|
|
Обозрение
ИТ в Санкт-Петербурге 2008Обозрение подготовлено
Главный тренд рынка компьютерной розницы Петербурга — резкое увеличение готовых решений: ноутбуки готовые ПК, МФУ. Эта тенденция стала преобладать вследствие появления крупных федеральных торговых сетей, экономящих на персонале и технических специалистах. В 2007 году в регионе был зафиксирован серьезный рост продаж ноутбуков, который участники рынка связали с грядущим сокращением предложения готовых ПК. Беспроводные мобильные устройства, коммуникаторы и смартфоны, напротив, замедлили рост.
В 2007 году покупатель все чаще делал выбор в пользу покупки ноутбука, а не настольного компьютера. С одной стороны, этому способствовало достаточное число маркетинговых акций в крупных сетях, с другой стороны, ноутбуки в силу своей архитектуры воспринимаются рядовыми покупателями, чаще всего, как бытовая техника. Соответственно, к ней предъявляются все те же требования: престижность бренда, качество обслуживания (как предпродажного, так и гарантийного), доступность.
В итоге растет спрос на ноутбуки в сетях бытовой техники. Так, в "Техношоке" их доля в продажах компьютерной техники составила в 2007 году 50%. По оценке экспертов из NB Company, доля лэптопов в ценовом диапазоне от 50 до 120 тысяч рублей сейчас составляет 60–70% от общего объема. При этом покупать такие ноутбуки меньше не станут — старший аналитик J’son & Partners Сергей Савин предполагает, что более половины продаж специализированных магазинов будут составлять именно компьютеры премиум-класса.
Аналогичного мнения придерживается и Елена Киреева, коммерческий директор NB Company, утверждающая, что продажи бюджетной техники (ценой меньше 24 тыс. рублей) сократились в два раза, а серьезный рост зафиксирован в сегменте 35–45 тыс. рублей. Похожая картина наблюдается и в крупных компьютерных сетях, таких как "Кей" и "Компьютерный мир" — прирост составляет 40-70%, причем покупаются те модели, которые могут заменить обычный десктоп. Говоря о перспективах на 2008 год, Сергей Савин сообщил, что на питерском рынке портативных компьютеров конкуренция заметно выросла за счет прихода московских розничных сетей "СтартМастер" и Sunrise. "В результате ноутбуки дешевеют и вытесняют продукцию класса десктоп", — уверен он. По данным сети "Стартмастер", с конца 2007 года растет сегмент ноутбуков по цене 25-30 тыс. рублей.
К концу 2008 года в Петербурге рынок ноутбуков будет разделен поровну между традиционными магазинами компьютерной розницы и специализированными сетями. По информации J’son & Partner, большую часть продаж в регионе обеспечат традиционные компьютерные магазины, а также торговые точки, специализирующиеся на портативных компьютерах. "Эти каналы соберут в Петербурге 50% продаж ноутбуков, "бытовики" же заберут 30%", — заключает Сергей Савин. Эксперты специализированной компьютерной розницы склоняются к выводу, что доля "бытовиков" в продажах бюджетной техники будет расти, в серьезной технике – падать, и обратный процесс будет характерен для специализированных сетей.
Еще одной тенденцией рынка компьютерной розницы стали продажи ноутбуков премиум-класса через специализированные сети, которые будут открывать монобрендовые торговые точки. Такие планы существуют, в частности, у NB Company — компания откроет в Петербурге магазин компании Sony, а всего к концу года будет создано четыре таких бренд-зоны, включая три субмагазина Apple. Развитие монобрендовых проектов (о чем, например, также заявила Dell) – это один из возможных сценариев для участников рынка компьютерной розницы Санкт-Петербурга. Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков считает, что "в условиях конкуренции с сетями бытовой электроники, доля которой в продаже ноутбуков растет, развертывание сети премиум-сегмента вполне логично. Во-первых, это позволяет отграничить себя от массового сегмента, во-вторых, маржинальность премиум-сегмента выше, и, в-третьих, бренды Sony и Apple пользуются постоянным интересом на рынке".
Исходя из уровня распространенности ноутбуков по маркам, открытие монобрендовых магазинов может быть актуально для производителей, чья доля на рынке составляет от 15% до 60%. Тем не менее, у RoverComputers, чьи ноутбуки на рынке Петербурга продаются, в основном, в магазинах федеральных широкопрофильных сетей ("МВидео", "Мир", "Техносила") и компьютерных сетей (Polaris, "Стартмастер") и занимают долю 27%, открытие монобрендового магазина в 2008 году не предвидится.
На петербургском рынке коммуникаторов/смартфонов и ультрамобильных компьютеров (UMPC) ситуация иная в силу особенностей региона. Во-первых, на Северо-Западе на порядок меньше ритейлеров компьютерной розницы, торгующих смартфонами/коммуникаторами/UMPC. Во-вторых, в регионе относительно слабая инфраструктура для использования коммуникационных возможностей такого рода устройств для выхода в интернет. В итоге в СЗФО на порядок меньший объем предложения "умных устройств", чем в регионах-лидерах по продажам – Центральном (35%) и Приволжском федеральные округах (15%). По данным ИАА "Неделя сотовых технологий", в Санкт-Петербурге в 2007 году было продано более 300 тыс. смартфонов и коммуникаторов, что составляет 13% от общего числа продаж по России.
Средняя цена проданного смартфона в 2007 году снизилась на 20%, по сравнению с 2006 годом, и составила – 420$. Среди коммуникаторов по продажам в Петербурге первое место занимает продукция HTC с долей 50% (3/4 ее моделей – GPS-коммуникаторы), на втором месте – E-Ten Glofiish с долей 25%, третье место – ASUS (15%). Среди Symbian OS-устройств (смартфоны) лидерство отдается Nokia 85%, на втором месте – SonyEriccson с долей 8%, третье место – Samsung (7%).
Стратификация рынка по классам устройств (смартфоны)
Источник: ИАА "Неделя сотовых технологий", 2008
Рынок UMPC в Петербурге, по экспертным оценкам, находится в самом начале становления. Как подчеркивают аналитики "Ритейл-Аудит", во всем Петербурге представленность этой продуктовой группы недостаточна для анализа, так как во всех магазинах, где были найдены UMPC, количество моделей и (или) штук не превышало 1. Тем не менее, в общероссийском масштабе говорить о распространении UMPC в России можно только в отношении Москвы и Санкт-Петербурга.
Как отмечает Василий Филиппов, директор представительства SPb Software House, "UMPC-устройства принадлежат к промежуточному разряду. В настоящий момент уже даже смартфоны на базе Windows Mobile способны заменить настольный компьютер: в них прекрасно работает почта, офисные программы, просмотр фильмов. Если такого набора функций недостаточно, то можно обратиться к ноутбуку, а в чем-то посередине нет надобности. Тем более что ноутбуки становятся все компактнее по размеру и все меньше весят, а смартфоны набирают функциональность, становятся все более красивыми, легкими и понятными".
По оценкам экспертов, рынок всех беспроводных мобильных устройств в Петербурге составляет порядка $150 млн. Большая часть таких устройств (в том числе, и UMPC) продается у крупных "бытовиков", где действовали специальные маркетинговые предложения или скидки. Так, известно что, рынок "умных устройств" в 2007 году прирастал за счет мультимедийных смартфонов и GPS-коммуникаторов, к которым в магазинах бытовой техники часто продают аксессуары и/или сопутствующие товары (например, навигационный софт) по сниженной цене.
Как рассказал CNews директор по маркетингу сети магазинов "Компьютер центр "Кей"" Александр Хомяков, в 2007 году у компании в 3 раза выросли продажи коммуникаторов. По его словам, это товар стал "модным у платежеспособной аудитории". Примечательно, что в данном сегменте компьютерная розница вполне успешно конкурирует с сотовым ритейлом. У салонов связи далеко не на всех точках есть в продаже такая дорогая техника, как коммуникаторы, в то время как, в магазинах "Кей" и "Компьютерный мир" они присутствуют всегда.
Тем не менее, этот сегмент рынка очень часто переоценивают и, как отмечают аналитики РБК, в ближайший год покупать больше "умных устройств" не будут, хотя на рынок России должны прийти еще два важных игрока – Motorola с ее разработками Embedded Linux и Apple iPhone, продажи которого до сих пор являются неофициальными.
Начало продаж компьютерной техники у петербургских "бытовиков" сказалось и на структуре продаж персональных компьютеров. В сетях продаются полностью готовые ПК и ноутбуки. С этим связано и то, что при высоких темпах роста в "бытовиках" ноутбуков, в этих магазинах снижается продажа мониторов. Например, в "Техношоке" доля мониторов в общем объеме продаж сократилась на 5% с 20% до 15%, а продажи ноутбуков выросли с 37% до 50%.
Другим рентабельным товаром остается оргтехника – принтеры, сканеры и МФУ. Согласно данным исследования компании "Ритейл-Аудит", в 2007 году каждый третий компьютерный магазин продавал либо струйные, либо лазерные принтеры, а каждый пятый – сканеры. Это происходит из-за высокой оборачиваемости таких устройств – их жизненный цикл сравнительно недолог, как следствие, величина спроса на них будет всегда превышать величину предложения, тем самым, стимулируя продавать их всех игроков компьютерной розницы.
Распределение готовых ПК по классам, 2008
Источник: "Компьютерный мир"
Для крупных сетевых магазинов 2007 год был успешным. Сеть магазинов "Белый Ветер Цифровой", продающая в Петербурге собранные компьютеры Fujuitsu-Siemens, DELL, Depo, Excimer, K-Systems, подтвердила рост годовой выручки на 28,2%, а самих компьютеров продали на 23,5% больше. Но темпы этого роста в масштабах России значительно ниже – по данным IDC и Gartner, за весь 2007 год готовые ПК выросли на 5%.
Однако это не влечет за собой увеличение доли "самосборных" компьютеров. Пользователь все чаще воспринимает их как бытовую технику, и серьезную работу в формировании этого стереотипа провели крупные "бытовые" сети, на долю которых приходится, по разным оценкам, от четверти до одной трети продаж всех готовых ПК в Санкт-Петербурге. Татьяна Валуйская, вице-президент "Компьютерного мира", отмечает, что 90% компьютеров в сети продавалось уже собранными на собственной конвейерной линии, и лишь 10% являлись сборкой на заказ.
На ближайший год аналитики прогнозируют увеличение доли продаж ноутбуков, которая сейчас составляет 20-30%. Также на рынке сохраняется доминирование компьютеров, собранных на базе процессоров Intel – ближайший ее конкурент AMD может претендовать лишь на 10% рынка. Данный факт косвенно связан с уходом с рынка Ultra Electronics, выпускавшей компьютеры FRONT PC на процессорах AMD.
Михаил Демидов