|
|
Обозрение
ИТ в Санкт-Петербурге 2008Обозрение подготовлено
Сектор ИТ на Северо-Западе традиционно не богат событиями, подпадающими под определение M&A. Однако за 2007-2008 гг. несколько слияний и поглощений произошло в сфере разработки ПО, компьютерной рознице, торговле мультимедиа и секторе речевых технологий.
Прошедний и текущий год характеризовались рядом слияний и поглощений среди ИТ-компаний Северо-Запада. Так, "Марвел-дистрибуция", один из крупнейших широкопрофильных российских дистрибьюторов, в феврале 2008 г. объявила об объединении с компанией Erimex, отгружающей технику по всей России. Объединение осуществлено в расчете на расширение партнерской сети "Марвела" и продуктовой линейки. Также оно должно способствовать участию компании в государственных тендерах. В результате объединения новой компании образовано не будет.
Компания "Марвел-дистрибуция" основана в 1991 г. и входит в ГК "Марвел". Это один из ведущих широкопрофильных дистрибьюторов отечественного ИТ-рынка. Компания Erimex образована в 1994 г. и специализируется на поставках компьютерной техники, периферии и источников бесперебойного питания.
Источник CNews на рынке дистрибуции допустил, что дела у Erimex в последнее время перед слиянием шли не очень хорошо, что и вызвало данную сделку. "У компании относительно небольшая продуктовая линейка, которая не содержит лидеров массового рынка. Конкуренция в последнее время значительно усилилась, поэтому данное объединение — естественный процесс консолидации рынка дистрибуции для снижения транзакционных издержек, продуктовой диверсификации и доступа к новым каналам сбыта", — полагает он.
Александр Державин, директор по работе с вендорами компьютерного ритейлера "Цифры", подтвердил, что продуктовая линейка у Erimex в самом деле небольшая, и поэтому на дистрибьюторском рынке сделка никак не скажется. При этом он считает, что если "Марвел" захочет выйти на корпоративный рынок, на котором он раньше не присутствовал, то там ему пригодится обширный опыт Erimex.
"Объединение компаний приведет разве что к некоторой перестановке сил в сегменте мониторов, — говорит Александр Будилов, руководитель отдела продаж и маркетинга ELKO Moscow. - Как показывает практика, один плюс один не всегда равно двум, иногда больше, а иногда — и меньше. Однако коллеги наверняка рассчитывают использовать те возможности, которые им даст оптимизация затрат".
Из общего ряда выбиваются замечания двух экспертов: аналитик "Финама" Владислав Кочетков полагает, что за счет объединения ресурсов на рынке появится более сильный игрок. "Увеличение стоимости компании позволит ей проще привлекать денежные средства за счет кредитов и облигаций, что особенно важно на быстрорастущем российском рынке", — отмечает он.
Позитивные следствия для рынка в целом и для самих объединившихся компаний усматривают в компании Merlion: "С одной стороны, слияния и поглощения подтверждают продолжающийся рост российского ИТ-рынка. С другой, демонстрируют желание компаний максимально долго оставаться в бизнесе и находить новые пути развития".
Помещения бывших магазинов дискаунтера рынка компьютерной техники и электроники Ultra Electronics в Санкт-Петербурге переходят компаниям Sunrise и "КомБриг". Напомним, что весной 2007 г. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий распространила заявление, в котором сети Ultra Electronics вменялась торговля неправомерно изъятым и похищенным товаром. На протяжении последующих нескольких месяцев магазины компании подвергались проверкам правоохранительных органов, что вызвало перебои в работе сети и сокращение прибыли компании. Сумма банковской задолженности на февраль 2008 г. составила порядка 70 млн долл. Общая же сумма долгов, с учетом задержанных выплат дистрибьюторам, была сопоставима со всеми активами Ultra Electronics. В результате сеть объявила о сокращении более половины своих сотрудников и реструктуризации бизнес-модели. Предполагалось, что компания рассчитается с долгами недвижимостью в Москве и Санкт-Петербурге.
В мае 2008 г. CNews стало известно о готовящемся открытии второго магазина компании Sunrise в Северной столице.
С июня 2008 г. помещение второго магазина компании Ultra Electronics в Петербурге по адресу Кондратьевский проспект, д. 15, кор. 1, арендуется компанией "Комбриг". Новый арендатор помещения намерен полностью сохранить розничный формат работы предыдущего и к концу июня 2008 г. открыть на этих площадях розничный магазин под брэндом "Юлмарт".
Александр Хомяков, директор по маркетингу сети "Кей", полагает, что заинтересованность в остатках бизнеса дискаунтера со стороны других игроков рынка естественна: "Компании привлекает родственный формат торговли, благодаря которому тот же Sunrise сразу увеличит свою долю на питерском рынке".
ИТ-холдинг "Ланит" в мае 2008 г. сообщил об объединении двух своих дочерних разработчиков ПО - "Ланит-Терком" и "Артезио" - в компанию AT Software. Ранее холдингу принадлежало 60% акций компании "Ланит-Терком" и 90% "Артезио". Как пояснил основатель и генеральный директор "Ланит-Терком" Андрей Терехов, в ходе слияния при обмене акциями обе компании сочли эквивалентными. Во вновь созданной компании, AT Software, 90% акций принадлежит холдингу "Ланит", 10% — Андрею Терехову (в "Ланит-Терком" его доля была равна 20%). Андрей Терехов занял пост председателя совета директоров AT Software, генеральным директором компании назначен Леонид Беляев, работавший руководителем отдела по продаже корпоративных решений компании Dell в России и СНГ.
Основа объединения — общая сфера деятельности, но разные специализация и профиль компаний. AT Software, ассимилировавшая ресурсные базы двух разработчиков, располагает своими центрами разработки в Москве, Петербурге, Минске, Витебске и Саратове. Компания планирует работать как на российском, так и на зарубежном рынке. Общая численность персонала на момент открытия компании AT Software — более 600 человек. Кроме того, расширился спектр услуг объединенной компании: теперь в их число будут входить как разработка программно-аппаратных комплексов и реинжиниринг, так и ИТ-консалтинг, аутстаффинг и создание ODC.
С укреплением иностранных центров разработки на локальном рынке (за последнее время в Петербурге открыли свои лаборатории EMC, HP, T-Systems, давно работают Sun и Motorola) слияние связано только косвенно. "Рынок разработок конкурентный, но компании не страдают от этого. Вряд ли конкуренция на рынке мотивировала компании к объединению", — отметил исполнительный директор компании DataArt Михаил Завилейский.
Слияния однородных активов рынок ожидал в течение нескольких лет, отметила директор по корпоративным коммуникациям "Рексофт" Светлана Вронская. "Этот шаг вполне оправданный и логичный, поскольку, работая на рынке под одним брендом и с единой ресурсной базой, продвигать свои услуги значительно проще", — заявила она. Мировой опыт показывает, что около 50% подобных слияний заканчиваются неудачно, в первую очередь, по причине разногласий менеджмента. Но если в данном случае для обеих компаний процесс взаимной интеграции желаемый, экономический эффект от слияния будет достигнут мгновенно, полагают эксперты.
В марте 2008 г. стало известно о том, что один из совладельцев компании "Центр речевых технологий" — инвестиционный фонд Qadriga Capital — ведет переговоры о продаже своей 35%-ной доли в ЦРТ. В качестве наиболее вероятных потенциальных покупателей назывались Nokia и Nuance Communications.
Свое желание продать долю в ЦРТ представители фонда назвали откликом на предложения по ее покупке. "У нас нет необходимости продать ее как можно скорее, поэтому сделка будет совершена, когда появится оптимальное предложение", — сообщила CNews менеджер по связям с инвесторами Ирина Баутиста. По информации источника, близкого к сделке, переговоры продолжаются до сих пор.
Хотя в Quadriga Capital отказались называть компании, с которыми ведутся переговоры, и возможную сумму сделки, CNews сообщили, что с 2003 г. обороты ЦРТ выросли в 10 раз, и в фонде этим результатом очень довольны. По информации от источников CNews, выручка ЦРТ в 2007 г. составила 12,5 млн долл., а EBITDA — 3,1 млн долл. По оценкам аналитиков, в 2003 г. фонд приобрел свою долю в ЦРТ за сумму от 1 до 3 млн долл.
"Софтверные компании оцениваются обычно в 3–4 выручки или 10 EBITDA, - говорит аналитик "Финама" Леонид Делицын, - поэтому ЦРТ может стоить 35-40 млн долл". Сергей Карпов, управляющий партнер инвестиционного бутика ValueTech, с которым сотрудничает ЦРТ, отметил, что "со стороны западных компаний присутствует понимание стратегической важности речевых технологий, в то время как российские потенциальные инвесторы такого понимания не проявляют, ориентируясь лишь на величину текущей прибыли".
По мнению Леонида Делицына, основными покупателями доли в ЦРТ могут быть компании-производители телефонов, такие, как Nokia, Sony Ericsson, Samsung и др. Это обусловлено тем, что они, как правило, разрабатывают не только телефоны, но и другие решения для телекома, да и в самих мобильниках присутствует функция голосового набора. "Инвестиции живут не вечно, и вполне понятно желание Quadriga Capital продать свою долю, так как стоимость ЦРТ за последнее время значительно выросла. Последние три года в нашей компании рост оборота составляет 60% в год, роль речевых технологий растет, и так как на российском рынке наша компания является лидером, то неудивительно, что она вызывает интерес со стороны потенциальных инвесторов, к сожалению, в большинстве своем пока западных", — заявил генеральный директор ЦРТ Михаил Хитров.
Легализация рынка мультимедиа-продукции в Санкт-Петербурге обнаружила свои первые "побочные эффекты". Питерскую сеть "Кудыкина гора" приобрели московские "Розничные технологии" (сеть магазинов "Настроение"). Как рассказал CNews сотрудник "Кудыкиной горы", пожелавший остаться неназванным, расходы компании на закупку лицензионного мультимедиа существенно понизили рентабельность бизнеса в целом, в результате чего руководство приняло решение о продаже сети. "Также большим фактором стало то обстоятельство, что мы не смогли выдержать конкуренцию с мелкими торговыми точками, попросту говоря, с лоточниками, торгующими "пираткой" на улицах города. В итоге все шесть наших магазинов перешли к московской сети "Настроение"", — рассказал собеседник CNews.
По словам генерального директора некоммерческого партнерства "Организация контроля охраны авторских и смежных прав" (НП "Око") Павла Альтова, приход в Питер "Настроения" вытекает из логики развития местного рынка. "Московская сеть имеет солидный запас прочности, прежде всего, за счет отлаженных механизмов работы с правообладателями, поэтому, скорее всего, сумеет занять свое место в сегменте лицензионного мультимедиа и в Петербурге", — уверен он. Альтов соглашается с тем, что "обеление" рынка влечет за собой целый ряд трудностей для розницы — правообладатели предоставляют за большие объемы продаж льготы супермаркетам. Те, имея больше свободы при ценообразовании, отнимают долю продаж у сетей.
Однако ситуация для питерских торговцев не выглядит безнадежной, заверяет Альтов. "Возьмите сеть "Айсберг". Торгуя исключительно "лицензией", компания не только не сдает рынок, но и сумела открыть в 2007 г. два новых магазина", — поясняет он. Оценивая текущую ситуацию на рынке, генеральный директор компании "Бомба Питер" Олег Грабко отметил, что механизмы легализации питерского рынка, применяемые на нем последние два года, во многом облегчили выход на него крупных московских игроков. "Работу контрафактных сетей, конечно, нужно было пресекать, однако сейчас многие участники рынка завершили год с убытками, и вполне логично, что если ситуация не изменится, мы станем свидетелями еще нескольких покупок. По моей информации, до конца 2008 г. "Настроение" хочет довести количество своих магазинов в Петербурге до ста", — рассказал Грабко.
Тем временем, сразу несколько источников CNews на мультимедиа-рынке Петербурга сообщают, что "Настроение" собирается выкупить бизнес у сети "Десятка", что может обернуться серьезными переменами в расстановке сил на питерском рынке торговли аудио-, видеопродукцией. Генеральный директор "Десятки" Антон Саутин подтвердил факт переговоров с "Настроением" "по возможным вариантам развития бизнеса".
Анастасия Симакина/CNews Analytics