|
Мировой рынок: стоит ли ставить крест на 3G? Немножко истории Эксперты и аналитики отрасли несколько лет назад дружно предсказывающие радужные перспективы технологиям третьего поколения связи (3G), теперь уныло бубнят о причинах кризиса в телекоммуникационной отрасли. Отсутствие приложений и телефонов, плохое финансовое состояние операторов Инвесторами потеряны большие деньги, но незнание некоторых технических подробностей заставляет по-прежнему прислушиваться к голосам тех, кто до этого обещал «золотые горы». Причин текущих неудач множество, но стоит ли ставить крест на третьем поколении или переносить его перспективы в далекое будущее?
Стоит вспомнить, что разговоры о третьем поколении впервые стали широко и открыто обсуждаться в середине 90-х. Главной целью тогда было объединение трех существующих систем второго поколения в одну, расчистив путь для внедрения глобального автоматического роуминга. Однако надеждам не суждено было сбыться появление CDMA2000 сохранило разделение мира сотовой связи в технологическом плане, только теперь лишь на два лагеря. Чуть позже, ближе к концу прошлого века, сотовая связь, как сегмент сугубо делового рынка, стала стремительно завоевывать массовый. Ряд европейских операторов GSM в диапазоне 900 МГц столкнулись с нехваткой частного ресурса в крупных городах в связи с ростом числа абонентов. Стремительно возрос спрос на решения, позволяющие существенно увеличить емкость сети без потери качества связи. Третье поколение обещало как внедрение новых алгоритмов обработки сигнала, так и выделение более широкого частного диапазона. Но получилось, что выдача лицензий новым операторам в диапазоне 1800 МГц, а также небольших участков уже сушествовавшим операторам смогло дать временную передышку и отложить кардинальное решение вопроса. Вот тут-то, на пике мыльного пузыря дот-комов и возникла сказка о «виртуальном будущем». В погоне за призрачной мечтой на аукционах были потрачены миллиарды, но технология оказалась не готова, а операторы стали потихоньку списывать понесенные затраты.
Операторы кивают на поставщиков в обещанном 2001 году эра «беспроводного будущего» так и не наступила. Оборудование до сих пор не может быть поставлено в полном объеме (с другой стороны на него и денег не осталось), а уж про сами телефоны лучше и вообще не разговаривать. О развертывании сетей ходит самая противоречивая информация. В большинстве случаев срок запуска переносится как минимум на год. Положительное же решение вопроса ограничивается охватом двух-трех городов. Поставщики отнекиваются, говоря, что вот-вот, мол, и наступит новая эра, потихоньку кивая головой в сторону некоторых европейских администраций связи. Зачем же надо было устраивать аукционы, разоряя «несчастных» операторов? На самом деле ничего страшного не случилось. Аукцион, в принципе, является гениальной идеей. Нет ничего плохого при наличии спроса продать товар подороже. Просто операторы, имея «машину для печатания денег» под названием GSM, решили, вложиться в будущее, но почему-то забыв об окупаемости в настоящем, явно переоценив свои возможности. Для государственных органов более справедливо было бы ограничить число выдаваемых лицензий, первоначально, создав рынок. Исторически, в эпоху государственных монополий электросвязи рынок формировался сначала как госмонополия, затем дуополия путем выдачи лицензии альтернативному оператору, а только потом следовала дальнейшая либерализация выдача дополнительных двух-трех лицензий, обусловивших массовый характер сотовой связи. Это позволяло при больших капитальных затратах иметь прибыль, направляя ее в развитие сети. Следует заметить, что в странах, имеющих по пять-шесть операторов реальную прибыль (доход после вычетов) имеют не более двух-трех. Аутсайдеров же поддерживают либо мощные финансово-промышленные группы (Азия), либо крупные международные операторы (Европа) из числа учредителей. В качестве примера, стоит привести Тайвань и Гонконг в Азии, Данию и Нидерланды в Европе. В среде же третьего поколения ситуация грозит перерости в хаос. Попытка ввести на рынок новых игроков, одновременно расширив число лицензий, явно выглядит разрушительной для отрасли затраты на развертывание сетей колоссальны, по сравнению со вторым поколением, в то же время доходы в связи с неуклонным падением тарифов при росте конкуренции малы. Попытки минимизации затрат в виде совместного использования сетей несомненное подтверждение отсутствию средств для серьезных капитальных вложений у существующих операторов.
Так ли уж несбыточна мечта о наступлении третьего поколения сегодня? Не стоит сомневаться, что определенной частью населения рынок услуг действительно востребован. Развитие в последние два года стандарта GSM в США говорит о том, что ряд операторов последует европейским путем, выбрав технологию WCDMA для развития сетей нового поколения. Даже в странах, выбравших исключительно технологию CDMA (и CDMA2000 как дальнейший путь развития), операторы серьезно рассматривают возможность развертывания европейского стандарта. Таким образом, появляется предпосылка реального глобального автоматического роуминга. Спутниковые малоорбитальные сети, предлагающие данную услугу, отличают невыгодные тарифы и отсутствие покрытия внутри зданий, а также сравнительно крупные габариты абонентских устройств. Качество связи снова становится актуальным вопросом. Процент охвата абонентов в ряде европейских стран уже достиг почти 100%, что явно превышает прогнозы десятилетней давности. Несмотря на постоянное развитие технологии GSM, сети становятся слишком критичными к перегрузкам. В крупных городах любое событие, вызывающее либо концентрацию абонентов, либо рост траффика, приводит к сбоям в работе сети. Это вынуждает деловых пользователей, либо использовать услуги нескольких сетей, в надежде, что одна из них не откажет, или использовать альтернативные технологии, вплоть до спутниковой связи. Последним в цепи факторов, двигающих следующее поколение вперед, оказывается непосредственно телефон. На современном этапе он давно перешел из роскоши в средство общения. Вопрос престижа уже стоит не в наличии допотопного «кирпича», а в модели. Компактные многофункциональные телефоны будут востребованы теми, кто хочет выделиться на фоне остальных. Жажда уже утолена, остается имидж. Недаром в прошлом году Nokia объявила о создании подразделения элитных телефонов, а Motorola предложила пользователям телефоны, созданные по их собственному дизайну. Многие производители, наконец-то, заявили, что в этом году телефонам «быть».
Очевидно, что на первом этапе развития третьего поколения на рынке сотовой связи лишь один или два игрока будут реально формировать рынок. Лишь по мере старения стандарта GSM, операторы начнут переводить свои сети на новые технологии, выходя на массовый рынок по мере освобождения от долгового бремени или реально увидев внедрение в жизнь «виртуального будущего». Упорство, с которым гонконгский Hutchinson, стоявший за успехом торговой марки Orange, сначала в Великобритании, а затем в ряде других стран, подтверждает вышесказанное. Полный отказ концерна от своих европейских проектов в стандарте GSM говорит о том, что ставка сделана. И третье поколение все-таки получит мощный толчок в своем развитии уже в начале 2003 года. Не стоит надеяться, что передача данных будет ключевым фактором в ее развитии. Отсутствуют не только приложения, но и их инфраструктура видеотерминалы, интегрированные корпоративные сети, скоростные интерфейсы взаимодействия устройств связи и обработки информации. Технический мир затаив дыхание следит за успехами сети FOMA оператора DoCoMo в Японии. Об успехах говорить рано, но стоит отметить факт, что первыми пользователями сети, стали именно корпоративные клиенты. Препятствием для развития, может стать лишь глобальный спад, вынуждающий компании сокращать расходы. Можно предположить, что на европейской (а может и мировой) арене лидерами среди операторов третьего поколения в ближайший год станут британский Vodafone и упомянутый выше Hutchinson. Имеющие солидную государственную поддержку французский France Telecom, испанская Telefonica, немецкий Deutsche Telecom и японский NTT DoCoMo составят вторую волну развития. Остальные же, очевидно предпочтут следить за развитием событий, медленно вплыв на рынок в середине нынешнего десятилетия. Антон Горбунов
|