|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Российская биллинговая конъюнктура: «большая восьмерка»
Ключевые игроки на российском рынке биллинговых решений образуют сегодня «большую восьмерку»: CBOSS, Amdocs, «Беркут», «Петер-Сервис», «Восточный Ветер», «Атлант-Информ», «STROM telecom» и «Comverse». Хотя отечественная отрасль связи все больше привлекает западных поставщиков оборотом и темпами роста, местные разработчики пока не боятся конкуренции. Обеспечивая аналогичную функциональность, они предлагают свои решения по значительно меньшим ценам, чем иностранцы.
Сегодня на российском рынке львиная доля внедрений биллинговых систем приходится на продукты восьми производителей: пяти отечественных и трех зарубежных. Самой большой клиентской базой обладает CBOSS (CBOSS, CBOSS-lite, CBOSS-rtb, CBOSS-prepaid, Абсолют, CBOSSip), на второе место вышла Amdocs с конвергентной системой Ensemble, на третьем — платформы IN@Voice и SPACE компании «Беркут». Четвёртое место занимают решения «Петер-Сервис» (Peter-Service BIS, Peter-Service BISrt), пятое делят биллинговые системы компании «Восточный Ветер» (EastWind Billing System, EastWind Prepaid Card System) и «Атлант-Информ» («Атлант — Сотовая Связь», «Атлант — Радиосвязь», «Атлант — Проводная Связь», «Атлант — ISP»). Замыкают восьмёрку иностранцы — STROM telecom (TelBill, TelCharge / FORIS) и Comverse (Comverse Prepaid Solution).
Рынок биллинговых систем в России (по числу внедрений)
Источник: CNews Analytics, 2006
По данным, полученным CNews Analytics от вендоров решений этого класса, срок развертывания биллинговой системы на 1 миллион абонентов варьируется от 1 до 5-6 месяцев в зависимости от сложности поставляемой системы, необходимости её дополнительной настройки и доработки под нужды заказчика, а также наличия требований по интеграции с автоматизированными системами других разработчиков. Средние затраты на внедрение составят от $1 до $20 в расчете на 1 абонента с учетом тех же факторов, которые влияют на сроки внедрения. Средние затраты оператора связи на поддержку информационной инфраструктуры, отвечающей за биллинг, по оценкам экспертов отрасли, не превышают 1% от годового оборота.
Кто есть кто в российском биллинге
«Ассоциация СиБОСС» (ЗАО «Центр Технического Сопровождения Программного Обеспечения» / «СофтПро») существует с 1996 года. По данным компании, общее число абонентов, обслуживаемых технологиями CBOSS, составляет 50 миллионов человек, ассортимент продуктов включает 60 наименований, а количество их установок составляет 1082. Крупными клиентами компании являются операторы сотовой связи «Мобильные ТелеСистемы», «СМАРТС», «СкайЛинк», операторы проводной связи и IP-телефонии «Межрегиональный Транзит Телеком», «Дальсвязь», «ПетерСтар», «Евросеть», «ЗебраТелеком».
«Amdocs» — израильская компания, существующая уже 22 года, её клиентами являются более 30 крупных операторов связи в разных странах мира. На российский рынок она вышла в 2001 году, подписав договор на внедрение своей биллинговой платформы в компании «ВымпелКом» («БиЛайн»). В 2004 году Amdocs выиграла закрытый тендер на поставку своей системы холдингу «Связьинвест». Внедрение биллинговых решений у одного из операторов мобильной «большой тройки», а также у крупнейшего оператора проводной связи позволило компании «одним махом» занять второе место на российском рынке биллинговых систем.
Компания «Беркут» основана в 1995 г. в Санкт-Петербурге, специализируется на разработке и поставке биллинговых и смежных решений для операторов мобильной и фиксированной связи. Число установок продуктов компании превысило 610, клиентов — 110. В номенклатуре поставляемых решений более десяти комплексных продуктов. Среди клиентов компании — операторы «МегаФон», «Tele2 Россия», «СМАРТС», «Индиго-Юнисел».
Компания «Петер-Сервис» была создана в 1992 году в Санкт-Петербурге и является первым в России разработчиком биллинговых систем. В ассортимент продуктов входит десять комплексных систем автоматизации функций операторов связи. Клиентами компании являются более 40 операторов в России, СНГ и Европе. В России решениями компании пользуются, в частности, «МегаФон», «Мобильные ТелеСистемы», «СкайЛинк», «Ростелеком», «Северо-Западный Телеком», «Петербург Транзит Телеком», «Петерстар».
Компания «Восточный Ветер» базируется в Екатеринбурге и существует с 1997 года. Более 20 клиентов, число установок продуктов России и странах СНГ превышает 180. Решения компании представлены четырьмя комплексными базовыми системами, обладающими высокой адаптивностью. Ими пользуются такие отечественные операторы, как «СМАРТС», «СкайЛинк», «Даль Телеком Интернэшнл», «ВолгаТелеком».
Компания «Атлант-Информ» была основана в 1992 году в Москве. Разработка автоматизированных систем расчетов является одним из двух основных направлений ее деятельности (второе — учетные системы). Решения «Атлант-Информ» используются операторами мобильной, радио и фиксированной связи. Среди них можно отметить «АМТ» (дочернее предприятие МГТС), ФГУП «ФТ-Центр», «Связьинформ», «Роснет».
STROM telecom — чешская компания, основана в 1993 году, входит в состав концерна «SITRONICS». Компания занимается разработкой и поставкой телекоммуникационных систем и программного обеспечения для операторов связи. Биллинговые решения компании используют 12 крупных телекоммуникационных компаний в 6 странах мира. В число российских клиентов входят МГТС, «Ленсвязь», «Сибирь телеком», «Комстар — Объединенные Телесистемы».
«Comverse» — американская компания (штат Массачусетс), дочерняя структура Comverse Technology Inc., созданной в 1984 году. Российское представительство открыто в Москве в феврале 2004 года. Решениями компании пользуется более 400 заказчиков в 125 странах мира. В России конвергентные биллинговые решения Comverse выбрали «МегаФон» и «Уралсвязьинформ».
В настоящее время российский сегмент биллинговых систем все больше привлекает внимание западных разработчиков. Активный рост рынка услуг мобильной и проводной связи, сопутствующих неголосовых услуг, рост сетей крупных операторов и продолжающаяся консолидация создают все предпосылки для наращивания или модернизации аппаратного и программного обеспечения работы операторов связи, в том числе биллинговых систем.
В то же время, отечественные поставщики BSS/OSS-систем вполне уверены в своих силах и не считают, что западные решения способны пошатнуть их позиции на растущем внутреннем рынке. Наоборот, российские решения все чаще появляются на международном рынке, преимущественно в регионе EMEA, успешно конкурируя с предложением западных поставщиков. Такая динамика обусловлена, во-первых, достаточно высоким качеством и широкой функциональностью биллинговых систем отечественного производства (некоторые из них вообще занимают передовые позиции в мире по применяемым технологиям), а, во-вторых, относительно невысокой стоимостью решений, по сравнению с продуктами и услугами «старожилов» мирового рынка.
Сергей Середа / CNews Analytics
|
|