|
|
Обозрение подготовлено
Устоять под натиском финансового кризиса – вот основная задача большинства российских компаний на ближайшую перспективу. Практика показывает, что процессная организация деятельности может стать важным фактором сохранения конкурентоспособности, а механизм непрерывного совершенствования бизнес-процессов позволяет серьезно повысить ее эффективность.
Интерес к процессному управлению среди российских компаний в последние годы становился все более заметным. Большинство игроков ведет описание бизнес-процессов, некоторые даже создали специализированные подразделения для совершенствования бизнес-процессов, а наиболее "продвинутые" уже завершили построение процессного управления, внедрив контроллинг бизнес-процессов. Для ускорения внедрения процессного управления считается эффективным использование систем управления бизнес-процессами (Business Process Management System – BPMS). На российском рынке растет интерес к BPM-системам, по мере того как многие компании переходят от описания бизнес-процессов к управлению ими.
Эффективность использования систем управления бизнес-процессами в период экономической нестабильности, можно сказать, подтверждена "исторически". Данные исследования Gartner, проведенного в 2004 году, свидетельствуют, что внедрение BPM-систем в период экономического кризиса позволило компаниям сэкономить свои финансовые ресурсы. Тогда проведенный аналитиками опрос продемонстрировал, что у 95% респондентов проекты внедрения BPM-систем были успешными: в среднем, ROI составлял 15%, при этом у 55% компаний доход от каждого проекта варьировался от 100 тыс. до 500 тыс долл.
Сегодня, в условиях нового кризиса, IDS Scheer предприняла попытку оценки трендов российского рынка BPM-систем. Эксперты отмечают, что это аналитическое исследование не претендует на полноту анализа рынка и статистическую достоверность результатов. Его цель несколько иная – обозначить основные тенденции в области управления бизнес-процессами в России. В исследовании, проведенном осенью 2008 года, приняли участие более 80 представителей компаний различной отраслевой принадлежности. Почти 60% участников исследования – это крупные компании, в которых работает свыше 1000 сотрудников.
Участники аналитического исследования сделали экспертную оценку уровня зрелости процессного управления в своих компаниях, выбрав один из возможных пунктов при ответе на вопрос: "Какой уровень зрелости вашей компании в управлении бизнес-процессами?". По оценке аналитиков, у большинства компаний (42,9%) уже есть понимание того, что процессный подход служит средством повышения эффективности деятельности. Это соответствует первому уровню зрелости по шкале Gartner. Почти треть (29%) компаний считают, что находятся на втором уровне зрелости, то есть уже создали описание ключевых бизнес-процессов и приступили к их периодической оптимизации. Есть и заявления о достижении третьего-четвертого уровня зрелости. Однако нужно понимать, что результаты самооценки всегда выглядят лучше реальной ситуации.
Уровень зрелости компании в управлении бизнес-процессами
Источник: IDS Scheer, 2008
Сегодня для решения задач, связанных с внедрением процессного управления, многие компании создают специализированные подразделения, которые фактически являются внутренними консультантами по процессному подходу. И хотя большинство из них пока больше работает над описанием существующих процессов, вскоре их основной задачей станет совершенствование или реинжиниринг бизнес-процессов.
Наличие подразделений по описанию/совершенствованию процессов
Источник: IDS Scheer, 2008
Исследование продемонстрировало, что 70% компаний уже сформировали "процессные" подразделения, а 24% находятся в стадии формирования их. Впрочем, кризис может внести некоторые коррективы в эти цифры в сторону уменьшения, ведь такие подразделения являются вспомогательными. А непрофильные расходы компании сегодня как никогда стремятся минимизировать.
Но формирование специализированных "процессных" подразделений не всегда влечет за собой повышение эффективности компании. Можно легко и быстро описать бизнес-процессы. Но когда дело доходит до их совершенствования - многие компании "теряют темп". Это связано с тем, что требуется пересмотр существующих полномочий и ответственности, проведение ряда других организационных изменений. Организовать "перестройку" в компании без поддержки топ-менеджмента сложно, а она имеется далеко не всегда. Еще одна проблема совершенствования бизнес-процессов – недостаточное обоснование необходимости изменений. Очень редко на практике можно встретить обоснование предлагаемых изменений, которое позволяет говорить с бизнесом на одном языке (например, обоснование с расчетом возврата инвестиций (ROI).
Ощущает ли компания положительный эффект от внедрения процессного управления?
Источник: IDS Scheer, 2008
Несмотря на то, что положительный эффект от внедрения процессного управления уже увидели 21% компаний, большинство респондентов (52%) пока не почувствовали всех преимуществ управления бизнес-процессами. Как правило, это связано именно со сложностью организационных изменений, необходимых при совершенствовании бизнес-процессов, а также с нежеланием менеджеров менять устоявшиеся порядки.
Практика реализованных проектов демонстрирует, что описание бизнес-процессов должно в обязательном порядке иметь заказчиков. Если модели бизнес-процессов создаются без четкого понимания алгоритмов их дальнейшего использования, то, скорее всего, они никем не будут востребованы. Как правило, описание бизнес-процессов используется для их дальнейшей регламентации (69%) и для совершенствования деятельности (67%). При этом многие компании (40,5%) описывают бизнес-процессы для того, чтобы в дальнейшем их автоматизировать. Положительно то, что, по данным исследования, в настоящее время свыше 28% компаний используют описание бизнес-процессов для внедрения системы менеджмента качества (ISO). Это означает, что компании уже начали совершенствовать свои бизнес-процессы, а не ограничились лишь получением "формального" сертификата.
Для каких задач используются сохданные описания бизнес-процессов?
Источник: IDS Scheer, 2008
Большинство компаний используют специализированные инструменты для описания бизнес-процессов. Среди используемых решений лидирующее место (65,5%) занял Aris). Далее следуют MS Visio (41,7%) и MS Office (17,9%).
Какую систему вы используете для описания бизнес-процессов?
Источник: IDS Scheer, 2008
В среднем по рынку уровень распространения Aris в среде крупных компаний составляет до 30-40%.
Достаточно важный вопрос в управлении бизнес-процессами – их ранжирование для дальнейшего совершенствования. Существует множество методик, позволяющих осуществить такое ранжирование: экспертная оценка, оценка зрелости процессов, диагностика проблематики, BSC и т.д. Как показало исследование, наиболее критичными бизнес-процессами в российских компаниях являются процессы стратегического управления и производства (по уровню приоритетности они вышли на первый план). На третьем месте – процесс контроллинга. Полученные результаты вполне логичны с точки зрения сегодняшней ситуации, ведь в кризисных условиях эти процессы всегда оказываются наиболее критичными.
Ответы на вопрос "Какие темы в управлении бизнес-процессами вам наиболее интересны?" явно указывают на тренд, направленный от описания к совершенствованию и реинжинирингу бизнес-процессов, а также свидетельствуют о растущем интересе к внедрению процессного управления на уровне всей компании.
Усиливается интерес и к контроллингу бизнес-процессов: в более раннем исследовании интерес к этой теме проявили лишь 39% респондентов, в то время как сейчас - уже 50%. Еще одна особенность, которую отмечают аналитики: предыдущее исследование показало, что интерес именно к описанию бизнес-процессов продемонстрировало 73% компаний. В настоящий момент доля таких респондентов не превышает 51%. Это позволяет cделать вывод о том, что снижение интереса к "простому" описанию бизнес-процессов в пользу более сложных процессных технологий можно считать свершившимся фактом.
Какие темы в управлении бизнес-процессами вам наиболее интересны?
Источник: IDS Scheer, 2008
Таким образом предполагается, что следующий год будет характеризоваться переходом многих компаний от описания бизнес-процессов к их автоматизации, контроллингу и совершенствованию, при этом кризисная ситуация будет лишь ускорять этот процесс.
Андрей Коптелов