|
|
Обозрение
Рынок бизнес-приложений 2007Обозрение подготовлено
О подходах к реализации проектов, связанных с бизнес-приложениями, о возможных проблемах, возникающих в ходе внедрения этих решений, а также о мерах, позволяющих оптимизировать работу над подобными проектами, в интервью CNews рассказывает заместитель директора департамента аутсорсинга управления проектами компании PM Expert Александр Ожаровский.
CNews: Какие бизнес-приложения сегодня наиболее востребованы российскими компаниями, на ваш взгляд?
Александр Ожаровский: В ходе управления проектами заказчиков мы сталкиваемся с различными типами бизнес-приложений. В первую очередь, это учетные системы и системы поддержки операционной деятельности — в частности, ERP и CRM. Также растет популярность решений для управления информацией: систем электронного документооборота, электронных архивов, портальных решений. Все более востребованными становятся системы класса BI (Business Intelligence), обеспечивающие преобразование разрозненных данных о деятельности организации в целостную картину, а также CPM (Corporate Performance Management) — системы управления эффективностью бизнеса, которые можно рассматривать как «надстройку» над учетными системами.
Интерес к перечисленным системам можно объяснить их широкими возможностями в плане хранения и консолидации важной информации, глубоким аналитическим функционалом, позволяющим принимать взвешенные управленческие решения. В проектах внедрения и интеграции таких решений организации задействуют важнейшую для бизнеса информацию, что определяет уровень критичности самих проектов, и, соответственно, требования к квалификации руководителей проектов.
CNews: На какие типы бизнес-приложений растет спрос в различных отраслевых сегментах?
Александр Ожаровский: По нашему опыту, для компаний-дистрибьюторов очень актуальны вопросы логистики (соответственно, они выбирают решения класса WMS — Warehouse Management System), а также корректного управленческого учета (ERP). Для торговых компаний приоритетны вопросы взаимоотношений с клиентами и поставщиками (решения типа CRM и SRM — Supplier Relationship Management). Холдинговым или многопрофильным структурам, в первую очередь, необходимо решить задачи бюджетного планирования и контроля, консолидации отчетности, требуются им также средства для анализа больших объемов информации (OLAP).
Каждый из типов бизнес-приложений определяет те или иные особенности управления проектами, знание и понимание этих нюансов значительно повышает эффективность реализации проекта.
CNews: Каковы особенности реализации проектов внедрения бизнес-приложений по сравнению с другими ИТ-проектами?
Александр Ожаровский: Внедрение любого бизнес-приложения является проектом, требующим достижение результата в рамках ограниченного срока и бюджета. И хотя существуют типовые методологии управления внедрением, каждый такой проект по-своему уникален и неповторим. Исходя из нашей практики, можно выделить три основных типа подобных проектов: это внедрение нового бизнес-приложения; интеграция существующих систем; а также развитие имеющихся бизнес-приложений (расширение функционала, отражение изменений бизнеса и т.п.).
Каждый из перечисленных типов проектов имеет свои особенности. При управлении проектом внедрения нового бизнес-приложения крайне важно правильно провести исследование рынка, выбрать подходящую платформу и поставщика (иногда эти этапы вообще целесообразно считать отдельными, «подготовительными» проектами). Если новая система заменяет существующее решение, пристальное внимание также следует уделить процедуре миграции исторических данных и режиму параллельной работы двух систем.
В проектах интеграции отдельных бизнес-приложений очень важны организационные вопросы — например, выстраивание эффективного взаимодействия различных подрядчиков, участвующих в интеграции (как правило, это поставщики интегрируемых систем, вендоры интеграционной платформы, консультанты или представители системного интегратора). В проектах развития приложений мы рекомендуем обращать внимание на сохранение логической и архитектурной стройности и «самосогласованности» системы при ее доработках — чтобы избежать эффекта «заплатка на заплатке». Также крайне важно обеспечить «мягкий пуск» нового функционала, с тем, чтобы он не повлиял на работу уже реализованной части системы.
Для всех типов проектов очень важен вопрос корректного определения их границ — как временных, так и функциональных.
Достаточно часто проектом ошибочно считается непосредственно контрактная работа интегратора или консультанта. Более целесообразно распространять границы проекта намного шире. Так, задолго до его начала необходимо определить цели внедрения системы и понять, согласуются ли они со стратегическими целями компании. Очень важно сразу определить группу заинтересованных лиц, совместно с которыми необходимо выработать общее непротиворечивое концептуальное видение будущей системы. Требуется оценить потенциальный рынок подобных систем (а также платформ и поставщиков), подготовить и провести тендер, выбрать решение, максимально соответствующее целям проекта. Затем необходимо подготовить и заключить корректный и взаимовыгодный контракт с выбранным поставщиком. Важным требованием также является обеспечение технической инфраструктуры проекта: помещения для команды, средств связи, оргтехники, системы поддержки работы проектной команды, системы учета требований и инцидентов и т.д.
Но даже после выполнения интеграторами всех контрактных обязательств проект для заказчика еще не заканчивается. Как правило, необходимо обеспечить передачу системы на постоянную поддержку и сопровождение (а это, возможно, новые контракты и контрагенты), провести послепроектный анализ, подготовить и передать в архив всю проектную документацию, зафиксировать для использования в будущем «уроки», извлеченные из данного проекта.
CNews: Какие основные требования выдвигают сегодня заказчики к своим партнерам по внедрению бизнес-приложений?
Александр Ожаровский: Самые распространенные требования — надежность и известность платформы, положительный имидж поставщика решения, достаточный опыт внедрения аналогичных систем в схожих компаниях. Об этом, как правило, заказчик задумывается с самого начала, а подрядчики готовы к этим требованиям.
Однако часто бывают неявные, подразумеваемые ожидания, которые не менее важны для заказчика. Например, высокое качество управления проектом со стороны подрядчика. Мы сталкивались с ситуациями, когда технические специалисты исполнителя в проекте работали эффективно, и в итоге им удавалось создать качественный конечный продукт. Но организационные промашки (отсутствие целостного плана проекта, регулярной отчетности, процедур управления изменениями, неразбериха с документацией) портили все ощущение от проекта, не говоря уже о том, что эти недочеты приводили в итоге к существенному сдвигу сроков внедрения. Понятно, что такие проекты признавались в целом неудачными, несмотря на корректную и полную реализацию их «технической» составляющей.
Также крайне важна честность и открытость взаимоотношений заказчика и подрядчика. Если одна из сторон или обе стороны лукавят, «придерживают» или искажают информацию, то проект оказывается под угрозой. Чаще всего мы встречаемся с тем, что заказчики преувеличивают зрелость и простоту имеющихся бизнес-процессов, а также готовность своего персонала к переменам. Подрядчики же зачастую слишком оптимистичны в обещаниях, кроме того, они далеко не всегда готовы честно раскрывать структуру своего ценообразования. Это порой выливается во «внеочередные», ранее не планировавшиеся и требующие дополнительного финансирования работы и общую задержку сроков.
CNews: Какие основные шаги необходимо предпринять заказчику для успешной реализации проектов, связанных с бизнес-приложениями?
Александр Ожаровский: Главное — это наличие управленца, несущего персональную ответственность за успех проекта, имеющего адекватные полномочия и осуществляющего планирование, контроль и координацию проекта в целом. В любом серьезном проекте должен быть реальный, а не номинальный руководитель проекта со стороны заказчика. В поиске такого человека есть определенная сложность. Отлично, если в штате компании присутствуют опытные руководители проектов, готовые реализовать сложное решение. Однако очень часто таких людей либо нет, либо они уже заняты на других важных проектах.
Одним из эффективных выходов в этой ситуации может быть привлечение внешнего руководителя проекта для управления внедрением со стороны заказчика. Именно такая практика — аутсорсинг управления проектами — уже давно существует на Западе и набирает все большую популярность в России.
CNews: Спасибо.