Алексей Сивенцев: Мы рассматриваем автоматизацию как инструмент достижения бизнес-целей заказчика
На вопросы CNews.ru ответил Алексей Сивенцев, Зам.
Генерального директора по развитию компании «Микротест».
CNews.ru: В вопросе внедрения IT телекоммуникационные компании России традиционно делят на старых и новых. Первые активны, вторые пассивны. Вы согласны с таким разделением? Насколько восприимчивы к IT традиционные операторы и насколько альтернативные компании?
Алексей Сивенцев: Мы не делим операторов на старых и новых, на пассивных, и активных мы их не оцениваем. Каждый оператор имеет свою стратегию, а мы стремимся сделать информационные технологии максимально эффективным и адекватным инструментом, позволяющим ее реализовать. Стратегия оператора может заключаться и в создании и продвижении новых услуг связи, и в повышении эффективности предоставления традиционных услуг. Мы же исходим из бизнес-целей заказчика и планируем автоматизацию, используя в качестве главного критерия достижение этих целей.
Нельзя назвать операторов пассивными только потому, что они не ведут активной крупномасштабной автоматизации. Возможно, они просто правильно осознают сложность сегодняшней ситуации, которая заключается в том, что у нас заканчивается период интенсивного строительства сетей и другой инфраструктуры информатизации, и настало время делать системы верхнего уровня и начинать получать результаты. А это гораздо сложнее.
CNews.ru: Позиция «Микротест» в этом вопросе понятна. Каково отношение к ИТ стороны телеком-рынка?
Алексей Сивенцев: Принципиально важно начинать автоматизацию с формулировки бизнес-целей и бизнес-задач, которые будут поэтапно решаться с помощью информационных технологий. Удивительно, но на практике такой подход используется крайне редко.
Это связано с тем, что хорошее определение и понимание целей и задач автоматизации (а также и целей и задач организации) оказывается одним из наиболее сложных этапов работы. И еще есть специфика российских предприятий, которые часто имеют ясного понимания своих целей и путей их достижения.
Отсюда возникает широко распространенная ошибка автоматизация «от продукта». В этом случае и заказчик, и исполнитель фактически подменяют сложную для обоих задачу правильной постановки бизнес-целей автоматизации и их последующего достижения гораздо более понятной задачей выбора и внедрения «правильного» продукта.
Это сразу же позволяет найти общий язык и существенно упрощает жизнь. Разговор переходит в ясную область формального сравнения альтернативных продуктов: их функциональности, стоимости, производительности, надежности и так далее. Результат же внедрения выбранного продукта также формально оценивается через количество установленных рабочих мест, внедренных модулей, отчетов, экранных форм и т. д.
Этот подход в некоторых случаях может привести к успеху если по каким-то причинам продукт и метод его внедрения оказались соответствующими бизнес-целям организации в течение срока, достаточного для внедрения и окупаемости продукта. Однако всерьез рассчитывать на такую счастливую случайность нельзя.
И вполне вероятно, что некоторые «пассивные» в вопросах ИТ операторы просто понимают, что предлагаемые на рынке решения неприемлемы, и ждут развития ситуации.
Мы применяем в своих проектах подход к автоматизации, исходящий из бизнес-целей организации и предусматривающий явное планирование положительных эффектов и их контролируемое поэтапное достижение через внедрение и использование информационных технологий в сочетании с анализом и обеспечением информационной безопасности создаваемых систем.
В этом случае автоматизация становится не самоцелью, а инструментом бизнеса заказчика.
CNews.ru: В то же время на рынке бытовало мнение, что внедрение передовой системы автоматизации управления ресурсами предприятия автоматически влечет за собой позитивный вклад в реорганизацию предприятия, подстройку под западные методы управления и пр. Якобы происходит совершенствование бизнес-процессов.
Алексей Сивенцев: Я в этом тезисе вижу значительную долю маркетинга. Да, в продукт заложен какой-то practice, и вероятно, в тех условиях, когда этот practice закладывался (как правило, много лет назад и в другой стране) возможно, там он был лучшим. В то же время нужно помнить, что есть разработчики продукта и есть продавцы, которые его продают как отчужденный. Естественно, что продавцы должны продавать и эту продажу надо обосновывать. Но если учесть, что все российские успешные компании нестандартны и процессы сложились у каждой организации свои, то привнесение иностранной практики нескольких лет давности оказывается невозможным. Есть примеры отказов организаций от уже внедренных ERP-систем.
Наша задача владеть технологиями и уметь понять задачи заказчика. Безусловно, все проекты разные. Все зависит от стратегии заказчика. Идеальная ситуация найти те 20%, автоматизации, которые дадут 80% положительного эффекта. Это наша задача.
CNews.ru: Можно ли говорить о том, что на рынке интеграции в сфере телекоммуникаций создана честная конкурентная среда? Удалось ли здесь изжить такое понятие как «придворные» компании или эта на лечение этой болезни в России еще нужно время?
Алексей Сивенцев: Честная конкурентная среда сложилась. Настолько же честная, как и везде. Что касается «придворных» компаний, то действительно, они есть. На самом деле «придворные» компании есть двух типов. Первый распространенный тип компания, так или иначе принадлежащая оператору. Очевидно, что в этом случае оператор имеет дело со своей компанией и приоритетно к ней относится. И есть второй тип это компании, которые заслужили доверие заказчика и оправдывают его. Компании первого типа легко отличить от вторых. У первых нет других клиентов и во многих случаях они ограничиваются лишь поставками.
CNews.ru: Большинство проектов в сфере телекоммуникаций в России создается сегодня на основе импортного оборудования. Это приводит к нескольким проблемам, основная из которых безопасность. Насколько велики недостатки работы исключительно с иностранными поставщиками?
Алексей Сивенцев: Это действительно проблема национального масштаба. Если у страны нет своей технологии и своего оборудования, то под вопрос встает ее независимость как государства. Мы эту проблему видим и понимаем. Обязаны ее решать и решаем всеми усилиями на нашем конкретном месте. Мы используем импортное оборудование там и тогда, когда это оправдано и эффективно. Но мы видим и стратегическую цель развития отечественных технологий и оборудования. Там, где это эффективно, мы используем отечественное оборудование. Там, где мы используем импортное оборудование, мы решаем вопросы безопасности. Мы имеем сертификационную лабораторию, экспертов, соответствующие лицензии ФАПСИ и Гостехкомиссии и значительный опыт работы. Мы уже проделали очень большой объем работ по спецпроверкам, специсследованиям и сертификации импортного оборудования.
В то же время мы ведем свои разработки, в частности, в области информационной безопасности. В качестве примера можно привести линейку наших продуктов «Щит».
CNews.ru: В данном случае существует еще одна проблема: многие крупные поставщики телекоммуникационного оборудования сегодня находятся в плачевном финансовом состоянии. Имеет ли смысл принимать в расчет риск их банкротства?
Алексей Сивенцев: Риск, безусловно, есть и мы его учитываем и учитывали всегда. Вот результат наши поставщики находятся в прекрасном финансовом состоянии.
Мы всегда не только учитываем этот риск, но работаем с лидерами рынка.
Более того, мы выбираем не только сегодняшних лидеров, но тех, кто будет победителем завтра и послезавтра. Этим мы обеспечиваем техническое лидерство и стабильность на годы вперед. Основное наше решение проблемы работа с завтрашними лидерами.
CNews.ru: Какова степень участия «Микротеста» в построении магистральной сети Транстелекома?
Алексей Сивенцев: Мы рассказываем только о тех проектах, о которых уполномочил говорить заказчик, и о некоторых проектах не рассказываем вообще. Мы работаем, проект движется.