|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
О современных тенденциях в области интеграции бизнес-приложений, о новом витке спроса на заказные разработки в сегменте автоматизированных решений CNews рассказал Дмитрий Прокофьев, директор отделения внедрения автоматизированных систем управления предприятием компании «ФОРС — Центр разработки».
CNews: Какие тенденции мирового рынка бизнес-приложений нашли наибольшее отражение в России?
Дмитрий Прокофьев: Российский рынок бизнес-приложений развивается в русле мирового рынка, хотя, конечно, несколько уступает ему с точки зрения методологии. Ведь в его основе лежат, скорее, лучшие мировые практики, нежели собственные разработки. Информационные системы на большинстве предприятий либо существуют не более десятка лет, либо только начинают создаваться с нуля. Поэтому у нас есть возможность предложить заказчику внедрение новейших продуктов и технологий сразу, минуя стадию апгрейда морально устаревшей системы, используемой в настоящее время.
За последнее время наметился ряд новых тенденций в области прикладного ПО. Первая из них связана с интеграцией на базе единой интеграционной шины. В качестве такой шины выступает Oracle Fusion Middleware или ПО промежуточного слоя. На его основе выпущен целый набор интегрированных продуктов, относящихся к инфраструктурному программному обеспечению. Все чаще наши заказчики делают свой выбор в пользу именно такого, сервис-ориентированного подхода к внедрению приложений.
Вторая тенденция заключается в том, что сегодняшний рынок приложений характеризуется все большей консолидацией (примером которой может послужить комплексное решение Oracle&Peoplesoft & J. D. Edwards), а также стремлением выйти в смежные отраслевые области (например, Oracle & Siebel & Retek & i-Flex & G-Log). Еще одним заметным явлением стало развитие аналитических систем на базе средств BI и BPM. К примеру, Oracle сейчас активно применяет аналитические инструменты и решения на базе Siebel Analytics — это новый продукт для решения задач по управлению взаимоотношениями с заказчиками.
Корпоративные порталы, аналитика, средства коллективного взаимодействия и ряд других технологий стали применяться по-новому: для создания комбинированных приложений, ориентированных на конкретных пользователей или группы пользователей, а не на готовый набор бизнес-процессов. При этом рынки аналитических приложений постепенно сближаются. В состав новых продуктов часто включаются такие технологии, как PPM (управление эффективностью продукта), управление контентом и создание корпоративных порталов. Выполняется более глубокая интеграция с традиционными транзакционными приложениями. Возможно, в будущем BPM-приложения на базе SOA станут стандартом.
Ну и, наконец, все чаще компании склоняются к модульным внедрениям, стремясь свести к минимуму риски и избежать масштабных единовременных инвестиций в ИТ. При этом особенно важным становится вопрос оптимизации ИТ-инфраструктуры и управления ее производительностью. Соответственно, растет спрос на приложения, функциональность которых позволяет более эффективно использовать имеющиеся мощности и при необходимости — с минимальными издержками оперативно наращивать их. Решению этой задачи способствует комплекс продуктов, разработанных нашим германским партнером InfoVista. Он позволяет выбрать оптимальный режим функционирования ИТ-инфраструктуры предприятия и получать отчеты по ключевым показателям производительности системы в режиме реального времени.
CNews: Какие бизнес-приложения пользовались, по вашим данным, наибольшим спросом среди отечественных заказчиков в течение последнего года? Произошли ли, на ваш взгляд, какие-то «прорывы» в уровне востребованности тех или иных решений?
Дмитрий Прокофьев: В качестве наиболее востребованных следует, прежде всего, упомянуть решения, обеспечивающие комплексную реализацию задач управленческого и бухгалтерского учета. Растет спрос и на решения в области транспортной логистики. Одним из таких продуктов является G-Log, предлагаемый Oracle.
Уже несколько лет ожидается бум спроса на CRM-системы, но, хотя в этом сегменте и наблюдается положительная динамика, о буме говорить все еще рано. Чаще в проектах стали использоваться и средства BI. Еще более востребованными стали программные инструменты, используемые при консалтинге и реинжиниринге, в частности, средства моделирования и анализа бизнес-процессов. Для ФОРС таким инструментом является Casewise Corporate Modeler. Причем нам удалось его успешно интегрировать не только с рядом собственных разработок, но и с BPEL - общепринятым современным стандартом управления бизнес-процессами. Таким образом, мы смогли предложить заказчику законченное решение на базе единой платформы, где увязаны воедино автоматизация основной деятельности и оптимизация управления бизнесом и ИТ-инфраструктурой.
Можно сказать, что определенный «прорыв» произошел для нас на телекоммуникационном рынке. Мы начали реализацию нескольких комплексных проектов у крупных операторов связи. Оправдала ожидания в отношении растущего спроса и разработанная нами универсальная система расчетов на базе веб-сервисов Fastcom 10. Причем она может не только выступать как отдельное бизнес-приложение для биллинга услуг (в том числе и Triple Play), но и служить в качестве единой интеграционной платформы.
Говоря же о рынке в целом, можно отметить, что по-прежнему востребованы приложения Oracle E-Business Suite, системы автоматизированного документооборота, хранилища данных, системы контентного поиска и решения для построения корпоративных порталов.
CNews: Какие отрасли российской экономики доминировали в последний год в области потребления бизнес-приложений? Какие факторы являлись «катализаторами» роста ИТ-потребностей в этих сегментах?
Дмитрий Прокофьев: Традиционно для ФОРС госсектор был и остается самым крупным заказчиком бизнес-приложений. Дополнительным стимулирующим фактором стало принятие ряда национальных программ финансируемых из федерального бюджета, - в сфере образования, здравоохранения, государственного управления. Принят ряд региональных программ информатизации. К примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе наша компания ведет проект по внедрению административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления услуг в органах исполнительной власти.
Второй отраслью, где спрос на бизнес-приложения остается по-прежнему высоким, можно считать электроэнергетику. Объективно это связано с отраслевой структурной реформой, которую планируется завершить к 2008 году. Осуществляемый сейчас переход электроэнергетики к конкурентной экономической модели сопровождается созданием целого ряда новых рынков вместо единого монопольного. А значит, требуется принципиально иной подход к организации взаиморасчетов, к установлению тарифов на передачу электроэнергии и к управлению перегрузками. Для этого нужны специализированные отраслевые ИТ-решения.
Повышается динамика потребления ИТ на риэлторском и девелоперском рынках. Здесь необходимость управления крупными финансовыми потоками тесно связана с автоматизацией основной деятельности, поэтому речь идет уже о внедрении целого комплекса бизнес-приложений.
Вообще же следует отметить, что серьезным стимулирующим фактором для роста ИТ-потребностей в любой отрасли является ее бурное развитие и необходимость в дополнительных внешних инвестициях. Когда начинается подготовка компании к выходу на IPO с целью привлечения потенциальных иностранных инвесторов - встает задача создания прозрачной системы управления и отчетности. И практически всегда эта задача решается посредством внедрения западной ERP-системы. Именно это мы наблюдаем сегодня в сфере телекоммуникаций, в промышленности и строительстве.
CNews: Большинство отечественных интеграторов говорят о повышении информированности заказчиков в вопросах выбора и использования бизнес-приложений. Становится ли интегратору легче работать с более «ИТ-продвинутым» заказчиком? Или информированность рынка, напротив, порождает дополнительные проблемы для него?
Дмитрий Прокофьев: Чем выше квалификация ИТ-специалистов заказчика - тем проще с ним работать: очень важно уметь говорить на одном языке и быть уверенным в том, что определенные термины воспринимаются обеими сторонами одинаково. Не менее важно, чтобы «технари» понимали специфику цели и задачи бизнеса и могли объединять бизнес-потребности с возможностями ИТ.
Да, заказчики становятся более требовательными, но в то же время они ставят реальные и выполнимые задачи. При этом стоит отметить, что нашей компании, как правило, приходится реализовывать масштабные проекты, которые длятся несколько лет. И в процессе такого долговременного сотрудничества формируется единая команда из ИТ-специалистов заказчика и наших разработчиков. В ходе совместной работы над проектом мы учимся друг у друга, вместе растем профессионально.
Проблемы же порождает не информированность, а, скорее, ее недостаток. Не очень хорошо налаженные коммуникации между топ-менеджментом и исполнителем, упущения в организации управления проектом, частые изменения в техническом задании в ходе реализации проекта создают некие критические точки, которые могут негативно повлиять на результат. Чтобы избежать этого, надо чаще общаться. И, конечно, очень важны добрые человеческие отношения, умение гасить конфликты еще до их возникновения.
CNews: Тенденция последних лет — повышение общего интереса рынка к коробочным решениям на фоне снижения востребованности заказных разработок. Ощущается ли этот тренд в вашем бизнесе? Каково соотношение заказных разработок и проектов по внедрению готовых решений в бизнесе вашей компании? Как оно изменялось за последние годы?
Дмитрий Прокофьев: Мы подвергли бы сомнению достоверность данного утверждения. На самом деле, мы никоим образом не ощутили падение спроса на заказные разработки: он как был, так и остается высоким. Это связано с тем, что в ряде проектов «коробочные» решения просто неприменимы в силу уникальности деятельности заказчика и невозможности свести большинство бизнес-процессов к типовым. Практика показывает, что когда свыше 30% функциональности системы подвергается дополнительной доработке, внедрение готового решения становится нерентабельным. И для заказчика, и для подрядчика в этом случае экономически целесообразно разработать новую прикладную программу с учетом всех специфических требований к ней. Кроме того, специально разработанная система не требует изменения сложившихся бизнес-процессов. К примеру, для таких сложных и масштабных проектов, которые мы реализовывали для Федеральной Таможенной службы или МВД РФ, готовых продуктов просто не существует.
В нашем обороте соотношение выручки от услуг по внедрению заказного и готового ПО составляет примерно 60:40. И за последние годы оно практически не изменилось. Хотя существует и обратная тенденция, когда созданное нами для какого-то проекта инструментальное средство затем использовалось и для решения других задач. Оно не становится в полном смысле слова «коробочным», но приобретает очевидную коммерческую ценность — как реализованная нами новая технология, которая впоследствии может использоваться в других проектах.
С нашей точки зрения, вообще проводить некую четкую грань между заказным и коробочным ПО можно с достаточной долей условности. Любое готовое решение все равно требует настройки и доработки. Не существует ни одной ERP-системы, которая функционировала бы как механизм - путем нажатия кнопки. Все дело лишь в соотношении того, что имеется и того, что приходится менять.
CNews: Ваша компания — один из давних и ключевых партнеров Oracle. Почему лишь недавно вы стали сертифицированным партнером этого вендора по OEBS? Каким образом ФОРС вел проекты по этому решению ранее, не обладая соответствующим статусом?
Дмитрий Прокофьев: Пожалуй, важнейшим событием этого года для нас стало то, что «ФОРС — Центр разработки» был сертифицирован по внедрению комплекса бизнес-приложений Oracle E-Business Suite. В ряде проектов в качестве консультантов мы принимали участие и раньше, причем довольно успешно. Это позволило нам накопить опыт, необходимый для получения статуса сертифицированного партнера по данному направлению. Необходимо отметить, что Oracle предъявляет достаточно высокие требования к своим партнерам, и получить такой статус весьма непросто. Следует не только обладать исчерпывающими знаниями по продукту, но и иметь в своем портфеле несколько успешных проектов по его внедрению. Необходимо также наличие определенного числа сертифицированных специалистов в штате. Нам удалось эти требования выполнить: сейчас в компании создано отдельное подразделение по внедрению комплекса бизнес-приложений Oracle. В нем работает более 10 сертифицированных специалистов.
Усилены наши позиции по отраслевой экспертизе для финансовых институтов, которым предоставляется полный комплекс услуг - от консультирования, выбора решения, тестирования до его внедрения. Кроме того, в нашем портфеле появился новый продукт - комплекс программного обеспечения I-Flex для розничного банковского бизнеса, а также для управления инвестиционными активами и обслуживания инвесторов.
CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на решения в области интеграции бизнес-приложений? Какие собственные разработки на эту тему готовы предлагать рынку?
Дмитрий Прокофьев: Безусловно, спрос на интеграционные решения растет очень динамично. Когда речь идет о внедрении у заказчика корпоративной информационной системы в рамках комплексной автоматизации, мы развиваем свои решения на базе Oracle E-Business Suite. Нами накоплен значительный опыт в проектах такого рода, в частности, при обеспечении интеграции с внешними бухгалтерскими системами. Однако это не значит, что мы не используем приложения других поставщиков. Если у заказчика внедрено или внедряется решение на базе других программных продуктов, мы видим свою задачу в обеспечении наиболее полного использования возможностей имеющихся приложений и их оптимальном сочетании.
Нами накоплен обширный опыт реализации интеграционных возможностей продуктов Oracle в самых разнообразных проектах. Одним из таких примеров является проект в «Центральном телеграфе», где требовалось интегрировать порядка десятка разнородных биллинговых систем на платформе Oracle.
CNews: Какие из своих проектов по внедрению бизнес-приложений вы можете отметить в числе наиболее интересных за последний год?
Дмитрий Прокофьев: Сейчас мы ведем очень интересный проект в Азербайджане по автоматизации деятельности страховой компании MBASK. Мы не только внедряем специализированный продукт INSIS для автоматизации операционной деятельности этой страховой компании, но и оказываем комплекс услуг по консалтингу, адаптации решения к требованиям заказчика, а также по его сопровождению.
В начале текущего года осуществлен ввод в промышленную эксплуатацию call-центра, созданного на основе CRM-подсистемы комплекса приложений Oracle E-Business Suite в «Водоканале Санкт-Петербурга». Внедрение ИС «Горячая линия» позволило автоматизировать, сделав прозрачным, весь цикл прохождения и обработки заявок населения на ремонтные работы. Были охвачены ключевые бизнес-процессы, разработаны унифицированные справочники и осуществлена интеграция с городской адресной базой для оперативного поиска адреса заявителя.
Продолжается реализация проекта в одной из ведущих инвестиционно-риэлторских компаний «Пересвет-Инвест». Мы внедрили у этого заказчика комплексное решение по управленческому учету на базе Oracle E-Business Suite, включающее 7 ключевых модулей хозяйственной деятельности. В настоящее время идет создание дополнительной функциональности системы в соответствии со специфическими требованиями заказчика. Целью проекта является повышение качества бюджетного контроля, уровня управленческого учета, более эффективная организация продаж и, как следствие, принятие правильных управленческих решений.
CNews: Спасибо.