Андрей Кондаков: динамику рынка хостинга нельзя назвать «взрывной», но 30-70% в год это тоже неплохо
На вопросы CNews.ru отвечает Андрей Кондаков, директор по развитию компании «Зенон Н.С.П.». В ходе интервью обсуждаются вопросы ситуации на рынке интернет-провайдинга, отдельное внимание уделяется сегменту хостинга. По мнению специалиста, перспективы этого бизнеса в России весьма благоприятны.
CNews.ru: Как бы вы определили уровень насыщения рынка интернет-доступа в России?
Андрей Кондаков: Смотря, что считать рынком (все грамотное население, пользователей ПК или «продвинутых» пользователей). Правильнее говорить об удовлетворенном спросе, потенциале и условиях роста спроса. Необходимо различать и сам «доступ»: коммутируемый, постоянный или широкополосный, это совершенно разные рынки. Да и ситуация с интернет-доступом в разных регионах страны совершенно разная. Например, в Москве и Санкт-Петербурге предложение по традиционным видам доступа в целом вполне удовлетворяет текущий спрос, но если брать рынок интернет-доступа в целом, то уровень насыщения его еще крайне низок.
Коммутируемый доступ (dial-up) самый массовый на сегодня вид доступа. Но нынешняя ситуация на рынке не слишком благоприятная. Операторы ТФОП предпочитают не присоединять сторонних провайдеров, а развивать на имеющейся у них емкости собственные ISP-проекты. Поэтому не происходит массового подъема той части рынка, которая требует большего дополнительного сервиса: этот сервис может обеспечить конкуренция сервисных компаний, а не битва телекоммуникационных гигантов. Как следствие прекратился взрывной рост этой услуги для массового пользователя ПК.
Тем не менее, например, нашим доступом dial-up продолжают пользоваться не только частные клиенты, но и многие маленькие офисы, скорости до 50 Кбит/с достаточно для их корпоративных нужд. В ряде случаев компания оплачивает доступ для сотрудников. Все большим спросом для корпоративных целей начинает пользоваться наша услуга VPDN. Так что качественный dial-up-доступ еще послужит пользователям.
Вторая по массовости корпоративная услуга постоянное подключение. Она пока довольно дорога, причем в основном за счет стоимости канала доступа. Дело здесь в первую очередь в «последней миле», и это вопрос к традиционным операторам, в руках которых «последняя миля» практически полностью сосредоточена. Чтобы услуга все же была востребована широкими слоями пользователей, мы стремимся к постоянному удешевлению другой составляющей цены стоимости трафика. Трафик нашей сети бесплатный, трафик российской сети стоит символические деньги, а международный трафик не только один из самых дешевых на рынке, но и тарифицируется максимально гибко, благодаря чему каждый клиент может найти свою «формулу экономии».
Если рассмотреть услуги широкополосного доступа, то здесь ситуация вообще иная: с одной стороны, очень дорогое предложение, с другой стороны, и спрос на широкополосный доступ не слишком высок. Интернет в бизнесе применяется еще далеко не так широко, как нам бы хотелось, а у массового частного пользователя пока не сформировались навыки использования возможностей этой услуги в повседневной жизни.
Еще один сегмент рынка так называемые домашние сети. Это очень интересный рынок, но законодательно абсолютно не отрегулированный. Если при строительстве и эксплуатации таких сетей соблюдать все правила, распространяемые на сети связи общего пользования, стоимость услуг для конечного пользователя окажется очень высокой. Ведь сегодня средний пользователь платит за интернет порядка $12-15 в месяц, более «увлеченный» около $25 (вместе с трафиком). Такова покупательная способность пользователей домашних сетей, и в такие рамки нужно уметь вписываться, если есть желание работать на этом рынке. Чтобы домашние сети стали хорошим вариантом домашнего доступа, необходимо создать упрощенные механизмы легального функционирования этих сетей.
CNews.ru: Насколько были точны прогнозы российских компаний рынка в вопросе планирования загрузки собственных каналов?
Андрей Кондаков: Прогнозы загрузки международных мощностей у большинства провайдеров, судя по всему, оказались несколько завышенными. По услуге Global Transit «Зенон Н.С.П.» работает с партнерами, которые имеют возможность предоставлять нам расширение связности с международными сетями по запросу, поэтому для нас вопрос «планирования» стоит не так остро. Ну а наши собственные маркетинговые прогнозы по росту международного трафика в целом оправдались.
Вообще же наличие или отсутствие у провайдера собственных международных каналов, которые нужно заблаговременно заказывать и тщательно планировать, на сегодняшний день практически потеряло смысл. Это связанно со стремительным ростом удельной доли внутрироссийского трафика, а также с тем, что несколько опорных провайдеров мирового уровня организовали свои точки присутствия в России. «Зенон Н.С.П.», наверное, одним из первых понял, насколько выгоднее и удобнее арендовать у международного опорного провайдера порт в Москве, нежели каналы за рубеж, и это всегда было нашей политикой. Давнее долгосрочное сотрудничество с крупнейшими международными операторами позволяет нам оперативно реагировать на любые потребности рынка.
Российские же потоки информации растут существенно быстрее, чем планировалось. Поэтому нам пришлось переходить на гигабитные скорости на нашей опорной сети несколько раньше, чем мы предполагали. Причем объемы российского трафика имеют устойчивую тенденцию и к дальнейшему росту. Мы это видим, наблюдая за увеличением количества клиентов виртуального хостинга, а также за тем, как активно развиваются информационные ресурсы, располагающиеся в нашем Центре хранения и обработки данных: увеличивается и количество физических серверов, используемых каждым из проектов, и объемы трафика, в первую очередь российского. Тенденция не может не радовать: размещение ресурсов в интернете является одним из приоритетных направлений развития нашей компании и одной из основ нашего бизнеса.
CNews.ru: Любой рынок в фазе зрелости переживает этап консолидации. Можно ли говорить о закреплении тенденции к объединению российских провайдеров в более крупные компании?
Андрей Кондаков: Нет. В России это не носит характер тенденции, а является всего лишь 3-4 покупками-слияниями за всю историю коммерческой деятельности, связанной с интернетом. Причем абсолютно во всех случаях это были просто покупки клиентских баз, а инфраструктура, технологии и менеджмент практически никого не интересовала. Это трудно назвать «консолидацией», скорее подходит слово «поглощение» более крупной компанией более мелкой. В этом случае «поглотителя» интересуют только клиентская база и «пиар» от самого факта поглощения. Даже слияние «ПТТ» и «МТУ-Intel», я бы скорее отнес к упорядочиванию «Системой-телеком» своих активов. Рыночное объединение абсолютно независимых компаний в более крупные без твердой руки общего хозяина маловероятно. Так что говорить стоит все-таки не о консолидации, а именно о покупке с последующим слиянием.
CNews.ru: Можно ли ожидать в ближайшее время выхода на российский рынок иностранных интернет-провайдеров? При каком объеме рынка Россия станет для них интересна?
Андрей Кондаков: Иностранные интернет-провайдеры, такие как Cable&Wireless, Sonera, Telia, уже достаточно давно присутствуют тем или иным образом на локальном рынке. Однако пока они ограничивались в основном предоставлением услуг своим глобальным клиентам и российским операторам, не затрагивая при этом локальный корпоративный и частный рынок. Деньги, потраченные этими операторами на создание локальной инфраструктуры, мизерны по сравнению с вложениями в других странах. И причины этого совершенно понятны рынок становится интересным при 15-18 % охвата, до этих процентов России еще очень далеко. Кроме того, вкладывать большие деньги в освоение и раскрутку рынка без хороших инвестиционных условий прежде всего речь идет о прозрачности законодательной базы и регулировании естественных монополий никто не будет.
CNews.ru: Как бы вы оценили динамику развития рынка хостинга в России? Существует мнение, что сегодня доходы в этом сегменте весьма незначительны.
Андрей Кондаков: Доходы незначительны при незначительном объеме предоставляемых услуг. Если же услуги предоставляются на массовой основе (у нас, например, почти 10000 клиентов), то доходы от хостинга сопоставимы с традиционным доступом и другими услугами связи. Дело в том, что хоситнг очень сложная в техническом и организационном плане услуга, я бы сказал, очень «тонкая», поэтому предоставлять ее в подобных масштабах может далеко не каждый оператор.
Кстати, обратите внимание, что при всем, казалось бы, богатстве выбора подавляющее большинство клиентов выбирает из 10-15 операторов хостинга, у которых и заметна некая динамика роста. Тут важно и наличие технической базы, и умение предложить «промышленное» решение, и простота оплаты услуги, в конце концов. Мы периодически сталкиваемся с миграцией наших клиентов к новым хостинг-провайдерам, которые только что появились на рынке и, набирая первоначальную клиентскую базу, предлагают демпинговые цены. И с такой же регулярностью мы сталкиваемся с массовым возвращением этих клиентов к нам: все-таки в виртуальном хостинге крайне важен вопрос соотношения цены и качества, и клиенты на собственном опыте убеждаются, что качественного хостинга за $1 в месяц просто не бывает.
Что касается динамики рынка, то ее, конечно, нельзя назвать взрывной, но 30-70% в год это тоже не плохо. А еще важнее потенциал этого рынка, который очень велик.
CNews.ru: Многие интернет-провайдеры в России свой будущий успех на розничном рынке напрямую увязывают с развитием своих портальных (контентных) интернет-проектов. Ваша компания неоднократно заявляла о том, что не будет поддерживать собственные интернет-ресурсы. С чем связана такая позиция?
Андрей Кондаков: Знаете, я ни разу не слышал о том, чтобы наличие собственных контентных проектов хоть как-то повлияло на развитие основного бизнеса интернет-провайдера. И, честно говоря, не предполагаю в обозримом будущем услышать об этом. Мы зарабатываем деньги с заданной рентабельностью, а не осваиваем их. И развитие собственных интернет-ресурсов, требующее весьма серьезных финансовых вложений, для нас не является приоритетным направлением. Каждый должен заниматься своим делом. Поэтому мы хотели бы сотрудничать с контент-ресурсами, а не отнимать у них хлеб.
CNews.ru: Может быть имеет смысл сотрудничать с контент-провайдерами по схеме ASP?
Андрей Кондаков: Да, это другое дело. Собственно, мы давно предоставляем контент-провайдерам возможность покупать у нас приложения в режиме ASP: например, многие большие ресурсы, расположенные в нашем дата-центре, используют услугу Content Distribution. Достаточно часто мы организуем аудио- и видеотрансляции для наших клиентов: как в регулярном режиме, так и в рамках спецпроектов. И наоборот мы предлагаем на основе ASP сервисы контент-провайдеров, к примеру проекта SpyLog. Вне зависимости от схемы, наиболее правильным и выгодным для всех будет разделение труда: контент-провайдеры предоставляют свои информационные ресурсы, а мы технологии, оборудование, сетевые ресурсы, эккаунтинг, мониторинг, информационную безопасность. Мы же ведем расчеты с потребителями.