|
|
Обозрение
ИТ в Санкт-Петербурге 2008Обозрение подготовлено
Хотя Петербург значительно опережает остальных субъектов СЗФО по уровню расходов на ИТ, по внутренним затратам компаний на информационные технологии регионы все-таки обходят Северную столицу. Регионы предпочитают делегировать ИТ-затраты подразделениям отделы внутри компании, в то время как в Петербурге основной тенденцией является аутсорсинг специалистам "со стороны".
Основная часть ИТ–расходов Северо-Западного региона приходится на его столицу — Петербург. Доля Питера в закупках АО и ПО составляет 62%, в приобретении аутсорсинговых ИТ-услуг – 69%, в расходах предприятий на развитие внутренних ИТ-служб – 48%. Внутренние ИТ-затраты компаний – единственный вид ИТ-расходов, по которому "периферия" округа перевешивает столицу. Вполне логично, что в более развитом в деловом отношении Петербурге информатизация компаний в большей мере опирается на услуги профессиональных ИТ-консультантов (соответствующие деньги отдаются компаниям-аутсорсерам), тогда как областные центры Северо-Запада отдают преимущество собственным силам и в существенно меньшей мере, чем в столице полагаются на аутсорсинг, делегируя существенно больший блок задач внутренним ИТ-отделам.
Такой водораздел между "столичной" и "региональной" информатизацией находится в общей канве ИТ-процессов в России. В условиях высокодинамичной конкурентной экономики, концентрирующейся в основном в столицах, а также в незначительном количестве региональных экспортно-ориентированых промышленных центрах, предприятия все чаще обращаются к идее выноса за пределы предприятия "центров затрат" и концентрации усилий на "центрах прибыли" — профильных бизнес-процессах. Передача же внешним специалистам организации вспомогательных бизнес-процессов, позволяет и их сделать высокотехнологичными, соответствующими последним веяниям времени.
Источник: CNews Analytics 2008. По данным Росстата
Но одно дело – новейшие тенденции бизнеса, и совеем другое – заботы традиционной "провинциальной" экономики. Наряду с предприятиями из "рейтингов", т.е. ведущими и наиболее крупными компанями, существует и другая экономика — компании с небольшим оборотом, работающие в неплохо освоенных, но низовых ценовых нишах. Слабая чувствительность этих предприятий к преимуществам высокотехнологичного аутсорсинга определяется и непониманием необходимости этих услуг, и отсутствием в тех нишах, в которых они работают, прямых потребностях в ИТ, да и зачастую простой нехваткой достаточных для этого свободных средств. В число таких предприятий входят и достаточно крупные, особенно это касается промышленного сектора. Ниша таких компаний в России поистине огромна, в нашей экономике удивительным образом сосуществуют постиндустриализм и архаика. Это приводит к преждевременному насыщению рынка ИТ-услуг.
Концентрация основных расходов на ИКТ в Питере только на первый взгляд кажется простым отражением общего уровня развития и структуры экономики Северо-Запада с количественным перевесом Петербурга. В действительности же за этим скрывается принципиальное отличие политики информатизации питерских и региональных компаний.
При доле ИКТ-расходов в диапазоне 49-58% (в зависимости от вида ИКТ), в Петербурге создается только порядка 35% валового регионального продукта всего Северо-Западного округа (кстати, в последнее время наметилась тенденция некоторого снижения этой доли, что связано с бурным развитием топливных и металлургических отраслей на периферии Северо-Запада). Это означает, что производство товаров и услуг в Петербурге более информационно-емко. На единицу объема произведенных товаров и услуг в Северной столице приходится примерно в 1,75-2,8 раза больше ИКТ-затрат, чем в остальной части СЗФО.
Еще большее различие между Питером и "остальным" Северо-Западом открывается при сопоставлении удельного объема ИТ-затрат на одно ИТ-активное предприятие.1 Количество ИТ-активных предприятий в С.-Петербурге и остальной части СЗФО соотносится примерно как 30/70 и, таким образом, удельный ИТ-бюджет одного питерского предприятия примерно в 2,3-3,2 раза больше ИТ-бюджета среднестатистической компании остальной части СЗФО.
Одним из основных факторов, способствующих высокой концентрации расходов в Петербурге по отношению к остальной части СЗФО, является "столичный" характер питерской информатизации, при которой в Северной столице разворачиваются программы, невозможные для подавляющего большинства других городов и регионов. Один из примеров — программа "Электронный Петербург" как часть ФЦП "Электронная Россия" (попробуем представить себе, например, программу "Электронный Урюпинск"), сюда же можно отнести много других проектов — создание единой городской дежурной службы, объединяющей пожарных, милицию и скорую помощь, электронный социальный регистр населения, система информационной поддержки городского заказа и т.д.
По уровню затрат на ИТ ни один из регионов СЗФО не может сравниться с Санкт-Петербургом. В лучшем случае ИТ-расходы в регионах СЗФО составляют 20-25% от питерских, в основной же массе они составляют порядка 5-10% от уровня С.-Петербурга. По общему объему ИТ-затрат лидируют республика Коми (10% от уровня соответствующих ИТ-затрат в С.-Петербурге, Вологодская область (10%), Мурманская область (9%) и Ленинградская область (9%). Тот же состав лидеров по затратам на аутсорсинговые ИТ-услуги к лидеров – Республика Коми (11%), Вологодская область (10%), Мурманская область (7%), Ленинградская область (7%).
По внутренним ИТ-затратам из числа лидеров исчезает Мурманская область, а с большим перевесом туда выходит Ленинградская область (затраты на развитие ИТ-служб 26% от уровня С.-Петербурга), в республике Коми соответствующий показатель — 20%, в вологодской области – 19%. Таким образом, вполне очевидно ядро областных лидеров Северо-Запада, больше остальных расходующее на ИТ.
Коми – один из главных добывающих центров Северо-Запада – доля добычи в общей структуре промышленного производства здесь более 60% и по уровню добычи республика занимает 9 место в РФ. Неудивительно вхождение этого центра в ядро ИТ-активных регионов Северо-Запада. Кроме того, республика занимает 6-е место по объему валового регионального продукта. В том же ряду Мурманская область – 20-й по величине центр добычи полезных ископаемых в РФ (и только 46-й по объему продукции обрабатывающей промышленности). Область занимает 7 место по валовому региональному продукту.
Однако сектор добычи, до определенного времени бывший одним из главных поставщиков крупных ИТ-заказчиков, сегодня уже отнюдь не всегда и не везде определяющий. Так, например, Архангельская область с входящим в ее состав Ненецким АО (15-м по величине центром добычи полезных ископаемых в РФ) далеко не в числе лидеров информатизации.
Напротив, Вологодская область, занимающая 13 место РФ по объему продукции перерабатывающей промышленности (доля в ВРП – 46%) и почти не имеющей в своей структуре добывающей промышленности – один из примеров "второго" эшелона информатизации, основу которого составляют обрабатывающие производства. При этом область занимает 8 место по валовому региональному продукту. К тому же типу относится Ленинградская область, основной экономики которой является обрабатывающая промышленность, по объему продукции которой область занимает 17 место при 15 место по ВРП. Таким образом, лидеры информатизации Северо-Запада фактически совпадают с лидерами по уровню экономического развития.
1Под ИТ-активным мы понимаем предприятие, использующее в своей деятельности локальные вычислительные сети разного уровня сложности.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics