|
|
Обзор
ИКТ в ТЭК 2012Обзор подготовлен
Отечественная энергетика особенно интересна тем, что рыночные реформы в этой сфере идут на протяжении ряда последних лет. Несмотря на это, по-прежнему опрометчиво делать вывод о том, что в этом в секторе экономики сегодня должны быть востребованы услуги, прежде всего, коммерческих провайдеров аутсорсинга. Для того, чтобы разобраться в том, какой же формат лучше отвечает текущим и будущим потребностям отрасли, следует вспомнить об общих экономических предпосылках принятия любого решения о выводе сервисов на аутсорсинг.
Одним из результатов реформы стало частичное открытие энергетики для негосударственных инвесторов посредством открытого акционирования бывших вертикально-интегрированных единиц РАО ЕЭС, что создало предпосылки для построения работающей на коммерческих принципах, сбалансированной системы в этой отрасли.
Реструктуризация и приватизация энергетических госактивов проходила под знаменем привлечения инвесторов для целей модернизации и повышения экономической эффективности. Последнего планировалось добиться, в частности, за счет роста конкуренции и запрета группам аффилированных юрлиц сочетать естественно-монопольные виды деятельности с генерацией и сбытом электроэнергии, которые поэтапно начали переводиться на новые, рыночные рельсы. Причем в этом направлении были достигнуты определенные успехи.
“Европейцы, по сути, повторили азы нашей реформы, приняв третий энергопакет. Один в один! - радуется идеолог преобразований Анатолий Чубайс, давший в конце 2012 г. интервью газете «Ведомости». - То, что мы заложили в закон об электроэнергетике и реализовали в 2008 г., они после нас приняли как целевую модель и реализуют сейчас. Они добрались наконец до разделения по собственности монопольных и конкурентных секторов. Так что мы не просто оказались в мировом тренде – мы задали этот тренд”.
“Хочу сказать, что приватизация электроэнергетики в России — один из самых успешных опытов такого масштаба,” –согласен с коллегой исполнительный вице-президент Fortum, глава дивизиона "Россия" Александр Чуваев.
Вполне может быть, что европейцев заинтересовал очередной масштабный российский эксперимент, побудил их повторить азы отечественной реформы и даже принять пакет законов, как утверждает Чубайс, один в один похожих на наши. Однако вряд ли, что они захотят с такой же дотошностью скопировать и то фактическое состояние, которое сложилось в России по итогам данной реформы.
В частности, в РФ так и не удалось избавиться от так называемого “перекрестного субсидирования”, заключающегося в том, что за электроэнергию в России платят не только те, кто ее непосредственно потребил, но и те, у кого, попросту, есть сегодня для этого деньги. Например, крупные промышленные предприятия, которые в условиях рыночной ситуации могли бы распорядиться своими средствами самостоятельно, проинвестировав их в свои собственные программы модернизации.
Одной из достаточно болезненных, но необходимых составляющих в комплексе мер по освобождению от различных видов перекрестного финансирования, вносящего существенные искажения в рыночные механизмы, должно стать поэтапное введение социальной нормы энергопотребления, исходящей из фактически сложившегося уровня у населения конкретного региона. Сроки для ее введения были сдвинуты с 1 января на весну 2013 г. под предлогом необходимости проведения дополнительных расчетов. По некоторым прогнозам, о повсеместном внедрении социальных норм во всех регионах можно будет говорить не раньше 2014 г.
Явно нерыночной природы явления наблюдаются сегодня не только на энергетических рынках, что видно на примере сбоев механизмов ценообразования, требующих вмешательства ФАС, наличия всевозможных, достаточно искусственных “подпорок” вроде индикативных цен, необходимости государственных субсидий на модернизацию и т.п., но и в смеженном сегменте теплоэнергетики. Причем там они, пожалуй, наиболее заметны.
В частности, в сфере теплоэнергетики тоже предстоит устранить внутреннее перекрестное субсидирование, которое сегодня, вдобавок, существует также и между тепло- и энергоснабжением, связывающего эти две, с чисто формальной точки зрения, разные отрасли одним туго затянутым узлом перепутанных между собою социальных, экономических и технологических проблем.
“По факту, регулирование в теплогенерации по-настоящему не изменилось. Что вносит серьезные искажения в функционирование здоровых механизмов, созданных в электроэнергетике в целом. Нельзя сказать, конечно, что мы вообще не учитывали фактор тепла. Но мы думали, что сначала с электричеством разберемся, а потом после нас возьмутся за тепло и доделают. Однако сегодня ситуация такова, что искажения в сегменте теплогенерации убивают ТГК,” – поделился мнением по этому поводу Анатолий Чубайс.
Таким образом, эффективность теплоэнергетики неразрывно связана с общей эффективностью ТЭК не только через использование нефти, угля и газа, из которых вырабатывается сегодня подавляющая часть тепловой энергии. Например, инвестиции в современные когенерационные станции позволяют на порядок увеличить количество производимой ими электроэнергии при тех же показателях выработки тепла, а значит помочь решить проблемы этих двух, тесно взаимодействующих отраслей.
Когенерация – это только одна из известных сегодня тем, стоящая, пожалуй, где-то в самом начале длинного списка по-настоящему всеохватных и перспективных направлений вроде распределенной генерации, управляемой при помощи интеллектуальных и интерактивных сетей, различных разновидностях малой, альтернативной и зеленой энергетики на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также повышения качества энергоснабжения, экспорте электроэнергии в сопредельные с Россией государства и пр.
Касательно каждого из таких направлений можно найти подробные, чисто экономического плана расчеты – сколько миллиардов рублей или долларов нужно вложить, сколько - предполагается в итоге получить. Более того, в России можно сегодня найти и отдельные примеры такого рода попадающих в инновационный формат проектов.
В то же время, следует признать, что рыночных инвесторов, решивших пойти по пути энергоэффективных инноваций и модернизации, может поджидать сегодня масса пренеприятнейших сюрпризов. Поскольку речь сейчас, скорее, идет лишь о создании элементарных, предсказуемых условий для рискнувших расстаться со своими деньгами в данной связи.
“Вы пришли, вложили деньги, получили экономический эффект, далее вам нужно вернуть инвестиции в течение какого-то срока — пяти, десяти лет. Но в следующем периоде ту часть, которая образовалась от мероприятий по энергоэффективности, у вас отбирают. Инвесторы так не работают”, – вкратце описал реальную ситуацию Александр Чуваев, вице-президент финской Fortum, одной из достаточно немногочисленных иностранных компаний, воспользовавшейся новыми инвестиционными возможностями, открывшимися в ходе реформы отечественной энергетики.
‘Наша цель — сделать активы, приобретенные в ходе приватизации РАО ЕЭС России, современными и эффективными. Мы хотим добиться того, чтобы они обеспечивали надежное тепло- и электроснабжение, приносили максимальную прибыль, снижали воздействие на окружающую среду,” – подчеркивает он.
“Говорят, реформа провалилась, потому что цены выросли. Специально поднял цифры, - решил сделать подсчеты Анатолий Чубайс. - Конечная средняя цена для потребителя на электроэнергию с 2007 г. возросла в 1,93 раза. При этом цена на газ за тот же период выросла в 2,11 раза, цена на уголь и другие виды топлива — в 2,04 раза. Это означает, что реформированная электроэнергетика не только не раскручивает цены в ТЭКе, но и является сдерживающим фактором. Просто цена на электроэнергию видна каждому, и из всех она самая раздражающая”.
В то же время понятно, что о рыночной цене будет имеет смысл рассуждать лишь в том случае, если начнешь наконец платишь только за свое собственное потребление, а не за, условно говоря, еще и за соседских парней из дома напротив, что, собственно, и происходит в результате перекрестного субсидирования.
В ситуации, когда потенциальных инвесторов в ту же энергетику из числа крупных промпредприятий заставляют платить за чужой расход электроэнергии, не особенно взирая на их вполне обоснованные рыночные доводы и возражения, вопрос о цене вообще отходит на второй план. Большинство экспертов согласны с мнением, что под видом рыночного был реализован механизм искусственного сдерживания цен. Что не дает возможности большинству энергетиков накапливать средства, самостоятельно модернизировать свои предприятия, внедрять энергосберегающие технологии. Все это с новой остротой поставило перед отраслью вопрос о привлечении внешних инвесторов.
“Мы считаем, что нынешняя модель рынка не позволяет в достаточной степени привлекать частные инвестиции в генерацию и сетевой комплекс, – утверждает вице-премьер Аркадий Дворкович. - Правительство выйдет с предложениями, решения по модели рынка будут приняты в первой половине 2013 г., – обещает он. – С 2014 г. энергетика будет жить по новым правилам, которые позволят привлекать инвестиции и решать накопившиеся проблемы”.
Антон Степанов