Юрий Гронский: Отсутствие конкуренции среди традиционных операторов связи тормозит внедрение передовых IT-решений в этой сфере
На вопросы корреспондента CNews.ru ответил Юрий Гронский, заместитель технического директора компании Sterling Group. В ходе беседы удалось выяснить точку зрения эксперта на преграды, мешающие развитию IT в телекоммуникационной отрасли.
CNews.ru: Еще несколько лет назад сфера телекоммуникаций не пользовалась большой популярностью у интеграторов. Ожидали ли в «Стерлинг Групп», что спрос со стороны связистов на услуги интеграции значительно вырастет?
Юрий Гронский: Безусловно, ожидали. Интеграционные проекты в отрасли телекоммуникаций мы вели, можно сказать, со времени основания компании с 1992 года. Нашим первым заказчиком была компания «Интертелеком», потом «Ростелеком». Уже в то время мы осознавали, что телекоммуникации это отрасль, очень емкая, с точки зрения применения информационных технологий. К сожалению, практическая жизнь пока не подтверждает наших ожиданий в полной мере отрасль связи пока менее восприимчива к информационным технологиям, чем могла бы.
CNews.ru: И все же, насколько существенно увеличился спрос? Какую долю связисты сейчас занимают в вашем бизнесе?
Юрий Гронский: Доля заказчиков из сферы телекоммуникаций составила в 2001 году около 10% от общего объема нашего бизнеса. Развитие рынка услуг интеграции в отрасли связи в течение последних лет очень заметно, как с точки зрения стоимости проектов, так и с точки зрения специфических требований заказчиков. Потенциально рынок телекоммуникаций это проекты в масштабах страны. Правда, пока объем наших договорных отношений с традиционными операторами связи незначителен такова нынешняя ситуация на рынке, не позволяющая операторам вкладывать существенные средства в развитие своей информационной инфраструктуры. Мы вместе со всем рынком рассчитываем, что в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону. Пока же мы активно работаем с операторами сетей сотовой связи, а также альтернативными поставщиками услуг.
CNews.ru: С решения каких задач обычно начинают свою информатизацию связисты? Какие задачи массово решают сегодня, а какие будут решать в будущем?
Юрий Гронский: Историю развития запросов связистов в сфере IT можно проследить на опыте нашей компании: все начиналось с простых поставок вычислительной техники и прокладки локальных сетей. Затем появились задачи, связанные с внедрением автоматизированных систем расчетов, биллинговых систем. Три-четыре года назад возник интерес к корпоративным информационным системам, ERP-системам. Тогда компания «Стерлинг Груп» одной из первых предложила операторам связи услуги внедрения ERP-систем, а первым нашим заказчиком в отрасли связи стала компания «Воронежсвязьинформ». Пик интереса к ERP-cистемам, как мне кажется, еще не достигнут.
CNews.ru: Если говорить о первичной насыщенности отрасли телекоммуникаций IT-решениями, то на какой стадии сейчас находится рынок России?
Юрий Гронский: Рынок далеко не насыщен. Развиваются традиционные операторы, развиваются операторы мобильных сетей, соответственно, развивается и рынок услуг интеграции для этого сектора. По мере глобализации бизнеса операторов встает вопрос объединения в единую корпоративную сеть всех удаленных структурных подразделений. Внедрение операторами, в первую очередь сотовыми, новых услуг требует новых решений в области ИТ. Значит новое оборудование, новые технологии, новые задачи интеграторам.
CNews.ru: А если говорить о технологиях будущего?
Юрий Гронский: Если говорить об IT для отрасли связи, то мне кажется, что в ближайшие пять-семь лет революции ожидать не стоит. Да, ERP-системы сегодня внедряются. Правда, я не уверен, что все операторы понимают, зачем им это нужно. В массовом сознании операторов связи понятие автоматизации является синонимом биллинговой системы, и не более того.
Эту ситуацию можно объяснить, в частности, тем, что задача повышения эффективности управления компанией сегодня не стоит остро перед большинством телекоммуникационных компаний в России. Деятельность «Связьинвеста», скажем, жестко регулируется Министерством по антимонопольной политике. Многие операторы, не успевшие рассчитаться по кредитам до кризиса 1998 г., оказались в долговой яме и только только сегодня эти кредиты начинают отдавать. Их деятельность сейчас сосредоточена на технических задачах поддержания работоспособности этих сетей. Речи о борьбе за клиента и повышении эффективности бизнеса пока не идет.
CNews.ru: Основная причина отсутствие конкуренции. Так?
Юрий Гронский: Да, отсутствие конкуренции и, как следствие, отсутствие предложения услуг. Мы, как компания потребитель услуг связи, также от этого страдаем. Дело в том, что у Sterling Group очень разветвленная корпоративная сеть, объединяющая несколько филиалов. Наша единая информационная Интернет-среда позволяет проводить всю обработку информации в рамках виртуальной частной сети. Следующим этапом в наших планах значилось столь же глобальное использование единой телефонной сети России. Суть процесса такова: любой сотрудник например, я, со своего рабочего стола может звонить по внутреннему номеру любому абоненту компании, хоть в Нижевартовске. Для сотрудников очень удобными оказались многие дополнительные возможности переадресация входящих звонков в рамках глобальной телефонной корпоративной сети , подключение телефонных справочников, что стало возможным после интеграции ряда служебных модулей IP-телефонии и корпоративной системы SAP R/3.
Изначально мы планировали делать систему на базе IP-телефонии, по тем же каналам, что и Интернет. Но в процессе реализации было выявлено несоответствие предоставляемых услуг нашим требованиям по качеству. Все-таки проект наш масштабный, можно сказать трансевропейско-азиатский. Как альтернатива IP-телефонии возник вопрос о наличии операторов, которые присутствуют в необходимых нам городах. Но тут начинаются вопросы <последней мили>. Выход, конечно, был найден. Мы решили все-таки идти по пути подключения филиалов посредством корпоративной IP-телефонной связи, пусть даже с небольшими потерями по качеству. На данный момент в единое телефонное пространство включены три офиса (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж), планируем подключить остальные. Первый опыт эксплуатации показал, что на одном из направлений расходы на междугороднюю связь сократились в 16 раз. Это показатель по одному месяцу эксплуатации, может быть статистика покажет другое, но факт налицо.
CNews.ru: Региональные традиционные операторы проводят тендеры. Насколько они честны? Есть ли в них практический смысл?
Юрий Гронский: Тендерами в прямом понимании этого слова данные акции назвать сложно. Обычно они являются просто внутренними конкурсами с невнятно сформулированными техническими заданиями и неформализованными процедурами подведения итогов. В лучшем случае предложат спецификацию оборудования. Главным критерием выбора поставщика остается цена. Встречаются, конечно, и приятные исключения, например, внутренний конкурс с целью выбора подрядчика на внедрение SAP R/3 в «Воронежсвязьинформе» был организован очень грамотно.
CNews.ru: То есть первые прецеденты проведения грамотных тендеров в регионах появляются, но они крайне редки?
Юрий Гронский: Да, появляются, но не являются системой. Если говорить о региональных предприятиях ОАО «Связьинвест», то вопрос правильного проведения тендеров упирается в массу сложностей организационного характера. Они до сих пор вынуждены действовать в рамках очень сложной системы принятия решений. Часто у региональных операторов нет прав подписания договоров и распоряжения финансами, а IT-проекты утверждаются в Москве. Часто регионы сами по себе готовы к внедрению передовых информационных решений, но не могут преодолеть стену лишних проблем.
CNews.ru: Готовы ли в Sterling group рассмотреть возможность использования отечественного телекоммуникационного оборудования? Известно, что некоторые группы систем, производимых в России, могут быть использовать сегодня вполне эффективно. Другой вопрос в том, что уровень маркетинга в российских компаниях часто несопоставимо ниже уровня западных поставщиков.
Юрий Гронский: Это даже вопрос не столько маркетинга, сколько наличия оборудования такого класса, которое мы предлагаем в наших решениях. Если действительно появится достойное отечественное решение, естественно, мы будем его применять. В данном случае я говорю именно об оборудовании, а не прикладном программном обеспечении, которое используется активно и повсеместно.
CNews.ru: Итак, большая часть телекоммуникационных систем в российском бизнесе построена на основе оборудования иностранных поставщиков. Между тем, многие из этих поставщиков сегодня находятся на грани банкротства. Существует ли риск того, что российские клиенты, «завязанные» на их решения, понесут определенные убытки в связи с возможной необходимостью перехода к использованию оборудования других вендоров? Или эта проблема надумана?
Юрий Гронский: Мне кажется, что отчасти это надуманная проблема. Всегда банкротство любой компании (не только в телекоммуникационной сфере) сказывается на чьем-либо бизнесе. Эта проблема может стать реальной проблемой лишь в том случае, если банкротство компании или какие-то трудности в ее бизнесе проявились в тот момент, когда у компании есть еще не выполненные договорные обязательства. Эти ситуации фиксируются в договорах, а каждый интегратор разрабатывает механизмы защиты инвестиций своих заказчиков от рыночных проблем.
CNews.ru: Расскажите о нетривиальных проектах, которые были реализованы Sterling group в телекоммуникационной сфере.
Юрий Гронский: Если говорить о действительно нетрадиционной задаче, то стоит упомянуть проект для Global Star, который мы выполняли в 1999 году. Наша задача заключалась в создании распределенной транспортной сети, связывающей все наземные станции российского сегмента этой глобальной сети спутниковой связи: Павловский Посад, Новосибирск, Хабаровск и Москва.
CNews.ru: Если говорить, например, об ERP-системах, то как вы оцениваете позиции российских поставщиков?
Юрий Гронский: Если говорить о полномасштабной ERP-системе, то решения российских фирм, предлагаемые на рынке, еще далеки до требуемых для такого рода систем. Я ни в коем случае не хочу сказать, что они плохи по определению. Просто для создания полноценных программных комплексов, которые требуются сегодня для обслуживания сложных разветвленных многоуровневых бизнес-процессов современных предприятий, нужно много времени (в смысле человеко-часов) и денег. Вот если заказчику нужна автоматизация какого-либо участка работ, например, бухгалтерии или отдела кадров, то здесь российские поставщики могут быть весьма конкурентоспособны.
CNews.ru: Если говорить о внедрении ERP-систем в телекоммуникационных компаниях. Часто говорят о том, что причиной внедрения известной западной системы становится желание компании выйти на международные финансовые рынки, либо привлечь инвесторов. То есть реальные потребности заказчика такого решения по анализу ситуации, по планированию ресурсов, стоят на втором, третьем, если не десятом месте. Какова реальная мотивация связистов во внедрении ERP-систем сегодня?
Юрий Гронский: Этот вопрос можно разделить на две части. Если говорить о телекоммуникациях, то у молодых и «прытких» операторов, прежде всего сотовых, для внедрения ERP-систем есть масса причин. Во-первых, отчетность перед западным инвестором. Во-вторых, и это мне видится основной причиной это повышение прозрачности бизнеса для руководства самой компании. В-третьих, борьба за клиента. Эти компании достигли такого уровня развития, когда без прозрачности управления компанией, без четкой регламентации бизнес-процессов дальше жить невозможно. Так что мотивация к внедрению ERP cистемы в этом случае чисто технологическая.