|
|
Обозрение подготовлено
Современная компания является сложной системой, для управления которой уже недостаточно оценки только финансовых показателей. Высокая конкуренция заставляет измерять все больше процессных показателей, чтобы обеспечить превентивную реакцию на внешние изменения. Увеличение объема обрабатываемых данных и расширение спектра аналитических задач требует использования специализированных BI-приложений.
Традиционные технологии BI (Business Intelligence) существуют уже достаточно давно и доказали свою эффективность при решении множества аналитических задач. Однако мир не стоит на месте, и хотя универсальные BI-инструменты пока еще не сдают свои позиции, увеличение объема собираемой информации и спектра аналитических задач в компании требует специализации существующих инструментов - как с учетом отраслевой специфики компании, так и для обеспечения специализированной функциональности в различных областях анализа. При этом качество управления и уровень автоматизации многих российских компаний уже позволяет применять традиционные BI-инструменты. С учетом объема предложения этот рынок является конкурентным, что, в свою очередь, требует от производителей создания специализированных BI-приложений.
В связи с этим рынок BI-приложений начинает претерпевать серьезные изменения, связанные с сегментацией присутствующих на нем решений. Уже сейчас можно видеть появление специализированных BI-приложений в различных областях. Существует интерес к процессной аналитике, к анализу данных реального времени, к анализу неструктурированных данных и т.д. Все это требует определенной функциональной специализации BI-продуктов. Но помимо функционала для пользователей также важна вертикальная специфика BI-приложений, которая позволяет использовать наиболее типичные отраслевые показатели результативности, что в целом ускоряет процесс настройки системы, а следовательно - уменьшает затраты на внедрение. Отраслевая и функциональная специализация BI-приложений позволяют выбрать систему, максимальным образом подходящую для решения стоящих перед компанией задач. Понимая существующие тренды в области Business Intelligence, большинство крупных вендоров на базе своих универсальных BI-приложений начинают формировать специализированные ИТ-решения. Ведь известно, что при выпуске новых продуктов наличие в них таких отличительных черт, как, например, специализация, позволяет вендору быстрее занять нишу на рынке.
Рост интереса заказчиков к BI-приложениям подтверждается серией крупных поглощений (SAP купила Business Object; Oracle - Hyperion Solutions). Но не только крупные вендоры обратили внимание на аналитические приложения. Компания Tibco Software приобрела специализирующуюся в области Business Intelligence компанию Spotfire. Кроме того, успешные разработки в области BI часто принимаются в качестве OEM-версий другими компаниями. Например, в BPM-системе Ultimus появился модуль Ultimus Enterprise Performance Manager (EPM) – OEM-лицензия BI-продукта компании IDS Scheer - Aris Process Performance Manager (Aris PPM). Примером подобного подхода может служить и компания Systar, создавшая решение для мониторинга бизнес-активности - Business Activity Monitor (BAM), которое встроено во многие решения других вендоров по OEM-лицензиям. Все это свидетельствует о том, что интерес к бизнес-аналитике приобретает практический характер, поэтому использование BI-приложений является уже не данью моде, а осознанной необходимостью.
В связи с активным развитием любой информационной системы и технологии возникает все большее количество связанных с ними концепций. BI-приложения не являются здесь исключением. В результате такого развития даже возникла определенная путаница с терминами. Термин BPM стал использоваться в двух вариантах – Business Performance Management и Business Process Management. При этом под Business Performance Management понимается система управления эффективностью бизнеса, которая основывается на BI-приложениях, тогда как термин Business Process Management означает систему управления бизнес-процессами, содержащую в своей основе Workflow-системы. Примечательно, что термин Business Performance Management так до конца и не прижился, поэтому нередко в качестве его синонимов используются термины Enterprise Performance Management (EPM) или Corporate Performance Management (CPM).
В принципе, несмотря на разные классы информационных систем, лежащих в основе этих концепций, можно отметить тенденцию сближения между ними. Основным принципом Business Performance Management является построение цикла управления деятельностью в компании, и в то же время Business Process Management также требует построения цикла управления для бизнес-процессов. При этом в подавляющем большинстве случаев деятельность компании как раз и состоит из бизнес-процессов. Разница только в отправной точке, в качестве которой в случае Business Performance Management служат BI-системы, а в случае Business Process Management - системы управления потоком работ (Workflow). Рост интереса рынка к бизнес-аналитике привел к тому, что многие разработчики Workflow-систем сегодня активно усиливают свои приложения компонентами BI. Возможно, через некоторое время это сближение позволит совместить обе концепции в одном многокомпонентном ИТ-решении.
Сейчас в управлении компанией ярко выражен тренд на превентивное управление, что в свою очередь смещает фокус от финансовых к процессным показателям. Но контроль и анализ бизнес-процессов требует обработки все больших объемов оперативной информации. Следовательно, и применения специализированных технологий. И если раньше BI-приложения обычно применялись на уровне стратегического управления, то сейчас бизнес-аналитика используется уже на тактическом уровне. Ведь сегодня для достижения успеха компании должны быть адаптивными, а это означает, что BI-приложения должны поддержать именно оперативный уровень управления. Традиционные BI-решения не всегда удобны для решения задач контроля и анализа бизнес-процессов, поэтому сейчас появился интерес к специализированным продуктам в этой области. В первую очередь, такую функциональность стали включать в BPM-системы. Например, в системах Tibco и Ultimus существуют специализированные модули, что позволяет предоставить пользователям полноценное ИТ-решение, в котором автоматизируется весь цикл управления бизнес-процессами. Но существуют и отдельные продукты в области процессного BI (например, Aris Process Performance Manager), которые можно использовать вместе с различными информационными системами, в том числе и с ERP-решениями SAP и Oracle.
Основным принципом специализированных BI-приложений для контроля и анализа бизнес-процессов является процессный подход, заложенный как в функциональность ИТ-решения, так и в методологию его внедрения. Ведь при внедрении традиционного BI свободным образом определяется состав информации и аналитические разрезы, после чего идет настройка BI-приложения. В случае использования процессного BI-приложения внедрение проводится с использованием процессного подхода. В основу проекта внедрения ставится перечень существующих бизнес-процессов как основных объектов управления в компании. После этого для наиболее критичного бизнес-процесса определяются точки контроля и перечень ключевых показателей результативности, для которых, в свою очередь, определяются необходимые аналитические разрезы. Таким образом, в основу процессного BI-приложения закладывается бизнес-процесс, что упрощает проект внедрения и дает однозначную корреляцию результатов анализа с существующим бизнес-процессом. А это позволяет осуществить быстрый переход от анализа к совершенствованию бизнес-процессов.
Преимущества процессного управления
Источник: IDS-Scheer, 2008
Удобство универсального BI-приложения заканчивается, когда пользователь закончил анализ и хочет приступить к действиям по исправлению существующей ситуации. Где находится узкое место? Как определить варианты возможных действий? Как изменить существующий бизнес-процесс? Ответить на эти вопросы универсальное BI-приложение не сможет, в то время как специализированное BI-приложение для контроля и анализа бизнес-процессов дает возможность замкнуть цикл управления бизнес-процессами. Процессный подход, лежащий в основе специализированного BI-приложения и преднастроенная функциональность в области контроля и анализа бизнес-процессов позволяют получить коробочное решение, требующее при развертывании минимальных усилий. Что касается отраслевой специализации, то уже сейчас специализированные BI-приложения более привлекательны, поскольку они имеют дополнительную функциональность. Непосредственно отраслевая специфика через некоторое время будет накоплена - на основе выполненных проектов, путем агрегации полученного опыта.
Интерес к специализированным BI-приложениям для контроля и анализа бизнес-процессов возникает, в первую очередь, у процессных компаний. Как правило, компании банковской, страховой, телекоммуникационной, торговой и энергетической отраслей заинтересованы в управлении бизнес-процессами, а следовательно - и в специализированных ИТ-решениях. Сейчас на российском рынке присутствует несколько специализированных BI-приложений, предназначенных для контроля и анализа бизнес-процессов. Однако на рынке известно лишь о десятке подобных внедрений. Это демонстрирует тот факт, что пока лишь некоторые российские компании дошли до замкнутого цикла управления бизнес-процессами, хотя аналитиками неоднократно доказан положительный эффект от использования процессного управления для повышения эффективности компании.
Андрей Коптелов