|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
О том, как тенденция слияний и поглощений на российском рынке ИТ-консалтинга отразится на расстановке сил, а также на взаимодействии игроков с существующими и потенциальными заказчиками в интервью CNews рассказал Григорий Кочаров, заместитель генерального директора компании IBS.
CNews: Как вы оцениваете развитие российского рынка бизнес-приложений в последние годы? Какие основные тренды здесь можно выделить?
Григорий Кочаров: На мой взгляд, ситуация на этом рынке дает много поводов для оптимизма. Сегмент бизнес-приложений растет намного быстрее рынка ИТ в целом. К продуктовым трендам в настоящее время можно отнести растущий интерес к решениям по управлению персоналом, к аналитическим решениям, к управлению производством. Что касается отраслевых тенденций, то здесь заметна высокая динамика спроса на бизнес-приложения в сегментах металлургии, машиностроения, в государственном секторе.
Причины роста в каждом случае свои, но в целом всех заказчиков можно разделить на две группы: те, кто впервые приступает к созданию интегрированных систем управления, и те, кто находится на стадии развития имеющихся решений. Для первой группы характерен интерес к продуктам по управлению финансами и материалами, бюджетированию, отчетности, для второй - интерес к продуктам по управлению персоналом, имуществом, производством.
CNews: Как развивается конкуренция между иностранными и российскими ERP-системами? Наблюдается ли какое-то качественное изменение в ее характере за последние годы?
Григорий Кочаров: Сегодня между всеми производителями идет тяжелая борьба за лидерство на среднем рынке. «Сверху» к нему спускаются производители тяжелых ERP-систем, расширяя собственные сбытовые партнерские сети и применяя агрессивное ценообразование и механизмы преднастроенных продуктов, «снизу» поднимается «1С», расширяя функциональные возможности своего продукта, повышая его производительность и агрессивно меняя позиционирование.
На мой взгляд, эта компания осталась сегодня единственным отечественным производителем ERP-систем, способным составить реальную конкуренцию мировым вендорам. Согласно данным IDC, по итогам 2006 года «1С» вышла на третье место по объемам продаж после SAP и Oracle, обогнав Microsoft.
CNews: На сегодняшний день именно в СМБ лучше представлены российские разработчики ERP-систем. Только ли в силу стоимостного фактора позиции отечественных игроков здесь сильнее?
Григорий Кочаров: Не могу согласиться с тем, что позиции каких-либо разработчиков в сегменте СМБ сильнее. Сегодня этот рынок использует сотни и тысячи разнообразных платформ — от самостоятельных разработок и программ давно исчезнувших компаний до современных коммерческих продуктов различных производителей. Так что, на мой взгляд, пока на этом рынке сильнее позиции исторически унаследованных систем.
Причин для выбора отечественной системы в сегменте СМБ может быть несколько. Это и полная стоимость продукта (включающая лицензии, оборудование, внедрение, сопровождение, обучение, модернизацию), и низкие требования к квалификации подготовленного персонала, и его доступность. Не менее важны доступность и качество сбытовой и сервисной сетей, история присутствия системы в сегменте и наличие типовых решений.
Вопрос цены как раз не является самым важным фактором — во многих случаях стоимость решений SAP, Oracle, Microsoft Businnes Solutions и «1С» сейчас может быть вполне сопоставима, а не отличаться, как раньше, на порядок.
CNews: В текущем году SAP планирует выпустить SAP Business ByDesign — SaaS-приложение на основе Enterprise SOA. Представители SAP утверждают, что это будет революция на рынке ERP. Как вы относитесь к подобной инициативе?
Григорий Кочаров: Business ByDesign — это не просто SaaS приложение, это кардинально новый продукт, который изначально ориентирован на средний рынок. Решение будет представлять собой полностью интегрированную систему, охватывающую все сферы деятельности и ориентированную на предприятия с количеством сотрудников до 2500 и годовым оборотом до $1 млрд. Работа с SAP Business ByDesign будет возможна в режиме аренды с помесячной оплатой.
Но пока SAP не называет даты вывода этого продукта на российский рынок, и понятно почему: в РФ пока очень успешно продаются решения для корпоративного сегмента. А новое решение вендор, в первую очередь, будет выводить на рынки с медленным или падающим сбытом базовых продуктов.
Мы позитивно относимся к любой инициативе, способной предложить отечественным заказчикам более качественные и менее дорогие продукты. Но давайте не будем торопиться: до реального выхода SAP Business ByDesign на российский рынок РФ есть еще как минимум пару лет. Да и очень хочется посмотреть на реальный опыт использования новых решений.
CNews: За последний год на российском рынке ИТ-консалтинга произошло сразу несколько объединений крупных компаний, в том числе — IBS и «Борлас». Является ли это признаком приближающегося насыщения рынка? Как последние события могут отразиться на расстановке сил игроков этого сектора?
Григорий Кочаров: Слияния последних лет не имеют никакого отношению к насыщению или к истощению роста рынка. Рынок не приближается к насыщению; скорее, наблюдается переход к новому этапу — этапу профессионального роста. Современный спрос становится профессиональным, качественным и требовательным. Заказчики прекрасно понимают, что конкретно им нужно, когда, почему и по какой цене. Этот важный фактор радикально отличает структуру спроса от состояния 5-7 летней давности.
В свою очередь, в соответствии с требованиями рынка меняется и качество предложения: оно также становится профессиональным. Необходимо резко и кардинально повышать качество и эффективность работ, постоянно расширять продуктовое предложение, причем не просто следовать за спросом, но и опережать его в разработке инновационных решений. А с такими задачами могут справиться только большие компании, способные постоянно инвестировать значительные средства в развитие продуктов и персонала.
CNews: IBS является одним из крупнейших партнеров SAP, а «Борлас», в свою очередь, — крупнейший партнер Oracle. Между тем, SAP и Oracle — непримиримые конкуренты во всем мире. Удастся ли «примирить» их в рамках продуктового портфеля объединенной компании?
Григорий Кочаров: Один из базовых принципов формирования продуктового портфеля объединенной компании — это разумная мультивендорность, то есть обеспечение возможности нейтрального и непредвзятого анализа для выбора оптимального решения в каждом конкретном случае. В области бизнес-приложений в продуктовом портфеле IBS уже давно мирно сосуществуют несколько решений — и SAP, и Microsoft, и «1С». И хотя конкуренция между названными платформами не так остра, как между SAP и Oracle, тем не менее, опыт совместного развития нескольких платформ у нас имеется, а здоровая внутренняя конкуренция только помогает развитию компании.
CNews: Спасибо.