Аревшад Вартанян: Говорить, что компании традиционной телефонии интересует только биллинг большое заблуждение
Стремление к интегрированию проявляется практически во всех сегментах IT-рынка: от поставок интегрированных компьютерных решений, совмещения в мобильном телефоне различных функций до предоставления комплексных услуг. О том, что нового могут предложить российские компании в области интеграции проектов и оказании комплексного сервиса, CNews.ru и изданию «Мир связи. Connect!» рассказывает вице-президент компании «Галактика», Аревшад Вартанян.
CNews.ru: Галактика, занимает одно из ведущих мест по числу внедрений систем автоматизации управления в России. Какая часть вашей клиентской базы приходится на компании телекоммуникационной отрасли?
Аревшад Вартанян: Корпорация «Галактика» работает с предприятиями связи и телекоммуникаций в течение 5 последних лет, за эти годы накоплен опыт решения управленческих задач, стоящих перед предприятиями отрасли. Среди наших заказчиков в этой отрасли как крупные трансрегиональные компании, так и местные операторы связи: «ЦентрТелеком», «Связьтранснефть», МГТС, НГТС, «Электросвязь Красноярского края», «Тюменьтелеком» и другие. По данным за прошедший год, доходы «Галактики» от телекоммуникационной отрасли составили 41%.
CNews.ru: Некоторые эксперты, опрошенные нами, говорят о том, что компании традиционной телефонии интересуют исключительно вопросы автоматизации бухгалтерии и биллинга, а более серьезные технологии не востребованы на этом рынке. Вы согласны с этой точкой зрения? Каков опыт «Галактики» в этом вопросе?
Аревшад Вартанян: Вопросы автоматизации бухгалтерского учета и применения автоматизированных систем расчета с абонентами (их часто называют биллинговыми программами) безусловно, важны для компаний традиционной телефонии. Но говорить, что эти компании заинтересованы в применении IT только лишь на данных направлениях большое заблуждение. Большинство наших заказчиков предприятий отрасли прекрасно понимают, что ограничивать сферу автоматизации только учетными задачами весьма недальновидный подход. Для того, чтобы было что учитывать, нужно сначала заработать!
Более того, наши заказчики телефонные компании выступают с инициативной развития управленческих свойств системы «Галактика». Приведу пример. В сотрудничестве с МГТС мы разработали средства системы «Галактика» для эффективного управления финансами (Финансовый контур системы «Галактика»), а также специальное решение для юридической службы предприятия. Финансовый контур «Галактики» помогает руководителям финансовых служб вести долгосрочное и текущее планирование, а так же оперативно управлять всеми финансовыми потоками и контролировать их. Использование «галактического» решения для юридической службы позволяет анализировать и контролировать состояние претензионно-исковой работы организации. Как результат, создаются необходимые условия для принятия оперативных и обоснованных решений по управлению претензионно-исковой работой.
CNews.ru: Большинство экспертов сходится во мнении, что одним из наиболее востребованных IT-решений в телекоме станут CRM-системы. Как вы оцениваете перспективы CRM в России? Какие решения в этой сфере предлагает «Галакика»?
Аревшад Вартанян: Наиболее востребованными будут решения, нацеленные на повышение эффективности менеджмента комплексные решения, поддерживающие классический управленческий цикл: прогнозирование, планирование, оперативное управление, всесторонний учет и анализ. Сейчас многие наши клиенты начинают внедрять в первую очередь именно управленческие компоненты системы, а затем все остальное. Как составная часть комплексных управленческих технологий, естественно, будут востребованы и CRM-решения.
Развитию CRM-решений мы уделяем большое внимание. Система автоматизации управления предприятием «Галактика» поддерживает стандарт CRM средствами таких функциональных компонент, как Контур «Управление взаимоотношениями с клиентами» (в его состав входят модули «Клиент» и «Рекламные компании») и Контур «Логистика» (модули «Управление договорами», «Управление снабжением», «Управление сбытом», «Складской учет», «Поставщики, получатели»).
Контур «Управление взаимоотношениями с клиентами» предназначен для накопления всесторонней информации о потенциальных и реальных клиентах предприятия, дилерах, партнерах, рекламных фирмах, конкурентах, товарах и проведения маркетингового анализа на основе сформированной базы данных.
Контур «Логистика» обеспечивает детализацию и выполнение планов снабжения и сбыта; управление материальными потоками при взаимодействии с поставщиками и получателями продукции, товаров и услуг; контроль взаиморасчетов с поставщиками и получателями.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы спроса на IT-решения со стороны связистов в будущем году?
Аревшад Вартанян: Положительно. Сегодня в отрасли связи и телекоммуникации используется более 4000 рабочих мест системы «Галактика». Мы планируем, что в следующем 2003 году это количество будет существенно увеличено.
Connect!: Аревшад Апетович, не могли бы вы ввести наших читателей в курс дела относительно предоставляемых корпорацией услуг?
Аревшад Вартанян: К счастью или к сожалению, рынок изменился, и требования заказчика к поставщикам IT-технологий тоже изменились. Раньше поставщики ограничивались в основном разработкой программного обеспечения (ПО). В лучшем случае, предоставляли услуги по поддержке эксплуатации ПО и поставке техники, могли также оказывать консультации по этим направлениям. Потом возникла необходимость в ряде консалтинговых услуг, в частности внедрение системы, создание проекта автоматизации, создание проекта сетей и т. д. Сегодня на рынке все чаще возникает потребность в том, чтобы решение было комплексным, т. е. созданным «под ключ», причем не только для конкретной управленческой задачи, но и для построения системы управления компанией в целом.
Такое решение включает в себя целую группу задач: формулировка миссии и стратегии компании, консалтинг (направленный на совершенствование структуры управления предприятием в целом), бизнес-образование (подготовка специалистов предприятия в рамках определенных требований) и т. д. Далее следуют вопросы создания проекта автоматизации, поставки ПО, внедрения системы. Это уже следствие нужно автоматизировать все основные бизнес-процессы. Без обработки и анализа информации, без моделирования возможных ситуаций в развитии бизнеса эффективно работать на рынке нельзя.
В процессе работы с заказчиками возникает проблема интеграции наших решений с программными продуктами сторонних разработчиков. Сейчас сложно найти поставщика продукции, который абсолютно все делает сам. Например, нет ни одного производителя автомобилей, который самостоятельно делает все детали и комплектующие (запчасти, масла, «железки» и т. д.) Поэтому роль интегратора решений очень важна. Если говорить о нашей отрасли, то здесь нужно не просто соединить различные продукты, а построить единую интегрированную систему. Задача заключается в том, чтобы определить лучшее в каждой системе и использовать это «лучшее» при построении единого информационного пространства предприятия. Ведь для заказчика главное построение системы управления, а из каких «кирпичиков» она будет создана, уже второй вопрос. Важно, чтобы «кирпичики» были надежными, качественными, чтобы поддержку и сопровождение оказывала сильная компания. Это позволяет сводить возможность возникновения форс-мажорных ситуаций к ничтожно малому проценту.
Connect!: В чем заключается смысл комплексных услуг понятно. А что входит в пакет услуг, предлагаемых вашей компанией?
Аревшад Вартанян: У нас есть два пакета услуг: «Стандартный» и «Нестандартный» В «Стандартный» входит программное обеспечение с базовыми модулями системы «Галактика»; пакет специальных курсов по обучению работе с системой (опытные преподаватели могут проводить занятия как на территории заказчика, так и в специальных учебных центрах, причем подготовка ведется по нескольким группам специальностей); техническая поддержка эксплуатации системы, консультационные услуги на уровне вопросов-ответов.
Connect!: А «Нестандартный» пакет?
Аревшад Вартанян: Он ориентирован на крупных или средних клиентов, где заказчик ставит цель построить систему управления предприятиями или корпорацией, либо в целом, либо каждой структурой отдельно. Он включает «Стандартный» пакет и дополнительные услуги. При работе с такими клиентами часто возникают проблемы интеграции с другими решениями, развития ПО с учетом специфики предприятия.. Здесь решается более широкий спектр задач. В рамках данного пакета услуг возможен глобальный консалтинг, включая реинжиниринг бизнес-процессов. В обучающий пакет входит «Бизнес-образование», т. е. мы подключаем к этой работе ведущие вузы страны, в частности Академию народного хозяйства, Московский авиационный институт и другие, в зависимости от профиля предприятия. У нас уже накоплен опыт в этой области. В данный пакет входит также построение специального решения для топ-менеджеров предприятия информационной системы руководителя. Мы оказываем помощь заказчикам и в развитии бизнеса, построении и реализации инвестиционных проектов. У нас достаточно большая партнерская «ветка», серьезная клиентская база (около 5 тыс. предприятий из разных отраслей являются нашими клиентами). Мы могли бы стать своего рода «связующим звеном» между нашими заказчиками и партнерами.
Connect!: То есть ваша компания хочет взять на себя функцию посредника между исполнителями и заказчиком, сократив для него таким образом цепь услуг аутсорсинга, за счет использования собственной БД, соглашенйя с другими организациями и т. д.?
Аревшад Вартанян: Наверное, слово «посредник» здесь не совсем точно определяет нашу роль. Дело в том, что когда мы работаем с крупными клиентами, то достаточно глубоко вникаем в проблемы предприятия, его управленческую структуру, стараемся разобраться в том, что это предприятие умеет делать и делает на своем сегменте рынка. Думаю, нашу миссию можно сформулировать как интегратор решения. Не только с точки зрения автоматизации, но и бизнеса вообще.
Connect!: На сегодняшний день есть клиенты, воспользовавшиеся вашим предложением по оказанию комплексных услуг?
Аревшад Вартанян: Естественно. Например, мы ведем проекты по бизнес-образованию с крупнейшими российскими предприятиями МГТС и «Центр-Телеком». Совместно с Академией народного хозяйства проводим обучение финансово-экономических служб и служб верхнего звена управления, в частности, занимаемся обучением управления персоналом. Ряду предприятий оказываем услуги в области маркетинга.
Connect!: Есть ли какие-то расчеты по эффективности оказания интегрированных услуг?
Аревшад Вартанян: Я скажу только одну вещь. Мы традиционно создавались как компания производитель ПО. Но сегодня в структуре доходов этот вид деятельности (прямая продажа ПО) составляет меньше 25?30% (от месяца к месяцу меняется). То есть до 70% прибыли и выше мы получаем именно на услугах. Нам уже трудно представить свой бизнес без этого. Если продолжить аналогию между ПО и «строительными материалами», то просто «кирпичи» неинтересны заказчик требует готовое здание.
Connect!: Как давно вы стали предлагать комплексные услуги по интеграции решений?
Аревшад Вартанян: Решения для корпоративных заказчиков мы начали делать с 1995 года. Это были первые проекты комплексной автоматизации управления предприятием, где полностью охвачены все основные сферы деятельности предприятия средствами одного программного продукта системы «Галактика». Функционал системы постепенно наращивался, развивался. Что касается услуг, то сначала мы занимались поддержкой эксплуатации системы, обучением пользователей, затем возникли структуры ПНР (пусконаладочных работ) и консалтинга, а потом уже появились идеи интеграции с другими решениями, в том числе в области бизнес-образования. Все основные услуги, которые я назвал, имеют не менее чем двухлетнюю историю, а некоторые из них мы оказываем уже более 7 лет.
Connect!: А с какой точки зрения уже можно говорить об экономической выгоде для ваших клиентов?
Аревшад Вартанян: Я не знаю людей, которые легко расстаются с деньгами. Оплата за услуги, которые мы оказываем клиенту, это инвестиции клиента в свой бизнес. Как правило, речь идет о десятках и сотнях тысяч долларов вложений. Естественно, если бы это было невыгодно нашим клиентам, никто с нами не имел бы дела.
Connect!: А если бы, например, компания работала по поставке ПО с вами, системным интегратором была бы другая организация, услуги консалтинга оказывала третья, а маркетинговые четвертая?
Аревшад Вартанян: Услуги вместе с нами продвигают, как минимум, более 200 наших партнеров. И очень часто в регионах происходит именно так , как Вы говорите. Кроме того, в структуре многих наших крупных клиентов есть достаточно ресурсов, грамотных специалистов, возможностей, чтобы самим организовывать этот процесс. Они, что называется, «дом строят своими руками». Многие из таких заказчиков прибегают к помощи наших региональных партнеров.
Connect!»: Можно ли уже сейчас оценить соотношение цен на услуги аутсорсинга для организации-заказчика, если она работает напрямую с их поставщиками и при получении комплексной услуги? Что в конечном итоге выгоднее для фирмы: получить решение «под ключ» или действовать, как говорится, на свой страх и риск?
Аревшад Вартанян: Все определяется соотношением цена-качество, а также партнерами, которых вы выбираете, и задачами, которые вы перед собой ставите. Дать однозначную рекомендацию нельзя. Если компания продвинута настолько, что уже определила свою миссию, стратегию, цель, структуру, естественно, ей надо просто выбрать грамотного поставщика ПО и попытаться внедрить эту систему в хорошо отрекомендовавшую себя структуру управления. Тогда мы играем «вторую» роль: выстраиваем систему автоматизации управления предприятием, автоматизируем бизнес-процессы, оказываем услуги ПНР, обучаем персонал, устанавливаем и настраиваем нашу систему с учетом специфики предприятия.
А на предприятиях, где все начинается «с нуля», или плохо идут дела, или у руководства есть желание усилить свои позиции на рынке, возможны крупные комплексные интегрированные проекты. В этом случае очень важен вопрос доверия: руководству такого предприятия надо решиться практически на «революцию» внутри своего «дома», впустить в него сторонних специалистов. И многие уже готовы к этому. Они нам верят, как квалифицированному лечащему врачу. Потому что, в отличие от методов «домашнего лечения», опыт профессионала более значим. Когда мы говорим о реинжиниринге бизнес-процессов, изменении структуры управления предприятия, то руководители имеют опыт только внутри своей компании. А у нашей корпорации обширный опыт работы с сотнями крупных предприятий, есть возможность консолидации знаний, успешных проектов.
И второе мы имеем апробированные технологии ведения подобных работ. Нельзя думать, что консалтинг, внедрение или запуск системы это простой вопрос. В какой последовательности, с каких структур начинать, какие этапы определить? Любая работа, хотим мы этого или нет, содержит несколько важнейших элементов. Первый исследование ситуации, постановка задачи. Второй создание проекта. Третий план-график работы по реализации проекта. Далее должен быть пилотный проект, чтобы посмотреть систему в опытной эксплуатации. А потом уже подготовка тиражного решения.
На каждом этапе существует своя технология. Скажем, для того чтобы человек научился водить автомобиль, недостаточно его иметь и недостаточно взять книжку, прочесть правила и инструкции по вождению. Существуют инструкторы и преподаватели, которые обучают, как им пользоваться. Есть специальные службы, которые занимаются ремонтом автомобиля, и т. д. Поэтому на вопрос: можно ли самому научиться водить и ремонтировать автомобиль, ответим: можно. Но это отнимет гораздо больше времени и, самое главное, средств. Во всем мире (и это нормально при рыночной экономике) предприниматели занимаются и развивают тот бизнес, на котором действительно зарабатывают деньги. Например, не надо иметь штат поваров, если вы кормите только своих сотрудников: можно привлекать специализированные фирмы, они вам будут готовить. Необязательно иметь собственное охранное предприятие: можно нанимать другую организацию. Необязательно иметь лабораторию по диагностике того или иного оборудования, если оно может выйти из строя только раз в несколько лет: можно оплачивать сервисную поддержку. Вопросы делегирования направлений деятельности другим- важнейший момент. Многие участники рынка идут по этому пути, «Галактика» в том числе. Мы стараемся интегрировать решения, привлекать опытных партнеров, развивать с ними связи, поддерживать решения это нормально.
Connect!: Можете ли вы оценить коэффициент лояльности клиентов, воспользовавшихся этим предложением, т. е. каков процент клиентов, обращающихся к вам повторно, потому что такой сервис их устраивает?
Аревшад Вартанян: Доверие важнейший элемент в бизнесе вообще. По данным аналитической компании IDC, «Галактика» на протяжении ряда лет занимает первое место среди российских поставщиков интегрированных управленческих систем. Основные финансовые показатели нашей компании возрастают ежегодно на 20-25%. Это свидетельствует не только о динамике развития «Галактики», но и о возрастающем доверии клиентов.
Connect!: В последнее время проявилась тенденция предоставлять именно комплекс услуг. Какие фирмы составляют вам конкуренцию в этой сфере? Что может привлечь клиента использовать именно ваше предложение?
Аревшад Вартанян: Изучение рынка важнейшая задача любой компании. Естественно, мы уделяем этому вопросу много внимания. У нас есть аналитическая служба, которая изучает все лучшее, что есть в отечественных и западных компаниях, у наших конкурентов. Недооценка даже маленького конкурента, имеющего лишь небольшой сегмент рынка, может иметь пагубные последствия. Мне нравится стратегия «атака самих себя». Если вы хотите достичь того, что есть у конкурентов, то вы повторите и чуть-чуть улучшите то, что сделано у них. А самых больших успехов люди достигают, когда атакуют свои результаты и стараются сделать что-то новое. Мне нравится все то, что называется «нулевым приближением», когда создаются новые эффекты, новые вещи практически «с нуля». Да, это сложно. Во-первых, многое в нашей отрасли уже сделано. Во-вторых, что бы вы сегодня ни придумали, завтра станет достоянием общества. То, на что вы потратили годы, ваши конкуренты освоят в 5-10 раз быстрее. С точки зрения «атаки самого себя», меня очень привлекает идеология продвижения, маркетинга. Тем более что «Галактике» есть что «атаковать».
Connect!: То есть развитие вашей компании идет ускоренными темпами?
Аревшад Вартанян: Судите сами. В среднем по отрасли темпы развития составляют примерно 15% в год, у нас этот показатель последние несколько лет превышает 25%.
Connect!: В заключение о ваших планах в области предоставления услуг по интеграции решений
Аревшад Вартанян: Подобные услуги сегодня востребованы. Сейчас мы перешли к этапу, когда вложенный рубль приносит 20% рентабельности. В настоящее время осталось совсем немногоотраслей, где можно ожидать многократного возрастания прибыли. Но даже когда речь идет о десятках процентов, без точного расчета, без анализа и моделирования ситуации, без оперативной информации, без определения миссии и т. д. обойтись нельзя! Это требует отлаженного механизма работы компании как единого целого, подготовки персонала с корпоративным мышлением. На интуиции, без знаний далеко не уедешь Управление сложнейшая наука, требующая к себе огромного внимания.
И последнее, о чем я хотел бы сказать. В последнее время определилась тенденция, что в ближайшие десятилетия предприятия будут вкладывать ресурсы в следующие отрасли:
связь и телекоммуникации;
современные информационные технологии;
образование сотрудников.
Думаю, мы стремительно приближаемся к информационному сообществу.