|
|
Механические устройства определяют эффективность преграждающих устройств в СКУДВ состав системы контроля и управления доступом входит не только электроника, но и механика — замки, блокираторы, шлагбаумы и пр. Несмотря на кажущуюся простоту, выбор механической составляющей является не совсем тривиальной задачей и, в конечном счете, влияет на эффективность работы всей СКУД. Управление дверьми Для управления процессом прохода в двери в СКУД используются специализированные электромагнитные или электромеханические замки и защелки. Электромеханические замки в свою очередь подразделяются на: электромоторные, соленоидные и курковые. Электромагнитный замок представляет собой мощный электромагнит, закрепленный на дверном косяке. Ответная часть-якорь, крепится на двери (как правило, в верхней части). При наличии напряжения в обмотке замка он способен удерживать дверь с усилием 200-2000кг. При выключении питания дверь разблокируется. Одним из главных достоинств данного устройства является отсутствие движущихся механических частей и, как следствие этого, значительный ресурс наработки на отказ. Электромоторный замок содержит миниатюрный электромотор, который перемещает ригель замка. Данные замки довольно дороги и применяются для организации процесса доступа в наиболее важные помещения. Они имеют довольно низкий, по сравнению с соленоидными замками ток потребления (50-400мА). Следует отметить их высокую степень безопасности, поскольку ригель нельзя отжать ножом (он не подпружинен и жестко связан). Соленоидные замки фактически представляют собой мощный металлический стержень, выдвинутый в нормальном состоянии из замка. При подаче питания он задвигается внутрь. Достоинства — высокое усилие удержания, высокая скорость, надежность. Недостатки — высокий скачек напряжения в момент открытия, соленоид бывает только «нормально закрытым» и не может долго находиться под напряжением — сгорит. Электрозамки куркового типа имеют специальный взводящий ригель, выполняющий функцию взвода пружины замка, для этого дверь необходимо открыть и снова закрыть. Данные модели недороги и эффективны, но имеют существенный недостаток — если клиент решил выйти (считал карточку и замок разблокировал дверь), а потом передумал и дверь не была открыта, она останется в открытом состоянии до захлопывания. Доводчики устанавливаются на все двери, оборудованные СКУД. Они фактически выполняют роль «швейцара», закрывая за клиентом дверь. Некоторые их модификации (электромоторные доводчики) позволяют также открыть дверь дистанционно. Управление автотранспортом Для управления автотранспортом в современных системах безопасности могут использоваться различные типы УПУ. К ним относятся блокираторы, шлагбаумы, приводы ворот, различные антиштурмовые заграждения. Блокираторы оптимальны для использования на открытых паркингах, где не очень удобны шлагбаумы или ворота, и препятствуют въезду/выезду с парковочного места. Блокираторы (упоры), крепятся непосредственно к асфальту и в закрытом состоянии не позволяют автомобилю покинуть парковочное место. В некоторой степени их можно назвать заграждающим устройством. Тем не менее именно небольшие размеры и являются их преимуществом. Другой вариант управления проездом машин — шлагбаумы. На отечественном рынке имеется целая гамма устройств данного класса для разнообразного применения. Одной из основных ошибок при выборе конкретного изделия является приобретение шлагбаума облегченных режимов эксплуатации для крупных паркингов и больших автостоянок. Некоторые из них устанавливаются в местах с интенсивным потоком машин, в то время как они предназначены для щадящего режима работы — применения в местах, где ограничено число проездов в день. Все это приводит к поломкам, сбоям в работе и отрицательным отзывам о работе данной техники. Общие требования к современным шлагбаумам для интенсивной эксплуатации следующие. Помимо прочего, с учетом наших температурных условий, более целесообразным является применение электромеханики (более устойчивой к температурным нагрузкам), хотя последнее время появились электрогидравлические модели устойчивые к низким температурам. Более серьезной преградой на въезде являются ворота. Их применение оправдано как правило там, где машины проезжают не слишком часто или где необходима преграда серьезнее шлагбаума. Современные приводы ворот можно разделить на несколько категорий: по назначению, по способу открывания ворот и их типу, по способу установки, по механизму привода. Особенно необходимо подчеркнуть, что потребитель может установить привод даже на древние чугунные ворота, не нарушая их естественного облика и дизайна (скрытая установка). Современные приводы ворот имеют большие возможности по способам управления и разнообразным устройствам, существенно облегчающие их использование и повышающие безопасность. В тех местах, где необходима достаточно серьезная преграда на въезде/ выезде, но нет возможности установить ворота, можно применить автоматические подъемные цепи или подъемные барьеры. Автоматические подъемные цепи представляют собой две мощных тумбы с электромотором и натягивающейся между ними цепью. В сложенном состоянии цепь опускается в специальный желоб между тумбами, что позволяет проехать автомобилю. Цепь обычно состоит из двух частей, соединенных мощным замком, что позволяет убрать ее в случае аварии или отключения питания. Автоматические подъемные противоштурмовые барьеры представляют собой складывающиеся «в пол» электрогидравлические подъемные секции высотой от 35 см до 65 см разной ширины. Эти устройства являются, пожалуй, одними из самых надежных (наряду с воротами) и их применение, как правило, наиболее оправдано на промышленных и военных объектах и там, где требуется очень серьезное препятствие для блокирования проезда (предотвращение возможности прорыва на территорию путем штурма объекта с применением тяжелой техники). Отечественным автомобилистам противоштурмовые барьеры знакомы по железнодорожным переездам, на которых они повсеместно применяются последние несколько лет. Управления преграждающими устройствами Закономерным шагом в организации управления преграждающими устройствами стало объединение преимуществ классического дистанционного управления по радиоканалу с возможностями авторизации пользователя в СКУД. Недостатком данного варианта является сложность авторизации въезда и выезда (там, где это является необходимым условием правильной работы системы), поскольку при близкой установке двух приемников сигнала (на въезд и выезд), они будут срабатывать одновременно, что дезориентирует СКУД. Самая простая защитная мера в этом случае — разделение потоков на въезд и выезд через разные (отдаленные друг от друга) ворота. Достоинствами данного метода являются индивидуальный номер у каждого ключа, регистрируемый СКУД; большая дальность действия; простота управления. Недостатки — это трудность разделения потоков машин на въезд и выезд и теоретическая возможность сканирования сигнала Управление по инфракрасному брелоку подразумевает наличие источника инфракрасного излучения (брелок) и приемного устройства, монтирующегося рядом со шлагбаумом или другим исполнительным механизмом. Достаточно нажать на кнопку брелока, направив его в сторону приемного устройства, и СКУД откроет проезд. Достоинства метода — высокая степень секретности, индивидуальный номер у каждого ключа, регистрирующийся СКУД. Недостатки метода в относительно небольшой дальности срабатывания (7-15 м — ниже, чем у радиочастотных брелков), возможность постановки помех (инфракрасная засветка, солнце), более высокая цена, чем у радиоканальных устройств. Управление с помощью радиочастотных RFID-карт и метокактивно используется в СКУД и является одним из самых современных. Метки крепятся на днище, борте, бампере или лобовом стекле автомобиля, а также могут устанавливаться на любые транспортные средства — электрокары, вагоны, или непосредственно на перевозимые грузы — контейнеры и пр. Данные метки могут регистрироваться считывателями, установленными в определенных точках контроля (обычно на въезде/выезде с охраняемых территорий). Использование RFID-технологии позволяет обеспечить высокую степень секретности, помехоустойчивость, а также вести протокол событий. В отличие от предыдущих случаев у водителя автотранспортного средства отсутствует необходимость совершения каких-либо манипуляций со при въезде/выезде. К недостаткам можно отнести высокую стоимость технологии (в настоящий момент стоимость данных устройств вполне доступна для крупных компаний и серьезных проектов). Оборудование для проходных
Турникеты предназначены для регулирования процесса прохода на проходных и являются одним из наиболее распространенных типов УПУ наряду с электрозамками. Поясные турникеты обеспечивают неполное перекрытие проема и могут иметь следующие модификации: трехштанговые, роторного типа, с выдвижными секциями, откидными секциями, типа калитки. Дополнительно турникеты могут иметь электромеханический счетчик проходов или счетчик проходов с жидкокристаллическим дисплеем, устройство для откидывания штанг на случай эвакуации, световую индикацию, устройство для дистанционного контроля турникета и т.д. Некоторые модели турникетов могут быть оборудованы инфракрасными датчиками для предотвращения попыток проникновения через турникет над/под штангами. При попытке несанкционированного проникновения на охраняемую территорию через турникет над/под штангами, подается звуковой сигнал тревоги, который может контролироваться с дистанционного устройства управления. Состояние тревоги может быть отменено в ручном режиме или автоматически после прохождения установленного пользователем интервала времени. Турникеты полноростовые роторного типа являются более серьезным препятствием, и бывают двух типов: с частичным перекрытием проема (против проникновения человека) и с полным перекрытием проема (препятствующие не только проходу человека, но и передаче предметов). Основная область их применения — организация процесса доступа на стадионы и прочие спортивные сооружения. Существует определенный класс задач управления доступом на важные объекты, когда необходимо предотвратить угрозы штурма, проноса оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Также иногда бывает необходимо выделить лиц с особыми правами прохода (например, инкассаторов) и обеспечить их свободный проход Для построения таких СКУД в качестве УПУ, устанавливаемых на проходных применяются бронированные шлюзовые тамбуры. Классический шлюз это система из двух дверей, управляемая электроникой, которая позволяет открывать одну из дверей только в том случае, когда вторая закрыта. СКУД как основа построения интегрированных систем СКУД является одной из наиболее сложных систем безопасности и имеет наиболее мощный механизм встроенной логики, вследствие чего именно она обычно становится основой для построения интегрированной системы безопасности (ИСБ) современных предприятий.
Интегрированная система безопасности представляет собой совокупность технических средств охраны и обеспечения безопасности объекта, объединенных на основе единого программно-аппаратного комплекса в общую информационную среду с единой базой данных. Базовый набор подсистем, входящих в интегрированную систему безопасности можно представить следующим образом: система охранной сигнализации, система пожарной сигнализации, система контроля и управления доступом, система видеонаблюдения, система управления инженерными коммуникациями зданий и сооружений (лифты, вентиляция, кондиционирование, и пр.) Состав каждой конкретной интегрированной системы безопасности может изменяться — дополняться какими-то новыми подсистемами, или наоборот исключать их из общего списка. Это зависит от конкретных задач, определенных на этапе проектирования ИСБ на "живом" объекте. Объединение различных систем в рамках единой ИСБ позволяет решать вопросы комплексного обеспечения безопасности объекта максимально эффективно и на самом современном уровне. Централизация управления всем комплексом систем безопасности, возможность дистанционного мониторинга и управления подсистемами, входящими в ИСБ, позволяют оператору составить максимально полную картину функционирования объекта и состояния его подсистем. Это дает возможность принять правильное решение с учетом всех полученных данных. Например, сработала система охранной сигнализации. На управляющем мониторе выводится план объекта с указанием конкретного охранного датчика, который выдал сигнал. Оператор (на том же мониторе) выводит изображение от ближайшей камеры теленаблюдения и визуально контролирует ситуацию. В случае ложного срабатывания тревога отменяется. Получаем адекватную реакцию на конкретную тревожную ситуацию. Необходимо будет провести диагностику датчика и, в случае его неисправности, заменить. Программирование логических связей между подсистемами позволяет существенно повысить эффективность работы и надежность системы. В современной интегрированной системе можно запрограммировать логику работы системы с учетом сложных комбинаций сигналов от различных подсистем. За счет этого можно добиться существенного сокращения времени реакции на события — предоставив право решения в конкретных случаях электронике, а также — снижения влияния "человеческого фактора" за счет автоматизации действий и реакций. Регистрация и документирование всех действий оператора и работы отдельных подсистем позволяет совершенствовать работу интегрированной системы безопасности, а также обеспечивает необходимым рабочим материалом должностных лиц, ответственных за безопасность объекта. На основе анализа данных материалов можно реально оценить правильность работы персонала, установить факты противоправных действий, зарегистрировать тревоги и факты несанкционированного доступа. В заключении можно особо отметить, что только любая, даже самая умная и интеллектуальная система безопасности эффективна только тогда, когда отработано ее взаимодействие с теми людьми, кто с ней работает — т.е. с персоналом службы безопасности объекта, прежде всего. При внедрении ИСБ на конкретном предприятии не следует забывать эту простую, но такую важную истину — иначе все усилия производителей, разработчиков и инсталляторов девальвируются. Алексей Гинце |