|
|
Обозрение
ИТ в Санкт-Петербурге 2008Обозрение подготовлено
В 2007 году петербургский рынок корпоративных информационных систем вырос, по экспертным оценкам, на 20% и составил $40 млн. Драйверами роста стали предприятия торговли, приборо- и машиностроения, а также пищевой промышленности.
В Петербурге наиболее высокий спрос на ERP-системы приходится на приборо- и машиностроительные предприятия, а также метталургию. Это объясняется присутствием в городе предприятий концерна «Силовые машины», Ижорских заводов, Кировского завода, заводов «Арсенал», «Красный выборжец». По данным CNews Analytics, на машиностроение и металлургию на Северо-Западе пришлось 47% и 21% внедрений ERP-систем соответственно.
Также в Северной столице, как и в России в целом, одними из наиболее «продвинутых» в деле внедрения КИС являются телекоммуникационные компании, что объясняется высокими темпами роста отрасли, большими инвестициями, вкладываемыми в их развитие, а также регулярными слияниями и поглощениями. Как отмечает Андрей Давидюк, руководитель департамента маркетинга и продаж дивизиона системной интеграции «Ниеншанц», также активно внедряют КИС банки и страховщики, причём особенно те страховые компании, которые входят в крупные холдинги совместно с банковскими структурами.
Традиционно больший интерес к КИС у дистрибьюторов, поскольку им нужно очень точно вести свою деятельность на низких наценках и у розницы, для которой оперативность тоже очень важна. «Стали чаще интересоваться серьезными системами наукоемкие производственные компании», — отмечает директор консалтинговой компании «Директория» Игорь Чепуровский.
Рост местной промышленности, а также развитие Санкт-Петербурга как транспортного узла, влечёт за собой строительство новых логистических терминалов международного класса, что вызывает увеличение спроса на ИТ-решения для оснащения складских комплексов. Последнему также будет способствовать появление в Петербурге автомобильного кластера из заводов Ford, Nissan, Suzuki, Toyota и General Motors. Уже сейчас, пока в городе действует только завод Ford, по словам директора петербургского филиала Columbus IT Игоря Худякова, наблюдается постоянно продолжающийся рост автомобильного бизнеса и, как следствие, это дает толчок к продвижению автодилерских решений. Данная тенденция, по его мнению, продолжится и в 2008 году.
В целом же одна из главных причин внедрения ERP-систем — это желание менеджмента предприятия повысить контроль над своим бизнесом. «Растущей компании перестает хватать частичной автоматизации, например, только бухгалтерии, и руководство заинтересовано в актуальных данных о производстве, реальной картине работы складов, автоматизации кадрового учета и т.п.», — полагает Светлана Верещагина, руководитель службы маркетинга группы ERP-консалтинга компании «Рексофт».
С ростом рынка заказчики становятся более зрелыми в плане своей осведомлённости о ERP системах и тех требований, которые к ним выдвигают. Это приводит к тому, что заказчик стал более критично относиться к выбору исполнителя. «Необходимость отраслевой специализации, о которой так долго говорили, теперь стала очевидной. Клиенты уже не верят в универсальных солдат», — отметил генеральный директор «АНД Проджект» Илья Пантелеев. Между тем, на практике специализация по крайней мере тех интеграторов, которые внедряют решения сторонних вендоров, ещё мало заметна – у них можно найти проекты для таких разных отраслей, как торговля, производство, и, например, строительство.
Иная ситуация у тех компаний, которые сами являются разработчиками решения и его внедренцами. Большинство российских софтверных фирм не имеют достаточных ресурсов для того, чтобы создать универсальную корпоративную систему, которую можно было бы настроить для компании любой сферы бизнеса и охватить ею всю экономическую деятельность заказчика. Поэтому естественным выходом для них является специализация – или на предприятиях определённого профиля, или на каком-то одном аспекте бизнеса. Если говорить о петербургских разработчиках бизнес-решений, то, например, компания «Бухта» специализируется на внедрении решения по управлению складом, «Спецтек» — на системе управления основными фондами, «Бизнес про» — решению по управлению грузоперевозками, Leaves – системе для городских водоканалов.
Если ещё не все интеграторы имеют отраслевую специализацию, то все – специализацию на решениях определённых вендоров. Это накладывает особенности на их бизнес. Так, у «Софтбаланса» большинство заказчиков — это торговые организации, что объясняется традиционно сильными позициями 1С именно в данной сфере. «Конкурентная борьба у предприятий торговли ощущается гораздо острее, и рост идет быстрее», — считает Владимир Котов. «Традиционно в торговле лидерами по числу внедрений являются решения компаний 1С и Microsoft. Позиции питерского «Компаса» традиционно сильны на рынке машиностроения и ВПК», — отметил Михаил Санто, управляющий партнер исследовательской компании TAdviser. При этом, по его словам, наиболее активными потребителями ERP-систем в Петербурге являются предприятия торговли, машиностроения, а также пищевой промышленности. На долю последней приходится 11% внедрений в 2007 году.
По мнению Ильи Пантелеева, рост пищевой промышленности связан с тем, что данный рынок прошел стадии консолидации и привлекает либо готовится к привлечению внешнего финансирования. «Кроме того, это высококонкурентный рынок, требующий от предприятий гибкости, высокой степени активности и оперативного реагирования – что подчас невозможно реализовать без применения ИТ технологий», — считает гендиректор «АНД Проджект».
Как уже отмечалось выше, за последний год вырос уровень требований предприятий к функциональности решений и качеству реализуемых проектов. Это привело к тому, что всё чаще возникает потребность во внедрении специализированных модулей ERP-cистем. «Для многих производственных предприятий вопросы автоматизации бухгалтерского, производственного учета и учета запасов так или иначе уже решены. Поэтому новыми ключевыми вопросами становятся планирование и оптимизация загрузки производственных мощностей, сокращение незавершенного производства, автоматизация ремонтов и послепродажного обслуживания», — отмечает директор Северо-Западного филиала GMCS Виктория Маслова.
Все больше интереса вызывают не только проекты внедрения КИС, но и интеграции систем друг с другом в основном на уровне анализа и отчетности. «За годы развития рынка многие компании внедрили у себя на предприятии несколько систем для решения разных задач, как говорится, «в силу исторических причин». Например, продажи и склад в одной системе, финансы в другой. Переходить на единую систему – пока готовности нет, а вот пользоваться их данными консолидировано – есть», — отмечает Игорь Чепуровский.
Большинство опрошенных участников рынка отметили рост числа внедрений CRM-решений (системы управления взаимоотношений с клиентами). «Это был первый год, когда CRM выбирали осознанно, когда этот выбор был прагматичным решением, а не данью моде», — заявил Илья Пантелеев. В целом по России по оценкам экспертов рост числа внедрений CRM-решений в 2007 году составил 30-40%.
Росли и другие направления. «Потихоньку (очень потихоньку) возникает реальный спрос на высшие функции управления персоналом (управление рекрутингом, мотивацией, обучением, оценкой персонала и т.п.). Во-вторых, наконец-то наблюдается устойчивый рост реального, а не виртуального спроса на автоматизацию управления производством на основе стандарта MRP-II. Она начинает внедряться не только на крупных, но и на средних производствах», — рассказал руководитель отдела маркетинга компании «Компас» Лев Якобсон.
Участники рынка отмечают увеличение стоимости проектов, связывая это с различными причинами. Основные – рост зарплат, связанный с непрекращающимся дефицитом кадров, а также рост сложности проектов, вызванный тем, что рынок в целом становится более зрелым. Игорь Худяков, кроме того, отметил повышение стоимости ПО со стороны вендоров, но, при этом, по его мнению, «совокупная стоимость владения для клиента осталась на том же уровне — накапливаемый с каждым годом опыт позволяет экономить на внедрении вертикальных решений».
Ещё один фактор – увеличение сложности проектов. «В основном рост шёл за счет расширения внедряемого функционала. Рост удельной стоимости внедрения одной функции, если и был, то несущественный. Иными словами, стоимость человеко-часа консультанта существенно не изменилась», — отмечает Лев Якобсон. Необходимо отметить, что среди прочих интеграторов ERP-систем «Компас» находится на особом положении, так как сам разрабатывает и внедряет одноимённую систему. Вследствие этого у компании меньше опасений, что её специалисты могут быть переманены другими интеграторами, что, видимо, отражается на динамике роста их зарплат. Виктория Маслова отмечает, что с взрослением рынка можно говорить о тенденции перехода к интеграционным проектам, предполагающим комплексную автоматизацию бизнеса компании.
Сами вендоры также занимаются разработкой решений, позволяющим им занять новые более высокодоходные ниши. Руководитель департамента 1С группы компаний «СофтБаланс» Владимир Котов отмечает, что выход системы «1С:Предприятие 8» позволил выйти на рынок среднего и крупного бизнеса, где объем работ гораздо больший, и требуются специалисты совсем другого уровня знаний и компетенций, что и влечёт увеличение стоимости проектов. В данный момент у компании 60% внедрений приходится на платформу 8, а 40% — на 7.7.
До 2007 года в Петербурге уже присутствовали такие московские интеграторы, как «Открытые технологии», GMCS, Cognitive Technologies, «Ай-Теко», Jet Infosystems и др., а также международный интегратор со штаб-квартирой в Дании — Columbus IT. В прошлом году в Северной столице открыли свои представительства ФБК и «БДО-Юникон», украинская компания Terrasoft, продвигающая собственное CRM-решение, а также финская Tietoenator. «Появление на рынке Северо-Запада новых игроков будет способствовать росту здоровой конкуренции на местном рынке. Приход крупных игроков может привести к вытеснению или поглощению небольших компаний. Возрастает спрос на высококвалифицированных специалистов, стоимость на которых практически сравнялась с Москвой», — полагает Виктория Маслова. Впрочем, процесс не является односторонним — столичные офисы есть у таких петербургских компаний, как ВСС, «Поликом Про», «АНД Проджект», Digital Design, «Корус Консалтинг» и других.
Игроки рынка отмечают, что ведение крупных проектов требует от интегратора наличие технологий, опыта и специалистов. На получение этих активов зачастую требуется достаточно серьезный объем инвестиций и времени, поэтому появление новых игроков пока не сильно увеличивает конкуренцию. Ещё одним трендом является появление потребности в интеграторах, способных реализовать проекты в филиальной структуре заказчика. «Даже если клиент пока слабо представлен в регионах, или только планирует расширяться, уже на этапе подбора интегратора наличие у последнего региональных представительств становится серьезным преимуществом. Мы, как компания с большой региональной сетью, успешно используем это преимущество в конкурентной борьбе», — отмечают в «1С-Бит».
У западных компаний свой взгляд на рыночную ситуацию. «Основные проявления конкуренции — относительно дешевый подход российских компаний к внедрению и ведению проектов. Западным консалтинговым компаниям, представленным на рынке достаточно тяжело конкурировать в таких условиях, но и для таких компаний на рынке консалтинговых услуг есть своя ниша. Работая в премиум-сегменте, компания обосновывает высокую стоимость предоставляемых услуг качеством их выполнения», — заявил директор петербургского офиса Columbus IT. По его словам, наиболее сильная конкуренция между интеграторами проявляется в узких областях (вертикалях) бизнеса, таких как ритейл, производство, финансовый сектор.
Как уже отмечалось выше, актуальной тенденцией становится специализация интеграторов. Данный фактор, естественно, влияет и на конкуренцию. «Высокое значение приобретают уникальные конкурентные преимущества, индивидуальность компаний и нестандартные решения, поддержку которых в системе ожидают видеть в современных ERP-решениях заказчики», — говорит Илья Пантелеев. «Конкуренция компенсируется все более растущим спросом на решения фирмы «1С» для корпоративного сектора, а также получением интеграторами определенной специализации, например отраслевой», — считает Наталья Зюзина.
Конкуренция существует не только между интеграторами, но и собственно между решениями, которые они предлагают, то есть на уровне вендоров. По словам Владимира Котова, когда руководство крупных компаний принимает решение о создании на своем предприятии единой информационной системы, компании предпочитают не тратить времени на самостоятельное изучение рынка вендоров, а устраивают многоуровневые тендеры на поставку и внедрение программного обеспечения. «Именно здесь мы и сталкиваемся с нашими иностранными коллегами, и дальше все зависит от компании Заказчика и факторов, которые она считает наиболее важными для себя при выборе поставщика», — отмечает руководитель департамента 1С «СофтБаланс».
В стане «1С» вообще ситуация особая. Именно у данного вендора в России число партнёров на порядки превышает таковое у любого другого разработчика бизнес-решений. Так, в Петербурге около 170 фирм занимаются внедрением 1С, в то время как Microsoft Dynamix внедряет около 10. «Конкуренция между интеграторами 1С такая же как и с иностранными коллегами, единственное, что хотелось бы отметить, что, с введением рейтингов и понятия «компетенция», компания "1С" сделала ее более цивилизованной», — рассказал Владимир Котов. По его словам, сейчас уже не встретишь ситуации, когда маленькая компания франчайзи 1С внедряет программный продукт у крупного заказчика, лишь только потому, что кто-то из этих компаний лично знаком. «Такие внедрения часто заканчивались провалом и портили репутацию 1С в целом. Сейчас же в любой момент можно зайти на сайт компании "1С" и посмотреть, кто на что способен – и, соответственно, сделать выводы, основываясь на фактах», — отметил он.
Даниил Иванов