|
|
Петербургская «железная» розница вытесняет мелких игроковПетербургский рынок компьютерной розницы представлен как крупными специализированными сетями — «Компьютерный мир», «Компьютер-центр «Кей»», «Цифры», «Рим», которые покрывают 83%, так и отделами компьютеров и оргтехники в сетях бытовой электроники («Калинка», «М. Видео», «Эльдорадо» и т.д. — 10%), а также маленькими несетевыми магазинами, доля которых составляет около 7% и постепенно сокращается. Питер не рыночный город В отличие от Москвы, в Петербурге нет специализированных рынков радиоэлектроники такого масштаба, как столичные «Савеловский», «Митино» или «Горбушка». В Москве, по оценкам аналитиков «Финам», на расположенные там торговые точки приходится около 30% компьютерной розницы, а на специализированные сетевые магазины — 40%. Аналитик «Финам» Владислав Кочетков объясняет ситуацию тем, что в радиорынки Москвы идут серьёзные инвестиции, которые не позволяют сетевым магазинам их вытеснить. Хотя 4 года назад доля радиорынков оценивалась в 40%. В Петербурге отдалённым аналогом таких рынков можно назвать «Юнону», но доля компьютерных комплектующих и раньше была там невелика, а сейчас стала ещё меньше, за счёт переквалификации на продажу сотовых телефонов и CD/DVD. Таким образом, главным отличием компьютерной розницы Петербурга от столичной является доминирование специализированных сетевых магазинов. Рынок компьютерной розницы в Петербурге «Бытовики» теснят «компьютерщиков» Относительно новыми игроками местного рынка компьютерной розницы являются сети бытовой техники — «Техношок», «Телемакс», «Эльдорадо», «Калинка», «М-Видео», «Техносила». Данное направление эти игроки начали развивать 3-4 года назад. Их особенностью являются продажи только готовых компьютеров — услуги сборки техники на заказ они не предоставляют. Направление не является профильным для компаний, к тому же ориентированы они, прежде всего, на потребителя, плохо разбирающегося в компьютерной технике. Как бы то ни было, доля продаж компьютерной техники в сетях бытовой электроники растёт. Так, в компании «Калинка» показатель составляет 15-20%, при том что год назад был около 12%. Ориентирование «бытовиков» на менее продвинутого потребителя влияет и на ассортимент продаваемых там ноутбуков. Так, в сетях бытовой техники лучше представлены ноутбуки производителей Acer, Samsung, LG. А технологически более «навороченные» Asus, Sony, Fujitsu-Siemens — в специализированных компьютерных магазинах. Директор по маркетингу компании «Кей» Александр Хомяков отмечает, что основной тенденцией 2006 года стала всё большая унификация товаров. По его словам, компьютерные технологии проникают во все сферы жизни, стирается разница между ассортиментом бытовиков и компьютерной розницы — телевизоры, фотоаппараты, мр3-плееры, dvd-проигрыватели и принтеры можно купить, как у тех, так и у других. Не только бытовые сети стали торговать компьютерной техникой, но и компьютерные магазины, со своей стороны — бытовой. Так, магазин «Ultra Electronics» (филиал московской компании), изначально продавал компьютеры, а теперь также занимается и бытовой техникой, и электроинструментом. В 2006 году доля продаж бытовой техники в магазине «Ultra Electronics» составила 7%, а к концу 2007 года руководство компании ожидает ее увеличения до 10%. Крупнейшие ритейлеры ПК на Северо-Западе (по количеству магазинов)
Мелкие игроки имеют шансы выжить? Сетевые ритейлеры постепенно выдавливают небольших розничных игроков с рынка. Уже сейчас в Петербурге возле станций метро за редким исключением остались одни сетевые магазины. Хотя у крупных компаний в целом издержки выше, на единицу продукции они оказываются ниже за счёт объединения в сетях ряда функций — затрат на маркетинг, на рекламу, логистику. При этом объёмы закупок крупных ритейлеров позволяют им работать с поставщиками по низким ценам. Рынок требует высокую оборачиваемость товаров, что сетям проще достигнуть за счёт их перераспределения между магазинами — в случае необходимости. Таким образом, местный рынок следует общемировому тренду, когда ситуация складывается в пользу больших компаний. Однако маленькие магазины имеют шансы на выживание. Аналитики полагают, что их шансы будут зависеть от месторасположения, ценовой политики, качества обслуживания, а также специализации. В сложившейся ситуации имеет смысл специализироваться на продаже КПК, коммуникаторов, или б/у техники. Выходом может являться также предложение какого-то эксклюзива в обслуживании (чего, ввиду своих размеров, не могут предоставить крупные сети) или переключения на сегмент B2B. Ещё одной возможностью для выживания является открытие магазинов в Ленобласти, куда не пойдут крупные ритейлеры. Большие магазины открывать там не выгодно, но спрос, тем не менее, существует. «Кей» против «Компьютерного мира»: войны не будет Основными игроками питерского рынка ПК являются сети компьютерных магазинов «Кей» и «Компьютерный мир». Их совокупная доля оценивается примерно в 65-70%, при этом доля «Кея» немногим выше за счёт того, что он появился здесь раньше. Магазины этих компаний имеют наибольшую площадь среди всех компьютерных торговцев и, как правило, расположены в непосредственной близости от станций метро. Схожий ассортимент товаров и почти одинаковые цены приводят к тому, что покупатели не всегда различают эти бренды. Были случаи, что, посетители, например, магазинов «Компьютерного мира», приходя в магазин, требовали товар, увиденный в рекламе «Кея». С точки зрения географического положения эти магазины не дублируют друг друга — в Петербурге нет магазинов «Кей» и «Компьютерный мир», которые находились бы на одной станции метро. Можно сделать вывод, что данные сети не конкурируют между собой, а мирно сосуществуют. Крупнейшие игроки на рынке компьютерной розницы Петербурга Слияния и поглощения не планируются CNews известно только об одной сделке по слиянию и поглощению на рынке компьютерной розницы Петербурга в 2006 году. В феврале 2006 года «Кей» купил сеть магазинов «Рим». Тогда аналитики оценили сделку в $3 млн (в сеть входит 10 магазинов). Сеть «Рим» специализируется на продаже дешёвой компьютерной техники. Именно поэтому бренд «Рим» был сохранён, и, таким образом, «Кей» смог контролировать и высокий, и низкий сегменты рынка. В этом году каких-либо слияний и поглощений ожидать здесь, по-видимому, не стоит. Компаний, которые одновременно были бы интересны крупным игрокам и при этом были бы готовы продаваться, уже просто не осталось. Даниил Иванов / CNews.Северо-Запад |