|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
CNews: Изменилась ли за последний год средняя доля затрат на бизнес-приложения в общем объеме ИТ-бюджетов российских заказчиков?
Михаил Шухардин: Безусловно, изменилась. Динамика вложений российских компаний очевидна: все больше и больше статей ИТ-бюджетов предусматривают затраты именно на бизнес-приложения. И тому есть веские причины. Во-первых — снижение расходов на аппаратные средства. Основная часть компаний уже оснащена современной техникой, совместимой с предлагаемым программным обеспечением. В то же время, обновление компьютерного и технического парков не требует прежних колоссальных вложений, поскольку цены на аппаратные средства снижаются быстрее, чем растут требования к производительности. Таким образом, статьи ИТ-бюджетов на компьютеры, мониторы и прочую технику сокращаются. Вторая причина — изменение отношения руководящего звена: растущее доверие к бизнес-приложениям и повышение общей ИТ-культуры и ИТ-грамотности. Отношение меняется под воздействием различных факторов: здесь и аналитические обзоры, и опыт партнеров, клиентов, конкурентов компаний, а также грамотные PR-акции компаний-поставщиков бизнес-приложений. Иными словами, руководитель видит отдачу от приобретенного программного обеспечения и готов вкладывать в него новые средства.
CNews: Какие существенные изменения в предпочтениях заказчиков в области функциональности бизнес-приложений произошли на российском рынке в последние годы? Чем эти изменения были обусловлены?
Михаил Шухардин: Я бы отметил два существенных изменения. Первое заключается в том, что спросом стали пользоваться системы, ориентированные на потребителя. Такие концепции, как Workflow и CRM, делают работу компаний с их клиентами и партнерами удобнее и надежнее, а следовательно — повышают отдачу.
Также нужно отметить, что рынок бизнес-приложений в России очень неоднороден, он характеризуется постоянным перемещением интереса компаний от одного бизнес-приложения к другому. Чем более информировано общество о ERP, тем больше интереса к ECM. Компании, внедрившие несколько лет назад системы, которые мы условно обозначим как «системы управленческого учета» или «системы erp» (маленькими буквами), сегодня переходят на комплексные автоматизированные системы, на полновесные ERP. «Системы erp» автоматизируют, к примеру, лишь бухучет или производство — подобная частичная автоматизация недостаточна по своей сути. Серьезным компаниям требует комплексный подход. В то же время, компании, освоившие ERP-системы, обращаются к ECM. И здесь выигрывают те ECM-решения, которые могут учесть особенности внедренных в компаниях ERP-систем и, интегрировавшись с ними, действительно предложить компании единое информационное бизнес-пространство.
CNews: Каких изменений в расстановке сил игроков российского рынка бизнес-приложений следует ожидать в течение ближайших двух лет?
Михаил Шухардин: Российский рынок бизнес-приложений еще нельзя назвать сформировавшимся. Мы не можем говорить о четком распределении сил, о жестких позициях ключевых игроков. Расстановка сил в будущем будет зависеть от таких факторов, как качество продукта и услуг. Выигрывать будут те компании-разработчики, интеграторы и поставщики, которые сделают ставку на функционал. И те, кто сделает ставку на технологию внедрения. Сегодня заказчику недостаточно запустить бизнес-систему на предприятии. Он хочет иметь последующую поддержку решения, консалтинг, развитие системы в соответствии с новыми бизнес-реалиями и спецификой его собственного бизнеса. Это естественное желание, его следует учитывать. И российские компании-разработчики ПО начинают это понимать.
На рынок могут повлиять и западные игроки. Хотя можно поставить вопрос о том, появятся ли западные разработчики в России вообще, раз они не сделали этого до сих пор. Мы видим проекты зарубежных производителей бизнес-приложений, но не можем говорить ни об одном полноценном завершенном проекте. Бизнес в России по-прежнему крайне специфичен. Ни комплексные продукты, ни инструменты для их разработки из-за рубежа пока не могут соответствовать его требованиям.
CNews: Как менялся последние год-два спрос на решения в области документооборота — по сравнению со спросом на другие бизнес-приложения?
Михаил Шухардин: Компании начинают ориентироваться в предлагаемых СЭД, четче формулировать свои требования к решениям. Даже те предприятия, которые уже имели опыт неудачного вложения средств, сегодня готовы внедрять другой продукт. Поэтому для разработчика СЭД важно предложить подобной компании мягкий переход на более подходящую ей систему.
CNews: Какие тенденции будут определять развитие систем электронного документооборота в ближайшем будущем?
Михаил Шухардин: Для себя мы выделяем шесть основных направлений развития. Прежде всего - сближение механизмов работы с бумажными и электронными документами так, чтобы было возможно обеспечить «бесшовный» документооборот на базе удобной, легкой в освоении, быстрой системы с простым и дружественным пользовательским интерфейсом. Далее — максимальное упрощение работы руководителей с системой, призванное в значительной степени сэкономить время, поскольку именно руководителю зачастую приходится работать и с бумажной, и с электронной версией документа. В-третьих - облегчение процесса занесения документов в систему вне зависимости от способа и формы, в которой они поступили в организацию (бумага, факс, электронная почта и др.). В-четвертых — упрощение процесса обмена электронными документами между различными организациями без лишних преобразований из электронной формы в бумажную и обратно. В-пятых — рост доверия со стороны пользователей к системе электронного документооборота, в том числе за счет повышения надежности хранения документов. Наконец, шестое направление развития — это упрощение управления бизнес-процессами, предназначенными как для обработки документов, так и для задач, не связанных с документами.
CNews: Спасибо.