|
|
Обозрение
ИТ в Санкт-Петербурге 2008Обозрение подготовлено
CNews: Как в целом вы оцениваете на данный момент общий климат в отрасли разработки ПО в России? Насколько он благоприятен для развития вашей компании?
Николай Пунтиков: Время сейчас хорошее, период «дикого капитализма» остался в прошлом. Экономика стабильно развивается, и осознание потребности в ИТ сейчас представлено на всех уровнях, от школьника до президента России и, если хотите, от мелкого лавочника до олигарха. Потребность в новых программных продуктах — стандартных и заказных — растет с каждым днем. Поскольку Exigen Services — международная компания, предлагающая услуги по разработке ПО на мировых рынках, для нас рост спроса на такие услуги важнее в вертикальных секторах, где мы специализируемся, нежели чем в конкретных частях света. Однако то, что более половины штата разработчиков работают в филиалах компании в России, заставляет нас пристально следить за развитием отрасли и в меру сил способствовать ее развитию.
CNews: Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на рост индустрии?
Николай Пунтиков: Положительную роль играет обостряющаяся конкуренция на потребительских рынках. Чтобы обеспечить необходимую оперативность выхода новых продуктов на рынок (time to market), снижение затрат на производство и эффективный возврат инвестиций, участники рынка просто обязаны использовать мощную информационную поддержку. Это, в свою очередь, приводит к созданию новых решений и технологий в области ИТ, и так далее — развитие любой индустрии циклично. Другим фактором является бурное проникновение ИКТ во все сферы жизни. Интернет и мобильные средства связи сделали массового потребителя не менее значимым участником рынка ПО, чем крупные корпорации.
Для нашей компании очень важным является процесс глобализации разработки ПО. Крупные и малые компании во всем мире ищут партнеров в лице глобальных компаний, подобных Exigen Services, которые могут предложить высококвалифицированные ресурсы и сэкономить стоимость разработки ПО за счет профессиональной организации процесса и использования передовых методов разработки.
CNews: Насколько сильна сейчас тенденция к консолидации компаний на российском рынке?
Николай Пунтиков: Отвечая на этот вопрос, нужно различать рынки. Среди тех, кто предлагает аутсорсинг — услуги по заказной разработке ПО, — первую волну консолидации можно считать законченной. На рынке осталось насколько крупных компаний штатом 2000 и более человек, которые выигрывают в ценовой конкуренции за счет экономики масштаба и при этом обладают размером, статусом, репутацией, достаточными для того, чтобы получать крупные заказы. Существует также несколько средних компаний численностью от 100 до 1000 сотрудников, у них есть свои заказчики и / или своя ниша — они, скорее всего, выживут, но рано или поздно тоже попадут под колеса консолидации.
CNews: Остаются ли шансы быть конкурентоспособными у небольших компаний?
Николай Пунтиков: Начинать с нуля в нашем бизнесе, очень сложно. Другое дело — рынок продуктов и решений. Здесь у малых компаний есть все возможности для создания новых Skype, SAP или социальных сетей. Сейчас в России стало гораздо легче «поднимать деньги», чем, к примеру, десять лет назад. По сути, инвесторы бегают по стране с мешками денег и ищут гениев с идеями.
CNews: Насколько возможности российских разработчиков соответствуют передовой мировой практике, на ваш взгляд? Как оцениваются российские успехи на мировом рынке, заметны ли они?
Николай Пунтиков: Времена, когда нам надо было «доказывать» собственную компетентность, слава Богу, прошли. У наших разработчиков накопилось достаточно успешных проектов, появилась устойчивая репутация лучших в мире программистов. Другое дело, что у индусов и китайцев есть преимущество в количестве. Взять на себя ответственность за проект в тысячу человек со «скучной» функцией поддержки ПО, пожалуй, ни одна российская компания не может. И, наверное, нам этого не очень-то и хочется: мы с большим удовольствием решаем сложные проблемы.
Если что и мешает российским разработчикам, так это история и предрассудки: недоверие времен холодной войны, сказки о компьютерном пиратстве и отсутствии навыков управления проектами. Но здесь, во-первых, время работает на нас: чем больше успехов, тем меньше поводов для сомнений. А во-вторых, сильнейшие компании с российскими корнями научились предлагать бизнес-модели партнерства с клиентом, в рамках которых обозначенные «проблемы» отходят на второй план. Мы, например, позиционируемся, как глобальная компания, предлагающая решения мирового класса по разумной цене. Поверьте, в мире покупателей сегодня многие понимают, что дело все-таки в результате, а не в том, сколько ты заплатил за провал проекта.
CNews: Интересно, какие подходы к разработке ПО сейчас являются наиболее рентабельными и жизнеспособными. К чему в большей степени склоняются компании: к разработке готовых продуктов или сервисным моделям работы?
Николай Пунтиков: Это просто разные модели бизнеса, и сравнивать их довольно нелепо. Есть множество компаний, успешно разрабатывающих продукты, и есть немало компаний, хорошо оказывающих услуги.
Отдельно стоит вопрос риска при первоначальном выборе бизнес модели. По своему опыту могу сказать, что построение успешной сервисной компании — задача трудоемкая и длительная. Отдача, получаемая собственниками, наступает гораздо позже и в меньшем размере, чем в случае головокружительного успеха продукта. В то же время риск провалить бизнес при продуктовых начинаниях гораздо выше. Газеты ведь пишут только об успехах. А сколько слез пролито по поводу неудач, точно не скажет никто.
CNews: Существует ли объективная конкуренция на рынке аутсорсинга заказного ПО?
Николай Пунтиков: Да, и очень жесткая. Несколько лет назад мы считали, что пирог настолько велик, что на всех хватит. Сегодня это не так. Клиенты, интересные нам, ставят на успех миллионы долларов. За выбор поставщика отвечают профессионалы, просматривающие широкий круг кандидатов. Убедить их непросто. В тендерах мы сталкиваемся и с российскими, и с индийскими, и с мексиканскими коллегами.
CNews: Дает ли серьезные конкурентные преимущества вашей компании применение Agile-методологий?
Николай Пунтиков: Безусловно. Сегодня Exigen Services — признанный лидер в применении распределенных моделей гибких технологий, чему способствуют два фактора. Во-первых, нам повезло опередить конкурентов на несколько лет. Мы начали использовать Экстремальное программирование еще в октябре 2002 года, когда у многих упоминание этих технологий вызывало кривую усмешку «А! Деньги кончились — по два программиста за компьютер сажаешь!» — говорили они, имея в виду практику парного программирования. Сегодня на рынке нет другой компании, в которой работают сотни специалистов с практическим опытом применения методологий XP и SCRUM и которая может предъявить сотни успешных проектов, выполненных по этим методологиям.
Во-вторых, Agile для нас — это не просто методология разработки, а стиль жизни компании. Мы применяем эти методы на всех уровнях, начиная от маркетинговых проектов и заканчивая стратегическим управлением компанией. На клиентов, ищущих профессионалов в Agile, это действует убедительно.
CNews: Является ли серьезным ограничителем работы аутсорсеров ПО на заказ проблема кадров, стоящая перед многими разработчиками?
Николай Пунтиков: В России, как и во всем мире, квалифицированных специалистов не хватает. Но мы не та компания, которая разводит руками при виде проблемы. Работаем над тем, чтобы воспитать недостающих специалистов: сотрудничаем с университетами, учим сами, открываем филиалы в новых регионах. Так что кадры нельзя считать ограничителем: это проблема, которую надо решать.
CNews: Продолжается ли в настоящий момент закрепление вертикальной специализации ведущих компаний-разработчиков? В чем преимущество такого отраслевого «закрепления»?
Николай Пунтиков: Конечно. Для того чтобы подниматься по лестнице благ, надо продавать не только инженеров, но и экспертизу. У нас есть свой фокус: финансы, страхование, медиа, телекоммуникации. Другие компании тоже ищут свою нишу.
CNews: Как эта тенденция соотносится с соотношением роста внутренних заказов по сравнению с заказами на экспорт?
Николай Пунтиков: Напрямую, сегодня российский рынок — это лакомый кусок, здесь лучше платят и больше доверяют. Однако на таком рынке продавать просто инженерную экспертизу гораздо сложнее, чем бизнес-решения и их адаптацию. К сожалению, не могу пока похвастаться большими продажами в России — до недавнего времени мы, в основном, фокусировались на западных заказчиках. Однако верю: скоро мы это исправим.
CNews Какие качества компании-разработчика на данный момент значимы для ее коммерческого успеха?
Николай Пунтиков: О многом мы уже сказали. Для продуктовых компаний важны хорошая идея и правильные продавцы. Для аутсорсинговых компаний большое значение имеет дифференциация предложения — ее конкурентные преимущества, — вертикальная специализация, устойчивость кадрового состава, истории успеха, подтвержденные клиентом и опять-таки хорошие продавцы.
CNews: Насколько важна гибкость в отношении заказчиков?
Николай Пунтиков: Я уже сказал, что мы следуем принципам гибких методологий во всем, включая отношения с заказчиками. В сервисном бизнесе заказчик, как Господь Бог. Поставщик, который не умеет адаптироваться, сохраняя независимость, проигрывает конкурентам.
CNews: Уделяют ли российские компании должное внимание вопросам управления качеством проектов?
Николай Пунтиков: Не просто уделяют, а являются лидерами — по крайней мере, в Европе — по количеству компаний, получивших международные сертификаты качества самого высокого уровня, т. е. CMM/CMMI, ISO. Впереди нас сейчас только индусы, но лично у меня качество их сертификатов качества вызывает большие сомнения. Для отечественного бизнеса и для нашей компании в частности сертификация — это не просто маркетинговый инструмент, а необходимое условие развития бизнеса.
CNews: Каковы на данный момент взаимоотношения между участниками отрасли? Развивают ли компании партнерские отношения?
Николай Пунтиков: У нас сложились очень хорошие человеческие отношения. Мы, конечно, бодаемся с другими ИТ-компаниями в тендерах, переманиваем друг у друга людей. Как же без этого?! (смеется) Но это не мешает нам дружить, помогать друг другу, совместно решать проблемы отрасли в вопросах лоббирования наших интересов перед государством, продвижения положительного образа России за рубежом, образования и т. д. Формальной организацией, в рамках которой мы взаимодействуем, является ассоциация «РУССОФТ», которая сегодня является лицом российского ИТ на зарубежных рынках. Я являюсь членом Совета Директоров, и дважды избирался Председателем Совета со дня ее основания (в ассоциации принят принцип ротации: каждый следующий Председатель Совета работает один год — прим. ред.). Если бы это не приносило пользы, я бы не стал тратить на работу в ассоциации свое время.
CNews: Сейчас активно развивается индустрия open-source разработок. Не содержит ли она в себе потенциальную угрозу для рынка, на котором вы работаете? Есть ли какое-то взаимовлияние между индустрией open-source и индустрией разработки «не свободного» ПО? В чем его положительные стороны?
Николай Пунтиков: Open-source — это будущее эффективной разработки программных решений. Никакой угрозы здесь нет, так как технологии open-source, как правило, представляют собой прекрасные инженерные решения. Клиент приходит к нам за решением своих бизнес-проблем. Если мы предложим эффективное и более дешевое решение его проблемы за счет привлечения компонент open-source, то заказчик нам будет благодарен, а мы в очередной раз докажем свой профессионализм. По этой причине мы внимательно следим за этими ресурсами и, по мере возможности, участвуем в их развитии.
CNews: Какие из существующих сейчас тенденций на рынке разработки ПО сохранят свою актуальность в долгосрочной перспективе, по вашим прогнозам?
Николай Пунтиков: Не люблю пророчествовать, но, как мне кажется, консолидация еще не закончилась. Будут еще и слияния, и поглощения, будет также усиливаться тенденция к разочарованию относительно возможностей индийских поставщиков. Восточная Европа в ближайшее время станет захлебываться от потока заказов. Как следствие, наши цены вырастут, а дефицит хороших программистов станет еще более жестким. В долгосрочной перспективе важнейшей тенденцией, как мне видится, станет глобализация бизнеса. Мы уже сейчас наблюдаем, как индийские компании покупают украинские фирмы, а российские открывают представительства в Азии. В результате этого процесса «национальные корни» ПО скоро будет трудно вычислить. То же самое относится к конкуренции: во-первых, она будет обостряться, а, во-вторых, станет выраженно интернациональной.
CNews: Спасибо.