр «Холдинга 78» играет большую роль в снижении издержек по доставке и по интенсификации товарооборота, что особенно актуально для партнеров — производителей «социально важных» продуктов (стоимостью 10-15 руб. за 1 кг). Операторы принимают около 4 тыс. заказов (включающих порядка 20 позиций) в дневное время, в среднем тратя на обработку каждого из них 3,5 минуты. В день все операторы обрабатывают почти 5 тыс. звонков. При этом цикл обслуживания клиентов круглосуточный, обработка заказов, комплектация, погрузка продолжается и ночью.
В ходе проекта требовалось обеспечить быстрый прием заказа и внедрить решение без остановки работы сall-центра (даже несколько часов его простоя грозило существенными потерями). В новой системе была разработана форма приема заказов, содержащая максимум необходимой информации, при этом для ее заполнения оператору нужно сделать минимум движений. Так, организация и товар выбираются по номеру и по части названия, при этом вся дополнительная информация о клиенте (тип клиента, ответственный менеджер, адрес, особые условия) сразу выводятся на экран. Автоматически учитываются особые условия работы с данным клиентом: цена, ограничения по ассортименту. В момент внесения товара в заказ оператор только вводит информацию по товару (номер, часть названия) и указывает количество продукции. При внесении изменений в заказ у оператора есть возможность работать с клиентом в режиме коррекции. Всего в ходе проекта было автоматизировано 26 рабочих мест операторов.
С помощью информационной системы требовалось также решить вопрос контроля эффективности работы операторов call-центра. Для этого необходимо было фиксировать информацию о том, сколько единиц товара продал каждый оператор. Задача осложнялась тем, что один и тот же клиент может звонить несколько раз в течение одного дня и корректировать сделанный ранее заказ как в большую, так и в меньшую сторону. При этом один оператор может выписать товар, а другой — снять этот же товар по просьбе клиента. Сегодня по каждому оператору ведется подробная статистика продаж - сколько позиций каждого товара он «принял», с детализацией по клиентам и заказам. Вначале объемы продаж планируются по каждому оператору, затем эти показатели сравниваются с фактически достигнутыми, и по факту выполнения планов принимается решение о премировании сотрудников. Эта система используется как для стимулирования продаж конкретных позиций товара, так и для продвижения на рынок новых товаров. До внедрения ИС учет продаж новых товаров велся каждым оператором вручную на бумаге.
Еще один пример значимого качественного изменения эффективности деятельности компании благодаря внедрению CRM — из сферы издательского бизнеса. Издательство «Статус-Кво 97» специализируется на выпуске литературы по налогообложению и бухгалтерскому учету, в том числе — на ежемесячных журналах. До недавнего времени для обработки текущей информации по регулярным отгрузкам продукции, обращениям клиентов и анализу данных о подписчиках компания использовала приложения MS Office. Работа в таком режиме занимала много времени; кроме того, не удавалось получить необходимую отдачу от трех call-центров (включая два региональных), занимающихся продажами подписки. С увеличением объемов бизнеса руководство столкнулось с серьезными проблемами в области контроля и анализа операционной деятельности компании. Издательство приступило к выбору оптимального решения для автоматизации процессов обслуживания клиентов и активных продаж. В результате выбор был сделан в пользу Microsoft Dynamics CRM. Решение позволяло с помощью стандартных и привычных для ИТ-специалистов инструментов доработать имеющуюся функциональность под специфику издательского бизнеса. Внедрением системы занималась компания Soft Master.
Весь проект занял чуть более полугода. Параллельно была осуществлена реструктуризация бизнес-процессов компании. Автоматизация охватила четыре подразделения. Одно из них - отдел по обслуживанию клиентов, где CRM-система дает возможность оперативно получать информацию о клиентах и заказах, поддерживать ее в актуальном состоянии, получать доступ к истории взаимоотношений с клиентами, своевременно формировать отгрузки изданий. Автоматизированы были также входящий call-центр (теперь здесь быстро обрабатываются обращения клиентов, распределяются рекламации между менеджерами), отдел телефонных продаж (система позволяет работать с большим количеством потенциальных подписчиков, оперативно отслеживать оплату по выставленным счетам) а также отдел маркетинга (где стало возможным анализировать базу подписчиков и формировать адресные предложения для различных групп). Кроме того, был разработан специальный модуль, существенно расширивший функциональность CRM-системы. Он регистрирует полученные авансы и соотносит их с выставленными счетами на предоплату; формирует отгрузки в пакетном режиме; осуществляет выгрузку данных для бухгалтерии.
На сегодняшний день в системе работает 27 пользователей, включая руководство издательства. Топ-менеджеры могут отслеживать в режиме реального времени ключевые показатели результативности работы отделов (количество решенных рекламаций, выставленных и оплаченных счетов). По словам управляющего директора «Статус-Кво 97» Сергея Кумекова, сотрудники издательства быстро почувствовали, насколько система упрощает и ускоряет работу. Если до внедрения значительная часть информации находилась в разрозненных Excel-файлах, и поиск данных о клиентах занимал много времени, то теперь это можно сделать за считанные минуты. Если раньше время реакции на обращение подписчика составляло несколько дней, то сейчас - несколько часов. Важно и то, что руководство может анализировать операционную деятельность компании в режиме реального времени.
«Основной результат внедрения Microsoft Dynamics CRM в издательстве — это систематизация бизнес-процессов, связанных с продажами и обслуживанием клиентов, — считает г-н Кумеков. — Мы вышли на качественно новый уровень сервиса. Значительно увеличилось число потенциальных подписчиков, с которыми работает телемаркетинговый центр издательства. Нам удалось повысить объем продаж выпускаемых изданий. Одновременно руководство компании получило возможность реально контролировать работу отделов по обслуживанию клиентов и отдела продаж».
Татьяна Богатова