|
|
Обозрение
ИТ в Санкт-Петербурге 2008Обозрение подготовлено
Государственные медицинские учреждения в Дании централизованы, здравоохранение практически полностью принадлежит государству и управляется на уровне регионов. Labka II спроектирована как интеграционное решение для автоматизации и поддержки работы медицинских лабораторий стационарных госпиталей, поликлиник и других медицинских организаций, позволяющее оптимизировать их деятельность.
Проект Labka II стартовал в рамках сотрудничества компании Exigen Services (до 2007 года — StarSoft) с компанией CSC, которая и выступала основным подрядчиком на разработку ПО. Начало проекта было положено в 2001 году, когда рабочая группа окончательно осознала необходимость обращения к программистам из России.
Labka II — это «лабораторная информационная система» , предназначенная для автоматизации и поддержки работы медицинских лабораторий. Данная ИС создана для максимальной автоматизации процессов, необходимых для обследования пациентов в клинических лабораториях. Эти процессы включают в себя все, что происходит от момента направления доктором пациента на обследование в лабораторию до того момента, когда доктору необходимо получить результаты лабораторных анализов.
Ее внедряют в трех больших регионах Дании: Region Midt, Region Nord и Region Hovedstad. Соответственно сейчас Exigen Services поддерживает и развивает три версии системы. Они работают соответственно на трёх серверах в трёх регионах для 40 датских госпиталей, и на один сервер приходится более десятка госпиталей. Услугами Labka II одновременно пользуются достаточно разные медицинские организации: стационары, поликлиники, операционные и семейные врачи.
Технологии клинических лабораторных анализов в последние десятилетия развиваются достаточно бурно. Практика лечения и профилактики пациентов требует с каждым годом все большего количества параметров, которые подвергаются измерениям и последующей интерпретации для врачебной практики. Это привело к появлению в современных лабораториях весьма эффективных анализаторов, способных производить тысячи измерений в час.
Разрабатываемая для таких целей ИС должна быстро получать информацию о необходимых докторам анализах, обеспечивать сбор нужных материалов для исследований — в подавляющем большинстве случаев это кровь пациентов, — обеспечить анализаторы необходимыми инструкциями для проведения нужных измерений, контролировать качество полученных результатов и своевременно оповещать докторов о полученных результатах.
«Для того чтобы эффективно использовать дорогостоящее время этих суперприборов и реализовывать столь обширный функционал, необходима современная скоростная и качественно разработанная ЛИС, — утверждает системный аналитик проекта Labka II Алексей Колесников. — Современный анализатор может одновременно выполнять сотни различных измерений на одном материале, поэтому важно обеспечить устойчивость системы. В некоторых ситуациях результаты нужны докторам и вовсе немедленно — пациент не может ждать. А самый важный и сложный момент в лабораторной практике — это обеспечение точности полученных результатов. Ведь от них зависит жизнь людей!»
Спектр различных анализаторов, применяемых в обслуживаемых системой лабораториях, достаточно разнообразен, Labka II предоставляет возможности максимально автоматизировать работу практически с любым инструментарием. Она охватывает данные, получаемые как от маленьких механических анализаторов (например, обычных термометров, ручных измерителей концентрации глюкозы в крови и т. п.), так и от мощных современных процессоров, способных получать информацию о заказанных тестах и отсылать полученные измерения по сети. Набор анализов, которые лаборатории способны выполнять, не фиксирован: он настраивается самими лаборантами.
При этом Labka II дает лаборантам широкие возможности по контролю качества работы анализаторов. Надежность обеспечивается, в частности, при помощи автоматизации измерений на определенных эталонных материалах и расчета различных статистических величин, результаты которых помогут вовремя начать профилактические работы на оборудовании и позволят избежать предоставления ошибочных данных лечащим врачам.
Помимо автоматизации процессов, происходящих в лабораториях, Labka II также выполняет функцию хранилища всех проведенных измерений. Наличие централизованной ЛИС в целом регионе позволяет обеспечить максимальный доступ к сведениям о пациенте всем медицинским учреждениям региона и, таким образом, повысить качество принимаемых решений о методе лечения. Фактически она позволяет избежать большого количества ошибок в назначении препаратов и процедур.
Например, если бы Labka II была установлена в Санкт-Петербурге, то врач в районной поликлинике смог бы посмотреть, каким был у пациента уровень гемоглобина три года назад, когда пациент проходил лечение в больнице Мечникова — причем за считанные секунды. Естественно, что доступ к информации о пациенте жестко регламентируется: существуют тесты, доступ к которым строго ограничен (например, тест на ВИЧ). Но результаты многих «обычных» анализов вполне могут быть доступны большинству врачей.
Государственные медицинские учреждения в Дании централизованы, здравоохранение практически полностью принадлежит государству и управляется на уровне регионов. Labka II проектировалась как интеграционное решение для последних. Предполагалось, что один сервер с установленной Labka II будет обслуживать практически все медицинские учреждения целого региона с миллионным населением.
В проект включены стационарные госпитали, поликлиники и другие медицинские организации. Централизация позволяет оптимизировать деятельность клинических лабораторий. Например, она дает возможность проводить особо дорогостоящие анализы только в одной из лабораторий региона: все остальные медицинские центры при заказе данного анализа могут взять кровь у пациента и переслать пробирки с собранным материалом туда, где находится необходимый анализатор. Соответственно, доступность определенных исследований для всех докторов региона возрастает.
Естественно, что экономятся и бюджетные средства: необходимость в дорогостоящем оборудовании на местах, в каждом конкретном городе, отпадает; сокращается TCO, поскольку устанавливать и обслуживать одну систему вместо многих гораздо дешевле. Наличие единой ЛИС позволяет серьезно облегчить совместную работу лабораторий: ручную регистрацию заказов заменила электронная база данных. Все это происходит на фоне очевидной тенденции к организационному укрупнению в самой системе здравоохранения.
Главная проблема, вставшая перед разработчиками в самом начале проекта, заключалась в том, что у рабочей группы не было четких спецификаций. Их первая версия была получена в ходе плодотворной совместной работы лишь через полгода после начала.
На протяжении всего времени специалисты Exigen Services непосредственно участвовали как в определении архитектуры и технической разработке продукта, так и в бизнес-консалтинге. Разработчики занимались определением необходимого функционала и оптимизацией сложных, порой запутанных процессов.
«Подлинный смысл подхода Outsourcing 2.0, о котором мы сейчас говорим, не ограничивается тем, что у компании, его исповедующей, есть опыт работы в различных методологиях, технологиях разработки ПО. Мы обязаны глубоко понимать бизнес заказчика, видеть картину в целом, соотносить каждое наше техническое решение с его целями и приоритетам. Это позволяет предлагать оптимальные решения на стыке ИТ и бизнеса, создать систему, отвечающую его потребностям прямо сейчас и в перспективе эволюции. И, тем самым, открывать новые возможности для развития бизнеса», — утверждает Александр Уланов, системный архитектор проекта Labka II в Exigen Services.
Через два года работы изменения захлестнули проект — его меняли и переписывали целыми модулями. Именно поэтому разработчики иронично утверждают, что в конце 2004 г. в итерационный подход, когда система развивается через несколько стадий, каждая следующая базируется на предыдущей, пришлось вносить элементы Agile-практик. Говоря о проектной методологии, некоторые из членов проектной группы с улыбкой произносят сюрреалистическое «waterfall XP».
«Проект Labka II — это не только профессиональный, но и попросту человеческий вызов для каждого нашего сотрудника. Ведь любая неточность может стать причиной ошибки, постановки неверного диагноза. Система качества внутри компании и на стыке с подрядчиком не допускает ошибок и полностью обеспечивает надежность приложений в режиме реального времени, в каждом конкретном госпитале, там, где ежедневно обслуживаются тысячи пациентов», — подчеркнул менеджер проекта Labka II Илья Блаер.
Длительный и сложный проект на протяжении своего исторического пути требовал применения различных принципов работы. Когда разработка проекта началась, в проектную команду входили всего несколько российских программистов и аналитиков, а в 2006 году, к примеру, численность распределенной интернациональной команды, работающей над развитием и поддержкой проекта, составляла 124 человека, из которых 83 — специалисты Exigen Services.
Labka начиналась по традиционной водопадной методологии, однако впоследствии вобрала в себя ряд технологий семейства Agile. В начале XXI века поддержка аппаратного обеспечения серверов HP1000, на которых работала Labka первого поколения, была прекращена. Рынок продиктовал необходимость переписать эту систему на современную технологическую платформу или предложить взамен что-то более развитое. Компания CSC выиграла контракт на написание такой системы для системы госпиталей Дании.
Labka II изначально проектировалась для одновременного обслуживания лабораторий, входящих в целый датский регион. Это укрупнение дало вызов архитекторам и разработчикам: необходимо поддерживать существенно большие объёмы операций и количество пользователей, а также возросли требования к надёжности центральных серверов. И именно поэтому в основу системы легли СУБД Oracle, сервера приложений BEA WebLogic, и мощная аппаратная платформа IBM p5-Series с операционной системой AIX 5.3, а также были выделены дополнительные серверы, находящиеся «близко к инструментам» на базе WebLogic, MS SQL Server и Windows Server.
Но одной технологической базы недостаточно. Важно, чтобы архитектура и реализация приложений соответствовали поставленным сложным требованиям и органично использовали преимущества программно-аппаратной платформы.
Разработчики добавили в систему много нового. К примеру, в Labka II материалы для тестирования имеют уникальную идентификацию, тогда как в предыдущей версии системы все пробирки, собранные в рамках одного заказа на исследования идентифицировались одним общим номером. Последнее создавало существенные неудобства для учета каждого отдельного анализа.
Можно еще долго перечислять другие достоинства системы Labka II, такие как наличие web-интерфейса для докторов, интеграция с огромным спектром других информационных систем (регистратуры пациентов, электронных журналов пациента и т. д.), возможность автономной работы лабораторий при отсутствии сетевого доступа к основному серверу и многое другое.
«Создание данной системы потребовало максимальной отдачи от большой интернациональной команды аналитиков, архитекторов, программистов, тестеров, менеджеров. Продукт находится на самом переднем крае развития технологий и постоянно улучшается, обрастает все новыми функциями и интерфейсами. Мы находимся только в начале периода ввода Labka II в эксплуатацию в отдельных регионах Дании, и у этой системы впереди, как минимум, пять лет активной поддержки с наполнением новой функциональностью», — заявил системный аналитик проекта Labka II Алексей Колесников.
Лабораторная информационная система, разработанная Exigen Services, поддерживает параллельную работу многих тысяч пользователей и выполнение ресурсоёмких задач в фоновом режиме. Она имеет высокий уровень масштабируемости и надежности.
Система эффективно использует компьютерное оборудование и операционные системы, уже установленные в медицинских учреждениях. У пользователей в клиниках нет необходимости устанавливать дополнительное программное обеспечение: работать с системой можно через веб-интерфейс, посредством обычного браузера. А лаборанты и административный персонал использует оконный Java-клиент обновляемый автоматически.
«Глобальным» результатом деятельности группы разработчиков уже сейчас является то, что система интегрирована в общую информационную и техническую среду. Все: и реальные инструменты сбора анализов, и смежные информационные системы — работает вместе, в рамках одной ЛИС.
Однако окончанием качественного развития проекта Labka II должна стать унификация всех продуктов для датских лабораторий. Специалисты Exigen Services планируют, что весной 2009 года во всех госпиталях будет внедрена единая версия продукта. И все это время компания будет продолжать осуществлять третий уровень поддержки информационной системы.
Благодаря Labka II, проекту, который стал одним из самых значимых кейсов для компании, специалисты компании стали известными бизнес-экспертами в сфере разработки информационных систем для медицины. Кроме того, Exigen Services была включена в рейтинг IAOP Global Outsourcing 100 за 2007 год, названа в числе компаний, входящих в номинацию «Восходящая Звезда», а также признана одним из лучших провайдеров аутсорсинговых услуг для здравоохранения.
Эксперты компании с сожалением говорят, что в России их богатый опыт и доказанные профессиональные компетенции пока остаются невостребованными. Тем не менее, информатизация различных областей госуправления, социальной жизни общества продолжается. И, кто знает, может быть, когда-нибудь Labka III объединит все медицинские учреждения Северо-Запада?..
Госпиталей в продакшне: 40.
Общее количество пользователей: 15200 , в т. ч. лабораторных —1200, HTML — 14000.
Обслуживает: 3 421 530 человек (63% датского населения).
Среднее количество анализов за год: 56 970 000.
Поддерживает более 100 моделей инструментов и 2000 типов анализов.