|
Услуги интеграции в сфере телекоммуникаций Структура спроса и предложения на услуги интеграции в телекоме Российская сфера телекоммуникаций долгое время не представляла особого интереса для системных интеграторов, в первую очередь в силу очевидно низкого потенциала возврата инвестиций. Переломный момент наступил в 2000 году, когда заметно повысились темпы развития телекоммуникационной инфраструктуры, за счет изменения вида передаваемой информации (цифровые данные, речь, видео). Сложившаяся ситуация не должна была стать неожиданностью согласно ряду более ранних прогнозов ожидалось, что к 2000 году около 40% всего объема передаваемой информации будут составлять именно цифровые данные. Новые условия стимулировали процесс коренного изменения спроса на рынке услуг: телекоммуникационные компании пришли к необходимости модернизировать инфраструктуру и в целом перестраивать работу своих предприятий. Тем не менее, крайне малое количество системных интеграторов, активно присутствующих на российском рынке, приняли в свое время во внимание этот факт как залог перспективности и привлекательности сегмента для инвестиций. В итоге, телекоммуникационные компании приходят к ситуации, требующей решения традиционных для интеграторов проблем: создание адекватной сетевой и системной инфраструктуры, возможность масштабирования вычислительных систем, поддержание оптимальной скорости информационных потоков, эффективная интеграция с «унаследованными системами» и совместимость с будущими технологиями, регуляция механизмов, обеспечивающих своевременную оплату услуг. Следует оговорить, что открытость и возможность масштабирования КИС телекоммуникационной компании является определяющим требованием к системе. Чем крупнее оператор, чем прочнее его позиция на рынке, тем быстрее окупаемость интеграционных проектов. Сами интеграторы констатируют, по опыту работы с телекоммуникационными компаниями, что создание сети, обеспечивающей реализацию бизнес-процессов и позволяющей оказывать новые услуги, окупается в срок от 3 месяцев до 1 года. Безусловно, в данный момент рынок интеграции в целом и его телекоммуникационный сегмент в частности находятся в стадии становления. Даже сами участники рынка целиком не определились с его размерами. Результаты, полученные CNews.ru в ходе опроса участников рынка, поражают масштабами разброса оценок. Каков текущий объем рынка интеграторских услуг в области телекоммуникаций?
Источник: CNews.ru
По нашим оценкам, объем сделок, реализованных компаниями интеграторами в 2001 году на рынке телекоммуникаций, находится выше отметки в 400 млн. долл. В то же время, в вопросе оценок динамики развития рынка интеграторских услуг в телекоме, эксперты чуть более единодушны: 60% опрошенных считают, что телеком потребляет информационные технологии быстрее, чем другие отрасли. Какова динамика рынка интеграторских услуг в телекоме?
Источник: CNews.ru
Список традиционных услуг, предлагаемых системными интеграторами на рынке, включает следующие направления деятельности:
В сфере телекома специализированные услуги интеграции, то есть решения, удовлетворяющие всему спектру задач оператора, можно структурировать следующим образом:
На вопрос CNews.ru «Какие виды работ наиболее затратны в проектах телекома?» ответы наших респондентов распределились следующим образом: Какие виды работ наиболее затратны в проектах телекома?
Источник: CNews.ru
Между тем, приведенная выше классификация работ является лишь общей теоретической выкладкой и скорее отражает структуру предложения, нежели структуру спроса. На практике же, всех телеком-заказчиков сегодня можно разбить на несколько групп:
С предприятиями каждой из указанных групп бизнес-отношения строятся с учетом их специфики и потребностей. В вопросе восприимчивости к IT деление может быть более общим: сотовые и альтернативные операторы связи и «постсоветские» компании традиционной телефонии. К первым интеграторы относятся с симпатией, ко вторым испытывают смешанные чувства. Оно и понятно, средний годовой IT-бюджет сотового оператора в России составляет 5 млн. долларов, что по российским меркам совсем не мало. Структура спроса у компаний первой группы разнообразна: помимо сугубо «железных» проектов по поставке оборудования можно рассчитывать на контракты по внедрению ERP-систем, интернет-решений, консалтинг. Молодые компании, построенные на принципах западного менеджмента, активно тратят деньги и на обучение своих IT-специалистов, что прямо подтверждается и опытом CNews.ru. Так, только за первые несколько месяцев работы нашей Школы информационных технологий обучение на курсах, посвященных управлению проектами и информационной безопасности, прошли десятки специалистов «Вымпелкома». Есть заявки и от многих других альтернативных операторов связи. Гораздо хуже, по словам интеграторов, обстоит дело в компаниях второй группы, которые с некоторой натяжкой можно объединить под вывеской «красные телефонисты». В условиях отсутствия конкуренции связисты этой группы чувствуют себя весьма спокойно. Эффективность использования ресурсов является для них задачей далеко не первостепенной. Структура спроса традиционных операторов чаще всего не выходит за рамки прокладки сетей и наладки билинговых систем. Интеграторов это расстраивает. Хотя в большинстве случаев региональных руководителей винить не в чем. Действуя в рамках холдинга «Связьинвест» в своей IT-политике они целиком зависят от настроений головного офиса, расположенного в Москве (утверждение всех IT-проектов, предлагаемых региональным телекомам интеграторами, также происходит в Москве).
Любопытно, что большинство участников рынка интеграции привыкли к сложившейся ситуации и расценивают ее как нормальную. Насколько активно развиваются проекты интеграторских услуг в области телекоммуникационных решений?
Источник: CNews.ru
В итоге, ключевым фактором, который способен оказать заметное влияние на рост рынка интеграции в сфере традиционной телефонии, похоже, может стать только демонополизация доступа операторов к «последней миле». Для определения структуры спроса на IT со стороны российских телекоммуникационных компаний наше издание провело опрос. Кратко остановимся на его результатах. Какие ИТ решения наиболее востребованы телекоммуникационным сектором в целом?
Источник: CNews.ru
Как видно на гистограмме, результаты нашего исследования подтвердили высокий спрос со стороны рынка на билинговые системы, работающие в режиме реального времени. Первыми перешли к подобной модели операторы мобильной связи, которые ввиду своей относительно немногочисленной клиентуры вынуждены были проводить гибкую маркетинговую политику и увеличивать объем предоставляемых услуг. Вторым важным результатом опроса стал результат, подтверждающий, что операторов действительно беспокоит вопрос обеспечения защиты передаваемых данных и в целом информационной безопасности, как внутри самого телекоммуникационного сектора, так и для пользователей каналов связи. В этой связи вполне закономерно их стремление к установке виртуальных частных сетей VPN. Кроме того, телекоммуникационные компании все более активно интересуются интернет-решениями. В частности, объединение различных технологий компьютерной телефонии, Java/Internet/WWW и вычисления в архитектуре клиент/сервер позволяет создавать центры обслуживания клиентов нового поколения и обеспечивает круглосуточный доступ к необходимой информации через Java-интерфейс. Современные телекоммуникационные сети становятся более сложными, гетерогенными сетями, построенными на продуктах и технологиях различных производителей. В свою очередь усложняется управление такого рода сетью, что ведет к резкому увеличению трудозатрат, дополнительным издержкам и, кроме того, влияет на пропускную способность сети. Задача интегратора, таким образом, состоит в разработке новых стандартов управления телекоммуникационной сетью, архитектура которых предназначена для упрощения и объединения всех элементов управления. На базе этих стандартов операторы и производители оборудования затем строят собственные системы управления сетями. В рамках расширения инфраструктуры телекоммуникационные компании активно внедряют базы данных, объединяющие всю информацию, распределенную в пределах корпорации (хранилища), обеспечивающие доступ к любым данным и возможность их аналитической обработки с целью принятия бизнес-решений. Помимо прочего, в среде телекома явно возрастает интерес к масштабируемым решениям, предоставляющим интерактивные мультимедийные услуги, например, video-on-demand (видео-по-требованию). В перспективе же, как предсказывают эксперты, наиболее востребованными среди операторов решениями по-прежнему останутся те, которые позволяют интегрировать на первый взгляд не сочетающиеся между собой платформы и технологии.
По данным исследования, проведенного CNews.ru, на текущий момент рынок интеграции в области телекоммуникационных решений нельзя считать насыщенным: Какова степень насыщения рынка интеграции в области телекоммуникационных решений?
Источник: CNews.ru
Прогнозы на ближайшие годы допускают возможность скорого насыщения рынка телекоммуникаций в области предлагаемых интеграторами услуг, однако очевидно, что до тех пор, пока сам рынок будет продолжать развиваться (и следовательно, до тех пор, пока будет существовать конкуренция между операторами связи), сохранится потребность во внедрении инновационных технологий и продуктов. Интеграторы, оценившие теперь по достоинству перспективность рынка, ориентируются на его заполнение, корректируя свое предложение в зависимости от меняющихся потребностей. Таким образом, нет причин утверждать, что в ближайшее время активное взаимодействие телекома и рынка системной интеграции снизит свои темпы. Максим Казак, Мария Попова
Представители ведущих компаний рынка поделились своим видением ситуации на рынке в рамках нашего обзора. Алексей Ананьев: Ошибки западных коллег очевидны российским операторам CNews.ru: Как бы вы оценили общий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры на российских предприятиях? Алексей Ананьев: В целом, как удовлетворительный. Уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры в преломлении к информационным технологиям, как, очевидно, и другие типы инфраструктур, отражают существующий этап развития телекоммуникационных предприятий. Несмотря на то, что все предприятия могут быть консолидированы и сгруппированы по категориям, они, тем не менее, отличаются друг от друга. Мы можем выделить традиционных операторов фиксированной связи, либо предприятия, предоставляющие услуги мобильной связи, и различия между ними в области телекоммуникационной инфраструктуры довольно существенны. В частности, мобильные операторы «продвинулись» значительно дальше, нежели традиционные операторы. Ашот Бакунц: Мы знаем много компаний, в которых простаивает оборудование на миллионы долларов О российском рынке инфраструктурного консалтинга одни говорят, что он «еще только нарождается», другие что он «уже формируется». Какой Вам видится сегодняшняя ситуация? Ашот Бакунц: Этот рынок зародился года два назад и пока не способен к самостоятельному существованию. Сегодня можно говорить о том, что он, действительно, еще только формируется. Можно предположить, что рынок сформируется окончательно лишь тогда, когда IT будут рассматриваться как один из привычных инструментов управления бизнесом. Борис Бобровников: Большим просчетом в проведении тендеров по программе «Электронная Россия» является то, что их проводят две организации МЭРТ и Минсвязи CNews.ru: Отвечая на вопросы CNews.ru полгода назад вы приветствовали запуск программы «Электронная Россия». Как сегодня вы оцениваете результаты тендеров, проведенных государством в рамках этого проекта? Борис Бобровников: Что касается моей оценки самой программы, то здесь я своего мнения не изменил дело это крайне важное и своевременное. Интерес к ИТ-технологиям на самом верху показывает всей стране вектор того, в какую сторону двигаться и дает импульс развития нашей ИТ-отрасли. Что же касается непосредственно работы государственных ветвей власти в этом направлении, то большим просчетом, на мой взгляд, является то, что тендеры по программе «Электронная Россия» проводят две организации Министерство экономического развития и Министерство связи. Я считаю, что если правительство планирует иметь понимание ситуации и единую линию поведения, то должна быть одна головная организация, управляющая этим процессом и единая политика, исходящая из единого центра. А не две, как это происходит сейчас. Аревшад Вартанян: Говорить, что компании традиционной телефонии интересует только биллинг большое заблуждение CNews.ru: Галактика, занимает одно из ведущих мест по числу внедрений систем автоматизации управления в России. Какая часть вашей клиентской базы приходится на компании телекоммуникационной отрасли? Аревшад Вартанян: Корпорация «Галактика» работает с предприятиями связи и телекоммуникаций в течение 5 последних лет, за эти годы накоплен опыт решения управленческих задач, стоящих перед предприятиями отрасли. Среди наших заказчиков в этой отрасли как крупные трансрегиональные компании, так и местные операторы связи: «ЦентрТелеком», «Связьтранснефть», МГТС, НГТС, «Электросвязь Красноярского края», «Тюменьтелеком» и другие. По данным за прошедший год, доходы «Галактики» от телекоммуникационной отрасли составили 41%. Дмитрий Ведев: Телеком-компании больше других заинтересованы в реальных, а не «откатных» IT-проектах CNews.ru: Говоря о рынке услуг интеграции для телекоммуникационных компаний, всех заказчиков сразу делят на две основные группы: молодые альтернативные сотовые операторы и телекомы «старой закалки». Под этим делением, прежде всего, подразумевают инновационность в отношении IT первых и косность вторых. Насколько оправдано такое строгое деление? Неужели нельзя найти примеры грамотной IT-политики в компаниях традиционной телефонии в России? Дмитрий Ведев: Деление на «инновационные» и «консервативные» компании телекоммуникационного сектора было правомерно два-три года назад. «Старые» операторы связи тогда еще занимали достаточно прочные позиции, обладая устойчиво-постоянным пулом клиентов. Отсутствие необходимости вести борьбу за клиента, соответственно, ограничивало сферу использования ИТ. Как правило, интерес в этой области представляли инфраструктурные решения и биллинговые системы. Юрий Гронский: Отсутствие конкуренции среди традиционных операторов связи тормозит внедрение передовых IT-решений в этой сфере CNews.ru: Еще несколько лет назад сфера телекоммуникаций не пользовалась большой популярностью у интеграторов. Ожидали ли в «Стерлинг Групп», что спрос со стороны связистов на услуги интеграции значительно вырастет? Юрий Гронский: Безусловно, ожидали. Интеграционные проекты в отрасли телекоммуникаций мы вели, можно сказать, со времени основания компании с 1992 года. Нашим первым заказчиком была компания «Интертелеком», потом «Ростелеком». Уже в то время мы осознавали, что телекоммуникации это отрасль, очень емкая, с точки зрения применения информационных технологий. К сожалению, практическая жизнь пока не подтверждает наших ожиданий в полной мере отрасль связи пока менее восприимчива к информационным технологиям, чем могла бы. Алексей Кузовкин: Если телеком-компании понимают, что им приносит IT-проект, они действуют активно CNews.ru: Можно ли говорить о том, что современный телекоммуникационный бизнес в России является клиентоориентированным или «наследие прошлого» пока преобладает в целом в отрасли? Алексей Кузовкин: Отрасль развивается очень динамично, оставаясь при этом сильно фрагментированной. Существуют высокодоходные сегменты, где очень высока конкуренция за клиента. Ярким примером может служить область мобильной связи в значительной мере обеспечивающий показатели роста всей отрасли. На этом сегменте вы либо даете достаточное качество сервиса или уходите с рынка. Сергей Малышев: Методология обеспечения информационной безопасности предполагает комплексное решение, включающее продукт, сервис и обучение Корр.: Как вы считаете, насколько руководителями отечественных компаний осознана важность обеспечения безопасности информации (ОБИ) как одного из способов повышения устойчивости бизнеса? Сергей Малышев: События последнего времени подтверждают следующее: как на отечественном, так и на зарубежном рынке интерес к средствам, методам и системам защиты информации присутствует, в первую очередь, из-за универсальности этой проблемы. Вопросы обеспечения безопасности затрагивают деятельность любой организации, обладающей коммерчески ценной информацией. Алексей Сивенцев: Мы рассматриваем автоматизацию как инструмент достижения CNews.ru: В вопросе внедрения IT телекоммуникационные компании России традиционно делят на старых и новых. Первые активны, вторые пассивны. Вы согласны с таким разделением? Насколько восприимчивы к IT традиционные операторы и насколько альтернативные компании? Алексей Сивенцев: Мы не делим операторов на старых и новых, на пассивных, и активных мы их не оцениваем. Каждый оператор имеет свою стратегию, а мы стремимся сделать информационные технологии максимально эффективным и адекватным инструментом, позволяющим ее реализовать. Стратегия оператора может заключаться и в создании и продвижении новых услуг связи, и в повышении эффективности предоставления традиционных услуг. Мы же исходим из бизнес-целей заказчика и планируем автоматизацию, используя в качестве главного критерия достижение этих целей. |