|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
«Восьмерка» не сдается
Что изменилось для пользователей услуг дальней связи с нового года? Как ни странно, но для абсолютного большинства — практически ничего. По состоянию на 1 апреля 2006 года из всех двух десятков альтернативных операторов, получивших лицензии, к предоставлению услуг готов лишь один. Однако сложность манипуляций для переподключения с «восьмерки» и недостаточная осведомленность потребителей вряд ли добавят новому оператору в ближайшее время много клиентов.
Для того чтобы перейти на обслуживание к другому оператору (на сегодняшний день это только МТТ), а не оставаться на «балансе» «Ростелекома», абоненту нужно проявить инициативу и осуществить некоторое число манипуляций, которые являются довольно трудоемкими.
Так, для того чтобы заключить договор с МТТ на услуги дальней связи пользователям в тех регионах, где у оператора есть агенты (на сегодня МТТ имеет 44 агентских договора с зоновыми операторами связи), нужно обратиться непосредственно к ним. Последние должны предоставить абоненту все необходимые документы и помочь их оформить. В тех регионах, где у МТТ пока нет агентов, потребителям придется обратиться оператору напрямую — получить договор по почте, подписать и отправить обратно в МТТ. Также, для заключения договора, можно приехать непосредственно в офис МТТ или дождаться, пока МТТ заключит в этом регионе агентский договор с зоновым оператором связи.
Очевидно, что вряд ли найдется много пользователей, которые сразу озадачатся этой проблемой. Кроме того, бывшие электросвязи, как правило, берут плату за повторную смену оператора дальней связи — около 200 руб. Правда, делают это по-разному. МГТС, например, взимает плату, только если абонент выбирает себе оператора по системе pre-select (выбор оператора посредством заключения договора), а СЗТ и другие МРК «Связьинвеста» планируют взимать плату в том числе и в режиме hot-choice (выбор оператора путем набора альтернативного кода). Таким образом, поскольку все сети местной телефонной связи России настроены на соединение с «Ростелекомом», то «ленивый» абонент по-прежнему автоматически останется пользователем услуг национального оператора дальней связи.
Вывод очевиден: на первом этапе большинство абонентов и так останется за «Ростелекомом» и видимо, подобная ситуация продлится около года. В дальнейшем все будет зависеть исключительно от способности того или иного оператора дальней связи к освоению рыночных методов работы. Всем заинтересованным операторам придется очень активно информировать абонентов о своем существовании. Инерция населения достаточно сильна, и рассчитывать на большое количество абонентов в первый год работы новым операторам дальней связи было бы наивно.
«Да, новые операторы оказались в неравных условиях по сравнению с "Ростелекомом", но мы же не можем в одночасье изменить порядок, складывавшийся годами, — говорит глава департамента госполитики Мининформсвязи Виталий Слизень. — Зато все новые операторы находятся в равных условиях по сравнению друг с другом».
Альтернативный выбор
В августе 2005 года в России появился национальный оператор VoIP — Россвязьнадзор выдал «РТКомм.РУ» лицензию, позволяющую оказывать услуги голосовой связи по интернету (VoIP) на территории всей страны. До этого лицензионная зона «РТКомм.РУ» в партнерстве Synterra, в котором, кроме «РТКомм.РУ», участвуют «Комет», «Телеком-Центр» и, возможно, «Петерстар», охватывала лишь 17 российских регионов. Таким образом, в соответствии с изменением требований регулятора ранее использовавшаяся лицензия на телематические услуги дополнилась ранее не существовавшей отдельной лицензией на VoIP. Напомним, что до 2005 года услуги передачи речевой информации по сетям передачи данных оказывались на основании дополнения к лицензии на оказание телематических услуг. С 2005 года предоставление данных услуг регулируется отдельной лицензией, поэтому получение такой лицензии является логическим результатом выполнения указаний министерства. Однако, по мнению аналитиков, телефония исключительно внутри сети передачи данных — это очень небольшой рынок, и доход здесь могут получить интеграторы, строящие внутрикорпоративные решения, но не операторы связи. Доходы компании появляются только на выходе в телефонную сеть, что, однако, запрещено по новым правилам и что «РТКомм» обещает не делать. По-видимому, оператор будет работать с корпоративными клиентами, а для массового рынка остается Skype и его аналоги.
В то же время, среди представителей рынка сложилось мнение, что технические или организационные способы оказывать данные услуги без лицензии и одновременно без явного нарушения законодательства о связи существуют. Если есть спрос и есть перспективные технологии, пути обхода правил в трактовке министерства информатизации и связи найдутся. Другое дело, что инвестиционная привлекательность и маркетинговая активность IP-телефонии заметно снизится. Пока бонусы от лицензирования для конечного потребителя остаются загадкой, а дешевые предложения на рынке, скорее всего, исчезнут или уйдут в тень.
Шансы «Ростелекома»
По мнению директора департамента госполитики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи РФ Виталия Слизеня, при правильной маркетинговой политике «Ростелеком» от демонополизации рынка дальней связи как минимум не проиграет. Выбранный вариант горизонтальной демонополизации рынка приведет к серьезному увеличению валовой выручки компании, но финансовый результат при этом будет определяться действиями менеджмента.
С этим мнением согласен и Олег Шенкер, ведущий специалист отдела стратегий и развития бизнеса ИК "ФИНАМ". Он считает, что выручка «Ростелекома» от снижения цен в условиях эластичного спроса значительно вырастет. В то же время, у компании могут возникнуть проблемы в связи с деталями соглашения о разделе прибыли с региональными дочками «Связьинвеста». Если Связьинвест решит перераспределить значительную долю доходов «Ростелекома» в пользу МРК, то «Ростелеком» останется в проигрыше. Если же перераспределение будет привязано к рыночным ставкам, а не к трансфертному ценообразованию, оператор, напротив, выиграет. Ирина Ложкина, аналитик ИК «Проспект» полагает, что на первых порах «Ростелеком» будет только выигрывать, а далее все будет зависеть от эффективности управления бизнесом. Безусловно, часть рынка от оператора уйдет, но существуют возможности для компенсации возможного снижения доходов (тот же транзит трафика). А Елена Баженова, аналитик ИК "Атон" прогнозирует, что доходы «Ростелекома» начнут снижаться, начиная с 2006 года в среднем на 8% в год. Однако, по ее мнению, у компании есть несколько возможностей для компенсации потерь трафика, например, выход на рынок конечного потребителя, выход на рынок интернета и добавленных услуг, покупка альтернативных операторов в России и операторов в СНГ.
Непонятные тарифы
По прогнозам Федеральной службы по тарифам, за ближайшие три года тарифы на дальнюю связь снизятся на 29%, а на местную вырастут на 60%. Это объясняют нерентабельностью услуг местной связи и высокой доходностью дальней. В связи с этим можно ожидать отток абонентов от фиксированных телефонов в пользу мобильных. Способствовать переходу на сотовые телефоны могут и принятые поправки к закону "О связи", гарантирующие абонентам мобильной связи бесплатные входящие звонки.
Еще раз напомним, что прогнозируемые тарифы на дальнюю связь даны относительно существовавших до 1 января 2006 года тарифов «Ростелекома» («восьмерки»), которые в разы выше, чем у «карточных» провайдеров IP-телефонии. Новоиспеченный конкурент «Ростелекома» предлагает цены на междугородние звонки в рабочее время ниже на 25-62,5% (в зависимости от расстояния), тогда как в льготный период они даже выше, чем в "Ростелекоме" на 5-33%. При этом в "Ростелекоме" подчеркивают, что расценки национального оператора являются регулируемыми и проходят утверждение в Федеральной службе по тарифам, тогда как МТТ и прочие операторы дальней связи могут назначать любые расценки.
Тарифы на услуги автоматической междугородной телефонной связи «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и «Ростелеком» (РТ) для абонентов — физических лиц*, руб.
Расстояние |
рабочие дни с 8.00 до 20.00 |
рабочие дни с 20.00 до 8.00, в выходные и праздничные дни круглосуточно |
РТ |
МТТ |
РТ |
МТТ |
До 100 км |
2,50 |
2,00 |
1,50 |
2,00 |
От 101 до 600 км |
4,50 |
3,00 |
2,50 |
3,00 |
От 601 до 1200 км |
5,50 |
4,00 |
3,20 |
4,00 |
От 1201 до 3000 км |
6,50 |
4,00 |
3,80 |
4,00 |
От 3001 до 5000 км |
7,20 |
5,00 |
4,40 |
5,00 |
Свыше 5000 км |
7,20 |
5,00 |
4,40 |
5,00 |
* - для московских абонентов по состоянию на 1 апреля 2006 г.
Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2005
Как бы то ни было, а для абонентов процесс выбора оператора дальней связи может стать настоящей головоломкой. Им придется анализировать тарифы в зависимости от направления, времени суток и дня недели. А с появлением новых игроков на рынке дальней связи процесс выбора оператора будет только усложняться. Не следует забывать также, что у современного потребителя голосовых услуг существует альтернативный выбор: карточки IP-телефонии еще остаются в продаже, есть сотовая связь, Skype и теперь уже российские его аналоги.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|