|
Борис Бобровников: Большим просчетом в проведении тендеров по программе «Электронная Россия» является то, что их проводят две организации МЭРТ и Минсвязи CNews.ru: Отвечая на вопросы CNews.ru полгода назад вы приветствовали запуск программы «Электронная Россия». Как сегодня вы оцениваете результаты тендеров, проведенных государством в рамках этого проекта? Борис Бобровников: Что касается моей оценки самой программы, то здесь я своего мнения не изменил дело это крайне важное и своевременное. Интерес к ИТ-технологиям на самом верху показывает всей стране вектор того, в какую сторону двигаться и дает импульс развития нашей ИТ-отрасли. Что же касается непосредственно работы государственных ветвей власти в этом направлении, то большим просчетом, на мой взгляд, является то, что тендеры по программе «Электронная Россия» проводят две организации Министерство экономического развития и Министерство связи. Я считаю, что если правительство планирует иметь понимание ситуации и единую линию поведения, то должна быть одна головная организация, управляющая этим процессом и единая политика, исходящая из единого центра. А не две, как это происходит сейчас. К тому же не всегда понятно, чем руководствуются те или иные ведомства при выработке тех или иных параметров отдельных тендеров. Вот, например по одному из тендеров были выбраны тяжелые RISC-серверы. И выбраны они были до того, как было решено, какие программные приложения будут на них функционировать. А ведь именно на эту технику возлагается задача обеспечения слаженного функционирования используемых в программе «Электронная Россия» программ. Очевидно, что программы, разработанные различными организациями и используемые разными госструктурами, будут разнородны. Для работы с ними нужны соответствующие операционные среды, СУБД и инфраструктура. Ограничиваясь же определенными RISC-серверами, значительная часть приложений может оказаться неработоспособной. Либо придется использовать более дорогие приложения и СУБД. Очевидно, что требования к производительности серверов, их техническим характеристикам должны вытекать из требований приложений, а не наоборот. Непродуманность такого подхода очевидна. CNews.ru: Большая часть телекоммуникационных систем в российском бизнесе построена на основе оборудования иностранных поставщиков. Многие из этих компаний сегодня находятся на грани банкротства. Существует ли риск того, что российские клиенты, «завязанные» на их решения, понесут определенные убытки в связи с возможной необходимостью перехода к использованию оборудования других вендоров? Борис Бобровников: Не очень понимаю, кого вы имели в виду, говоря о банкротстве. Но в любом случае, считаю более правильным изначально ориентироваться на более устойчивых производителей. Это и обезопасит от ненужных рисков, и обеспечит преемственность линеек оборудования по мере старения тех моделей, которые лежат в основе действующей системы. Потом, существуют же стандарты, их никто не отменял… Если же рассматривать такую гипотетическую проблему как банкротство того или иного производителя, то, наверное, это может быть определенной проблемой, особенно если рассматривать магистральные сети. Для небольших же организаций это вряд ли будет критично большинство телекоммуникационного оборудования может совершенно спокойно работать годами без вмешательства человека. Некоторые проблемы могут возникнуть на стадии модернизации, но большинство крупных производителей, скажем Cisco имеют специальные программы апгрейда, и всегда можно этим воспользоваться. Хотя, как правило, банкротство если и происходит фирму кто-либо покупает, и линейка оборудования не прекращается. CNews.ru: Продолжая тему издержек. Наше издание провело исследование среди компаний, работающих на рынке интеграции в сфере телекоммуникаций. На вопрос «Какие виды работ наиболее затратны в проектах этого класса?» мы получили прямо противоположные ответы. Какая часть работ наиболее трудоемка и на что заказчику необходимо обратить больше внимания? Борис Бобровников: Самым затратным видом работ для нас является техническая поддержка реализованных решений. Прежде всего, сам спектр работ весьма впечатляет это и диагностика, и собственно внедрение, и управление информационной инфраструктурой, вплоть до ИТ-аутсорсинга. По каждому из наших направлений круглосуточно работает «горячая линия», к нам в любой момент можно обратиться за информацией по электронной почте, скажем в автоматизированную техническую службу. И соответствующая помощь будет оказана. Именно стоимость и качество поддержки в конечном итоге влияет на совокупную стоимость владения системы. CNews.ru: Отдельно хотелось бы поговорить о новых технологиях. Какие новшества, по вашим оценкам, будут реально востребованы на рынке России в ближайшие год-два? Борис Бобровников: Однозначно пакетная (IP)-телефония. В ближайшие года два будут падать цены, как на сами аппараты, так и на IP-решения. А поскольку в этой технологии, прежде всего, востребована ее интеллектуальная составляющая, то, думаю, именно на ней и будут сконцентрированы основные усилия производителей в ближайшие годы. Вполне возможны изменения в магистральных сетях, для поддержи IP-телефонии, внедрения технологии DBT (сейчас усиленно продвигаемой Cisco). CNews.ru: На сегодня вы реализовали несколько проектов по внедрению систем IP-телефонии. Большинство внедрений приходится на банки. У банков наибольшая потребность в этом виде услуг? С чем это связано в первую очередь? Почему именно банки, а не нефтяники, газовики, металлурги? Борис Бобровников: Ну, это не правильно говорить, что технология востребована исключительно банками. И у металлургов, и у нефтяников она также востребована. В этих отраслях уже давно строятся мультисервисные сети, которые легко становятся платформой для внедрения IP-телефонии. Думаю, вслед за понижением цен, количество проектов с использованием IP-телефонии значительно возрастет. Но процесс внедрения любой новой технологии не бывает быстрым, ведь отказаться от уже сделанных инвестиций в развитие информационной инфраструктуры невозможно. Будет происходить постепенное вытеснение IP-телефонией традиционной технологии. Уже происходит. Что касается банков, то, действительно, среди наших заказчиков первыми на передовую технологию откликнулись представители именно этого рыночного сегмента. В какой-то степени это связано с большими финансовыми возможностями и не очень большим количеством рабочих мест в офисе. Кроме того, у банков обслуживание клиентов бизнес-процесс, который внедрен в саму банковскую технологию и уже зачастую не может обойтись без IT-инструментов. Так же как и операторы мобильной связи и их билинговые центры. Те дополнительные конкурентные преимущества, которые дает IP-технология этим отраслям, крайне существенны. Организации, работа которых строится на массовом взаимодействии с заказчиками (банки, операторы сотовой связи, страховые компании, коммерческие структуры и т.д.), получают при внедрении IP-телефонии максимум конкурентных преимуществ в виде оперативности и дополнительных информационных возможностей они есть и будут ее основными потребителями. IP-телефония дает крайне удобный инструмент общения с оператором. При этом, оператор имеет все данные о том, какую информацию искал посетитель сайта, какие страницы он просматривал, историю предыдущих взаимодействий и т.д. Таким образом, выстраивается универсальное взаимодействие, независимое от вида связи (факс, телефон, e-mail), которое очень легко и изящно стыкуется с CRM-системами, другими системами взаимодействиями с клиентами, информационными системами. CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы инвестиций отечественных предприятий в собственную телекоммуникационную инфраструктуру и новые IT-технологии? Насколько благоприятна экономическая конъюнктура сегодня в России? Борис Бобровников: Перспективы хорошие и это связано с тем, что всякая растущая компания (а в России сегодня есть целый ряд растущих отраслей) в определенный период развития начинает предъявлять определенные требования к системам информационного обеспечения бизнеса. Большинство наших заказчиков территориально-распределенные компании, с филиальными сетями по всей стране. Для них критически важно для ведения бизнеса наличие развитой телекоммуникационной инфраструктуры, использование передовых IT?технологий вообще. К тому же рост числа проектов внедрения ERP-систем показывает, что наш рынок достигает определенного уровня и начинает уделять огромное внимание вопросам учета и планирования. Эти задачи невозможно эффективно решить без оперативной информации, а задачу эффективной передачи данных как раз и решает телекоммуникационная инфрастуктура. CNews.ru: Спасибо. |