|
|
Обозрение подготовлено
Переход на сервис-ориентированную архитектуру (СОА) в последние годы стал одной из наиболее обсуждаемых тем - для разработчиков подобных решений, их партнеров-интеграторов, а также заказчиков. При том, что западный рынок наслышан об успехах российского бизнеса в переходе имеющейся инфраструктуры на СОА, реальные заказчики демонстрировать результаты успешных проектов пока не готовы. Аналитики полагают, что о СОА-удачах рынок всерьез заговорит через год-два. Если, конечно, негативный фактор глобального экономического кризиса не заставит компании пересмотреть свои планы в области информатизации и "заморозить" проекты, не дающие возможности быстро "отбить" вложенные средства.
По оценкам CNews Analytics, российские заказчики в большинстве своем пока не проявляют готовности к реализации СОА-проектов. Проведенный опрос продемонстрировал крайне низкий уровень интереса заказчиков к этой теме. Большинство респондентов CNews Analytics говорили лишь о 3-5-летней перспективе возможного начала реализации подобных проектов.
Даже если не брать во внимание последние события в мировой и отечественной экономике (которые в силу объективных причин могут затормозить на какое-то время активность российского бизнеса в плане информатизации), следует отметить особую "национальную" черту отечественных заказчиков при переходе на любые инновации. Это осторожность. Именно она всегда являлась помехой для ИТ-компаний, стремящихся заработать на продвижении решений, призванных упростить управление бизнесом. Примерно по такой же схеме идет сегодня проникновение СОА в Россию: вендоры и интеграторы говорят о наличии множества инструментов для ее построения, а заказчики не торопятся приобретать подобные решения, ссылаясь на высокие затраты и неочевидные сроки окупаемости.
Развитие и распространение СОА на российском рынке тормозится сложностью реализации подобных проектов. Здесь требуются высокие начальные инвестиции. Продвижению СОА мешает также и сопротивление некоторых поставщиков, и пресловутый дефицит ИТ-специалистов, готовых поддерживать новую архитектуру.
Однако разработчики говорят о том, что продвижение СОА в России идет полным ходом: согласно данным проведенного опроса, в течение последних полутора лет доля СОА-проектов занимала от 5 до 15% в общей выручке вендоров в России. А опрошенные CNews Analytics интеграторы говорят о том, что в стадии реализации на российском рынке в настоящее время находятся минимум 20 проектов СОА. При этом разброс выручки ИТ-компаний от них весьма велик: от 5-6 млн до 100-300 млн рублей.
"Сегодня очень многие говорят о сервис-ориентированной архитектуре. Однако реальных, завершенных проектов, когда можно было бы на практике показать, как это все работает и что дает, практически нет, - отмечает в беседе с CNews директор по развитию бизнеса "Форс – Центр разработки" Николай Зезюлинский. - Такие проекты, как правило, всегда технологически сложные и затратные. Тем не менее, интеграция приложений обходится дешевле, чем отказ от всех использующихся систем и приобретение нового ПО".
Помимо этого, он отмечает, что использование такого технологического подхода позволяет в дальнейшем гибко наращивать систему, дорабатывать отдельные модули и расширять функционал. Деятельность становится прозрачной, что для публичной компании или госструктур совершенно необходимо. Г-н Зезюлинский убежден, что альтернативы СОА на сегодня нет.
Старший вице-президент Epam Systems Анатолий Гавердовский также убежден, что в России СОА и все, что с этим связано, будет активно развиваться. "В компаниях существует большое количество унаследованных систем, интегрированных по принципу точка-точка. Обычно это некий комок, который рос естественным путем: никто не задумывался о стоимости обслуживания, о валидности данных, комментирует он. - Но приходит время, когда кроме роста, возникает необходимость, во-первых, "заглянуть на задний двор" и просто прибраться, а во-вторых - создать инфраструктуру для развития систем. Обычно драйвером процесса выступает попытка упорядочить работу с нормативно-справочной информацией".
Директор практики документооборота OXS (ГК "Оптима") Александр Аввакумов считает, что перспективы развития российского рынка СОА не слишком оптимистичны, что обусловлено невысоким уровнем развития информатизации бизнеса. "Реализация СОА требуется только в случае интеграции существующих информационных систем, - отмечает он. – Но пока похвастаться наличием как минимум трех-пяти ИТ-систем, требующих сквозной интеграции, может далеко не каждая российская компания". Тем не менее, идею создания сервисно-ориентированной архитектуры г-н Аввакумов называет идеологически правильной. И в будущем, когда уровень компьютеризации и автоматизации российского бизнеса достигнет необходимого минимума, СОА будет широко востребована. По прогнозам экспертов, это произойдет в ближайшие 5-10 лет.
Основной принцип СОА – дробление монолитных систем на компоненты, связанные между собой едиными стандартами. Стандартизированные компоненты могут использоваться многократно в разных процессах – и, соответственно, в разных подсистемах. Данный подход позволяет крупным компаниям решить вопрос, как перевести имеющиеся ИТ-системы на "гибкие" рельсы, каким образом осуществить эффективное взаимодействие ранее внедренных и новых ИС, как объединить работоспособные ИТ-решения "сливающихся" компаний.
Основные ожидаемые преимущества от внедрения СОА
Преимущества использования СОА | Доля компаний, ожидающих этого результата |
Более быстрое и гибкое изменение бизнес-процессов | 48% |
Снижение операционных затрат на ИТ | 28% |
Безопасный и надежный сервис | 15% |
Оперативное внедрение обновлений и дополнительных возможностей программных продуктов | 5% |
Свободное использование продуктов различных вендоров и/или унаследованных заказных разработок | 3% |
Источник: AMR Research, 2008
Согласно данным исследования AMR Research, в настоящее время 60% уже работающих средств СОА ориентированы на внутренние потребности компаний-заказчиков, 32% доступны их клиентам, 21% — поставщикам, еще 4% попадают в категорию "другое". Однако в дальнейшем меньше половины компаний, использующих СОА (43%), намерены сохранить эту архитектуру лишь для себя: 40% планируют открыть ее для своих заказчиков, 15% — для поставщиков.
По мнению аналитиков Forrester Research, крупные производители ПО в ближайшие несколько лет будут работать над созданием более динамичных приложений с поддержкой кросс-функциональных бизнес-процессов. К этому их вынуждает рост популярности сервис-ориентированных архитектур. В Forrester считают, что для вендоров нет альтернативы: если они не смогут предложить достойный ответ на потребность в СОА, риск уйти с рынка будет очень велик. Аналитики также отмечают, что разработчики вынуждены будут со временем искать новые подходы к продвижению функциональности своих бизнес-приложений.
В целом данные опроса CNews свидетельствуют о том, что тенденции к переходу отечественного бизнеса на СОА все-таки набирают силу. Сегодня заказчики все меньше готовы платить за стандартные ИТ-решения, требуя от внедряемых систем учета специфики своего бизнеса и гибкости. Эти свойства СОА и определяют ее ключевые преимущества как ИТ-архитектуры. Такая среда дает стимул для анализа и оптимизации бизнес-процессов компании, позволяет быстро вносить изменения в имеющиеся информационные системы, а также оперативно создавать новые.
СОА наиболее востребована в тех организациях, где гибкость и скорость реакции на изменения являются ключевыми - это в основном компании, оказывающие услуги конечным потребителям (банки, операторы связи, транспортные компании). Директор отделения автоматизации деловых процессов "Форс - Центр разработки" Василий Анфиногентов убежден, что СОА необходима компаниям, обладающим несвязанными приложениями. При этом их бизнес-процессы могут работать "поверх" этих приложений. Нужен такой подход и тем, кто заинтересован в минимальной переделке существующих систем, а также компаниям с неопределенными и изменчивыми регламентами работы (организациям, имеющим самостоятельно поддерживаемые базы данных или внедренные модули различных ERP-систем). По опыту "Форс", СОА также оказалась востребованной в межведомственном взаимодействии.
Председатель правления центра компетенции по электронному правительству Владимир Дрожжинов считает, что использование СОА необходимо, прежде всего, госструктурам – для организации продуктивного межведомственного взаимодействии. Однако в концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года тема СОА, к сожалению, не нашла отражения. Это, по его мнению, отбросит Россию на три года назад в вопросах создания эффективного электронного взаимодействия государства с гражданином и ведомств друг с другом. Что касается остальных категорий пользователей СОА, то в условиях финансового кризиса бизнес диктует использование подобного подхода при слияниях и поглощениях. А из отраслевых потребителей наиболее активны в переходе на СОА до недавнего времени были наиболее обеспеченные секторы - банки и телеком.
"Компании, задумывающейся о СОА, стоит ответить на ряд вопросов: насколько быстро надо консолидировать программные компоненты? Не лучше ли заменить разнородные компоненты на новые, однородные? В какой степени надо поддерживать динамичность бизнес-процессов? – считает президент Фонда "Фостас", директор АБ "Группа 24" Евгений Зиндер. - Корпоративная культура коммерческих предприятий, планирующих переход на СОА, должна быть клиенто-ориентированной, услуги должны предоставляться "в любое время и в любой точке", компания должна работать в высоко-конкурентном секторе рынка". "СОА нужна тогда, когда у компании возникает потребность реализовать в короткие сроки множество проектов, - убежден CIO "Русфинансбанка" Олег Подкопаев. – Без СОА они обошлись бы дешевле, но шли бы гораздо медленнее, с нею - все происходит с точностью до наоборот".
По мнению директора департамента развития информационных систем "Ренессанс Кредит" Ярослава Медокса, при всех преимуществах, которые дает СОА (своевременная реакция на рыночные изменения, быстрый вывод на рынок новых продуктов и услуг и пр.), к решению о переходе на нее надо относиться с большой осторожностью. "Я думаю, что в госмонополиях не нужно ничего менять, если только нет на это чиновничьего энтузиазма, - прокомментировал он свою точку зрения. - Компании же, решившейся на изменения в сторону СОА, требуется быть готовой, во-первых, к тому, что роль внутренней ИТ-службы станет критически важной для достижения успеха такого проекта, во-вторых - к тому, что проект будет крупным и обойдется в цену не менее полумиллиона долларов".
Впрочем, руководитель департамента архитектуры "Вымпелком" Максим Смирнов считает, что есть несколько способов, позволяющих снизить стоимость СОА-решения. В частности, компании стоит начинать с небольшого количества сервисов, новые процессы экономичнее создавать путем интеграции существующих. И, наконец, сэкономить на СОА можно, выбрав open-source решения. По его мнению, основная сложность реализации СОА-проектов состоит в отсутствии квалифицированные кадров: в первую очередь, требуются архитекторы с выраженным структурным мышлением.
Таким образом, развитие рынка СОА сдерживает не только финансовая тема и неготовность заказчиков, но и традиционная "головная боль" ИТ-рынка – кадровый дефицит. К этому стоит добавить, что вопрос о том, внедрять или не внедрять СОА, каждой компании следует решать с учетом менталитета менеджмента (помимо учета уже упомянутых факторов). Дело в том, что при использовании в организации методологии СОА может наступить момент, когда построенный на ее основе механизм обеспечит компании возможность работать без необходимости применения авторитарных методов руководства по каждому мало-мальски значимому поводу. Насколько готов отечественный менеджмент отойти от модели, когда все решения принимаются только на верхнем уровне, когда за все отвечает самый главный босс? - вот в чем вопрос.
Элеонора Ершова / CNews Analytics