|
|
Обзор
ИКТ в ТЭК 2012Обзор подготовлен
ТЭК с его огромными доходами стал лакомым кусочком для множества расхитителей. К сожалению, значительная часть хищений происходила путем создания различных аутсорсинговых компаний, что способствовало дискредитации данного направления на рынке.
2012 г. стал годом весьма существенных и хорошо заметных всем перемен. Он ознаменовался, в частности, тем, что за первые 9 мес. в Следственный комитет поступило почти 35 тыс. обращений по поводу коррупционных преступлений, что на 21% больше, чем в прошлом году.
Системно-общеэкономический коррупционный контекст, сопутствующий инновациям и реформам, ведет сегодня к тому, что любые разговоры о необходимости и дальше привлекать инвестиции и повышать экономическую эффективность вызывают у многих ухмылку.
В частности, аутсорсинг для всякого рода “спецзаказчиков” выглядит на этом фоне, пожалуй, как еще один вполне подходящий “красивый и высокий” повод, а также весьма удобный инструмент в умелых и натренированных руках, нужный лишь для внешне-благовидного оформления существенного снижения этой самой экономической эффективности в пользу узкого круга граждан, наделенных властными полномочиями, но, пожалуй, несколько обделенных в морально-этическом плане. За примерами, конечно же, ходить сегодня далеко не надо.
По всем понятной причине больших денег, вращающихся в ТЭК, он никак не мог быть оставлен без внимания всякого рода расхитителями. Работающих, например, в “Оборонсервисе”, созданном в 2008 г. по аутсорсинговому принципу - для освобождения военнослужащих от несвойственных им хозяйственных функций. Шестое по счету возбужденное в начале зимы уголовное дело в отношении сотрудников этой, ставшей широко известной коммерческой компании, касалось пресечения попытки продажи по заниженной цене единственной базы для Северного флота - нефтеперевалочного комплекса со всей его инфраструктурой вроде резервуаров для мазута, электрощитовой и котельной.
“Неотключаемые” около-военные потребители и заказчики внесли свой вклад и в изобретение новых форм расчетов в области теплоэнергетики. Помимо “классического”, заключающегося в закупке некондиционного топлива по кратно завышенной по сравнению с рыночной цене.
Единственный поставщик теплоэнергии для Минобороны, "Ремонтно-эксплуатационное управление" (РЭУ), практиковал, например, перезаключение контрактов, помогающих получать авансирование, при помощи которого гасилась часть предыдущих долгов перед поставщиками. До тех пор, пока они не составили классическую “пирамиду” высотою в несколько миллиардов руб., а само РЭУ не оказалось на грани банкротства.
Следует, пожалуй, признать, что годами длящиеся, в силу информационной закрытости сегмента спецпотребителей, достаточно дикие практики подобного рода, в значительной мере дискредитируют саму базовую идею аутсорсинга, часто предполагающего достаточно сложное сервисное обслуживание по SLA и наличие некоторых цивилизованных взаимоотношений с заказчиками, построенных по разумным принципам.
На таком фоне разговоры об аутсорсинге в определенных сегментах рынка, его эффективности начинают, пожалуй, субъективно восприниматься как очередная порция правильно подобранных и вовремя, с нужной интонацией сказанных слов, настоящим назначением которых служит отвести внимание от фактов вопиющей неэффективности, бесхозяйственности и прямых злоупотреблений.
Речь, в такой экономической обстановке, по сути, идет о постепенной дискредитации самой идеи аутсорсинга, а также о существенном осложнении жизни для тех компаний-провайдеров, которые еще не растеряли за долгие годы всякого рода реформ и преобразований желания добросовестно работать, невзирая на объективно препятствующие этому многочисленные трудности.
Использование лучшего мирового опыта и повышение показателей энергоэффективности экономики по-прежнему стоит в числе первоочередных задач. Эксперты подсчитали, что их повышение до уровня стран-членов ОЭСР, где большинство составляют европейские государства, позволило бы РФ сэкономить примерно столько же энергии, сколько Великобритания потребляет за год.
Спецификой электроэнергии как товара является то, что ее мало просто произвести в больших количествах, ее нужно еще и суметь доставить с минимальными потерями, постоянно соблюдая при этом баланс между генерацией и конечным потреблением. Роль распределительных компаний в энергосберегающем деле достаточно очевидна, а то повышенное внимание к отысканию все новых способов добиться экономии электроэнергии с их стороны - закономерно и ожидаемо.
Немало интересного о том, что конкретно сегодня делается в этом направлении, можно узнать на корпоративных сайтах многочисленных распределительных компаний. Например, из новостного материала, датированного маем 2012 г. и размещенного на сайте МРСК Центра, можно получить информацию о том, как в Холдинге МРСК “совместно с американскими коллегами создают интеллектуальные электрические сети и подбирают городу Калининграду энергетического побратима”.
Специалистов Холдинга заинтересовала, в частности, модель зрелости интеллектуальных сетей Smart Grid Maturity Model (SGMM), что, в том числе, стало поводом для серии взаимных визитов, и последующего образования первой “энергетическая пары” по обмену опытом при содействии филиала «МРСК Центра» - "Белгородэнерго" и “Электрической и газовой компании Сан-Диего”.
“В Холдинге МРСК внимательно присматриваются к мировому опыту интеллектуализации систем передачи и распределения электроэнергии, превращая метод бенчмаркинга из инструмента абстрактного сравнительного анализа в методологию гармоничной интеграции всего нового и передового в распределительный электросетевой комплекс по пилотному принципу, - читаем мы в пресс-релизе. – Недавно в «Янтарьэнерго» состоялся конструктивный обмен опытом построения интеллектуальных распредсетей российских и американских специалистов. Речь шла о возможностях применения современных методик SGMM, разработанных специалистами США”.
Вполне понятно, что энергосбережение само по себе является важной, но не единственной целью, поскольку существенен, прежде всего, совокупный экономический эффект от всего комплекса нацеленных на повышение эффективности мероприятий. И кажется само собой разумеющимся, что такой базовый и общепризнанный инструмент повышения эффективности как аутсорсинг не мог не привлечь внимания находящихся в поисках и даже братающихся с этими целями специалистов «МРСК Центра». Кого же они выбрали в качестве провайдера?
Изучая сайт «МРСК Центра» c целью узнать, как обстоят там дела с аутсорсингом, можно обнаружить любопытную таблицу под названием «Характеристика факторов, специфичных для электроэнергетики». В ней в графе “Мероприятия по минимизации последствий (при наличии такой возможности)” говорится о таких мерах как введение RAB-тарифов (позволяющих инвесторам окупить свои вложения), внедрении систем управления издержками с целью повышения качества управленческих решений и пр., однако такой инструмент повышения экономических показателей как аутсорсинг не упоминается вовсе.
Сложно сказать что-то определенное и по поводу указанной в этой таблице ДЗО «Энергосервисная компания», на сайте которой также объективно сложно найти упоминания об аутсорсинге. Впрочем, выглядит вполне логично, что эта именно эта компания, которую возглавил советник гендиректора «МРСК Центра» Марк Слонимский, изначально задумывалась в качестве некого провайдера - кэптивного аутсорсера.
По крайней мере, список оказываемых ею услуг в значительной мере перекрывается с тем перечнем дополнительных сервисов, на которых собирался, в порядке диверсификации и поиска новых источников инвестиций, зарабатывать бывший гендиректор МРСК Центра Дмитрий Гуджоян, о чем он, в частности, рассказывал на пресс-конференции в конце октября текущего года.
“В последний год мы активно ищем и продвигаем тематику допуслуг, пытаемся зарабатывать деньги в тех направлениях, где раньше, может быть, сетевые компании не выполняли эту работу. Прежде всего, это связано с выполнением энергосервисных услуг, энергетических обследований. Также это работа, связанная с работой с потребителями, это дополнительные услуги по установке приборов учета, по монтажу, по проектированию. Те деньги, которые сегодня находятся на рынке, и работы, которые выполняются малым и средним бизнесом, как бы некрасиво это ни звучало, мы хотим это сделать у себя. Мы не говорим о том, что они делают плохо, просто мы делаем лучше,” – объяснял тогда он.
Следует, пожалуй, подчеркнуть, что, судя по опубликованным на сайте mrsk-1.ru данным, выступлениям на пресс-конференциях и многим другим, открытым для широкой общественности материалам, нельзя сказать что «МРСК Центр» существенно отличается в своих публичных проявлениях от других распределительных компаний.
Однако в ходе проверки энергетиков, начавшейся по срокам близким к моменту подписания Путиным указа об образовании госкомпании "Российские сети" путем объединения «Холдинга МРСК» и «ФСК», именно в «МРСК Центре» выявились многочисленные нарушения, повлекшие за собой отставку гендиректора, а также начало работы правоохранительных органов в 100% дочернем обществе Холдинга МРСК «Янтарьэнерго», обслуживающего изолированную энергосистему Калининградской области.
В частности, были выявлены и особо отмечены в предварительном докладе ревизионной комиссии, грубейшие нарушения корпоративного законодательства со стороны «Энергосервисной компании», причем было особо подчеркнуто то обстоятельство, что для выполнения контрактов она, в большинстве случаев, привлекает субподрядчиков, которых материнская компания могла бы привлечь напрямую.
Обращает на себя внимание и то, что слияние «Холдинга МРСК» и «ФСК», в принципе, является неким обратным процессом предыдущему рыночному реформированию отрасли, в ходе которой они, собственно, и отделились от РАО ЕЭС России в качестве отдельных юрлиц.
Нынешнее ре-объединение выглядит вполне рациональным, если принять во внимание участившиеся в последнее время судебные разбирательства по поводу так называемой “последней мили”, в ходе которых крупные промышленные предприятия приводят всякого рода доказательства тому факту, что тарифы за потребляемую ими электроэнергию следует калькулировать по “оптовым” расценкам ФСК, а вовсе не по более высоким “розничным” ценам распределительных компаний типа того же «МРСК Центра». Хотя, в то же время понятно, что таким, чисто административным способом общую, системную проблему перекрестного субсидирования разрешить не получится.
Ясно, что исходя из вышеизложенных фактов и, вполне возможно, случайных совпадений, опрометчиво делать какие-либо выводы. Тем не менее, трудно просто взять и отмахнуться от той простой мысли, что пытаться всерьез говорить об эффективности во всех ее формах и проявлениях, и аутсорсинге как инструменте повышения этой самой эффективности, привлечении инвестиций и прочих подобных темах, на фоне фактов всякого рода недосмотров и злоупотреблений не особенно-то и хочется.
Коррупция всех видов и оттенков по своей сущности является неким диаметрально противоположным экономической эффективности понятием. Вполне возможно, что давно ожидаемый подъем отрасли аутсорсинга в РФ существенно сдерживается именно ею, а не многочисленными и запутанными проблемами, кроющимися где-то в дремучих дебрях высоких технологий, понятных лишь узкому кругу специалистов.
Отсутствие открытых и содержательных источников информации на тему ИТ-аутсорсинга для ТЭК бросается в глаза любому, кто хоть раз попытался разобраться в этом вопросе. Особенно этот касается такой “деликатной” сферы как кэптивный аутсорсинг. В частности, можно заметить, что на сайте самого “головного” Холдинга МРСК само слово «аутсорсинг» упоминается лишь единожды.
На сайте Холдинга МРСК аутсорсинг упоминается лишь один раз
Хочется особо подчеркнуть, что речь при этом идет не о всякого рода разрозненных данных, которые, конечно же, можно легко отыскать, причем в достаточных для написания очередной обзорной статьи количествах, а, скорее, о дефиците сводных цифр и аналитической, очищенной от общих фраз о нужности и перспективности, информации, показывающей картину с инвестициями в повышение отраслевой эффективности в целом и ИТ-аутсорсингом в частности. Во многом это обусловлено тем, что госкомпании обязаны, но по-прежнему неохотно раскрывают информацию о своей хозяйственной деятельности.
В этом плане вполне примечательно запланированное в конце ноября 2012 г. повторное обсуждение инвестиционной программы ФСК, с объемом, приближающимся к отметке в 1 трлн. руб, с участием Минэнерго и «открытого правительства». К той же категории, видимо, можно попытаться отнести, например, и целый ряд “энергетических” законов, приказов Министерства энергетики РФ и прочих нормативных документов, предусматривающих, в частности, ряд мер по информационному обеспечению деятельности органов госвласти при формировании политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктур отрасли, субъектов электроэнергетики, потребителей и инвесторов.
Наряду с этим понятно, что об аутсорсинге следует начинать говорить тогда, когда появляются цифры, исходя из которых можно оценить его экономический эффект. Одной из целей настоящей статьи является показать на конкретных примерах, что одних деклараций об использовании аутсорсинговой модели в энергетике, равно как и в других отраслях, недостаточно, поскольку за общими фразами может скрываться по сути все что угодно.
Пытаясь как-то оценить перспективность и фактическую распространенность аутсорсинга именно в энергетической отрасли, с определенной долей неизбежности сегодня приходится “сползать” на уровень конкретных компаний, что не позволяет сформулировать общие, в достаточной мере обоснованные выводы.
Вместе с тем понятно, что спрос на аутсорсинг в энергетике является некой “производной” от действительного “спроса на эффективность” в целом, реальной востребованности и поощрения со стороны государства всякого рода бережливого и разумного отношения к ведению хозяйственной деятельности в подведомственных ему организациях, выступающих в роли заказчиков коммерческих услуг.
В этом ключе, важна работа по совершенствованию № 261-ФЗ «Об энергосбережении», дальнейшему развитию ГИС «Энергоэффективность», реализации основных госпрограмм, действующих в этой области и, в частности, продолжению процедуры по предоставлению в Минэнерго копий энергетических паспортов, которую, по всей видимости, завершить в 2012 г., как это когда-то планировалось, не удастся.
Основной вывод, который можно сделать, очевидно, заключается в том, что аутсорсинг существует не сам по себе, а вписан в общеэкономический контекст, картину реально происходящего в конкретной отрасли. В частности, сегодня явно нельзя из одних лишь абстрактно-теоретических рассуждений определить и сравнить реальную востребованность рыночного или же кэптивного формата аутсорсинга в энергетической отрасли.
Развитие событий в области аутсорсинга для энергетики будет во многом определяться направлением дальнейшего развития отрасли, пока что многим не особенно ясного. Например, выход на рынок новых игроков, вроде частных распределительных компаний, что было бы вполне логично в плане продолжения рыночной реформы, ассоциирующихся у многих с именем Чубайса, создал бы и определенные предпосылки для более широкого привлечения коммерческих аутсорсинговых компаний.
Пока же можно говорить о том, что кэптивные аутсорсеры, включенные в качестве дочерних компаний в госхолдинги и пр., имеют то неоспоримое преимущество над рыночным аутсорсингом, что имеют возможность опираться на ресурсы материнских организаций, и инвестировать в долгосрочную, многолетнюю перспективу сотрудничества, не сталкиваясь на этом пути с многочисленными препятствиями, обусловленными, в том числе, действующим закупочным законодательством.
Вполне возможно, что кэптивные формы аутсорсинга, в итоге, окажутся более соответствующими действительному, а не желаемому или воображаемому состоянию рынка крупных заказчиков из энергетики, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.
“Нормативно-правовое регулирование электроэнергетики объемное и довольно сложное. Электроэнергетика меньше, чем нефтегазовая и угольная отрасли, работает по рыночным принципам. Там, где существует рынок, там проще. – считает, министр энергетики Александр Новак. - Компании, развивающиеся в конкуренции, достигают наибольших результатов. В электроэнергетике пока регуляторное воздействие государства огромное, и мы только идем к нормальной работе рыночных институтов”.
Антон Степанов