|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Сотовая розница в «серых» тонах
Скандал с нелегальным ввозом в страну мобильников, разразившийся в августе 2005 года, затронул почти всех участников рынка. Официально обнародованные данные говорят о том, что до 90% трубок ввозились в страну контрабандно, в то время как сегодня этот показатель снизился до 50%. Однако с последней оценкой эксперты не согласны — по их данным доля «серых» поставок продолжает составлять до 80%.
Напомним, какая ситуация сложилась на российском рынке сотовых телефонов накануне нашумевшего скандала, когда были обнародованы официальные данные о незаконном ввозе в страну до 90% мобильников. Летом 2005 года обнаружилось, что все большее число россиян предпочитают дорогие модели и из-за неудовлетворенного спроса готовы даже покупать «серые» трубки, не предназначенные для продажи и использования в России. По оценкам Mobile Reseаrch Group (MRG) в июле на «серые» телефоны приходилось 8% розничных продаж, хотя еще в I квартале 2005 года их доля не превышала 2%. Аналитики напрямую связывали этот факт с ростом спроса на дорогие (от $300) модели, доля которых в «серых» поставках достигла астрономической цифры — 25-40%, в то время как еще годом ранее была на порядок меньше. Производители ситуацию с нелегальным ввозом не контролировали, так как самостоятельно ввозом не занимались. Зато «серые» поставщики часто находили за рубежом модели, которые идут местным сотовым операторам со значительной скидкой, и продавали их в России по «нормальным» ценам, получая сверхприбыли. Либо просто занижали стоимость товара, либо вовсе не платили таможенных пошлин. При этом таможня, как отмечали некоторые участники, стала работать медленнее, что обострило ситуацию с неудовлетворенным спросом.
16 августа 2005 года МВД задерживает партию контрабанды, на 90% состоящую из сотовых телефонов — 10 автофургонов с 300 т «радиоэлектронных средств» на сумму свыше $10 млн., предназначенную для восьми крупнейших сотовых дилеров России. Конфискованные аппараты декларировались либо как товар другой категории, либо по заниженной цене. Всего в ходе первой операции было задержано более 100 тыс. мобильных телефонов. Далее последовали обыски на складах нескольких крупных дилеров, которые отрицают как обыски, так и свою причастность к контрабанде, хотя и допускают, что «какая-то часть» телефонов прошла таможню с нарушением. По данным MRG в ходе этих обысков у дилеров было изъято еще 300-320 тыс. телефонов.
2 сентября было объявлено, что в обход таможни, «серыми» каналами в Россию поставляют до 90% мобильных телефонов. Это означает, что на незаконных поставках держалась практически вся отечественная мобильная розница. Очевидно, что такая ситуация явилась, прежде всего, следствием нежелания поставщиков платить за «растаможку» аппарата 23% от его задекларированной стоимости (5% — таможенная пошлина и 18% — НДС). «Белые» дилеры на «сером» рынке автоматически стали бы неконкурентоспособными. А «масло в огонь» подлил возросший, но неудовлетворенный спрос на новинки, которые просто не успевали попадать на российский рынок по официальным каналам.
Буквально через несколько дней после инцидента с задержанием контрабанды, как и ожидалось, в результате закрытия нелегальных каналов возник дефицит трубок. Соответственно, практически у всех ритейлеров цены выросли на 5-40%. Дело доходило до курьезов. Например, борясь с дефицитом трубок, сотрудники «Евросети» ходили по салонам конкурентов и скупали там телефоны мелкими партиями. Тогда предполагалось, что нехватка телефонов будет наблюдаться несколько месяцев, и кризис закончится к концу октября, когда дилеры наладят другие каналы поставок.
После крупной «атаки» силовиков на «серый» импорт дилеры запаниковали. Одни ожидали дальнейшего роста стоимости телефонов и связанного с ним уменьшения спроса на товар; другие — активизации «чемоданного рынка» (ввоз телефонов мелкими партиями) и рост «черного» импорта.
«Чемоданный» рынок непобедим?
Официальная статистика о том, сколько мобильников растаможено «белым» путем, а сколько ввезено в Россию нелегально, была до недавнего времени неизвестна. Истоки проблемы кроются в методике ФТС, которая не выделяет сотовые телефоны в отдельную позицию: они «размазаны» вместе с другим оборудованием в разделе «передающая аппаратура для радиотелефонной и радиотелеграфной связи, радиовещания и телевидения». По этой статье в 2004 году в Россию ввезено всего 2,8 млн. единиц такого оборудования на сумму $917 млн. Позже, по-видимому, таможенникам все-таки удалось «расшифровать» эту цифру — официально в 2004 году было растаможено 2,6-2,9 млн. мобильных телефонов на сумму $62,1 млн. Таким образом, средняя цена декларирования составила всего $23,8.
Аналитические агентства приводили совсем другие цифры. Так, по данным MRG, в 2004 году в стране официально было продано более 25 млн. мобильников (24,3 млн. «белых» телефонов и около 1,4 млн. «серых») на сумму около $3,7 млрд., а средняя цена трубки составила $146. Большинство сотовых дилеров в основном покупали товар у сторонних компаний, часто у «фирм-однодневок», которые вовсю использовали незаконные или не вполне законные схемы.
Попытки навести порядок с ввозом телефонов осложнились, начиная с 1 января 2004 года, когда был введен новый таможенный кодекс. Таможня лишилась многих полномочий, в том числе и ограничения мест декларирования и доставки товаров, не требующих особых условий хранения, что уменьшило возможности контроля. Однако во второй половине 2005 года, когда вопрос встал особенно остро, новые возможности были изысканы. В частности, ФТС удалось привлечь к сотрудничеству производителей и розничных сетей. В результате количество растаможенных в октябре 2005 года телефонов, оглашенное ФТС, практически совпало с реальным объемом трубок, ввезенных в Россию за этот период. В декабре, по оценке РАТЭК, доля белого импорта трубок достигла 80%.
В начале февраля 2006 года ФТС России объявила, что в 2005 году в страну было легально поставлено 15 млн мобильников — в шесть раз больше импорта 2004 г. При этом общая таможенная стоимость товара ($1,2 млрд) выросла в 20 раз, поскольку средняя декларационная цена одной трубки увеличилась с $30 до $100. В то же время, по оценкам экспертов, в прошлом году в России было продано более 30 млн трубок, и, таким образом, получается, что легально в страну попал лишь каждый второй телефон.
Примерно такие же цифры называют в "Евросети" — там считают, что сейчас в Россию легально ввозится 60% телефонов. Гораздо более пессимистично оценивают усилия таможни в MRG. По данным этого аналитического агентства «белый» импорт составляет всего около 20%. Эксперты и участники рынка мобильной розницы отмечают, что ФТС перекрыла только самые крупные каналы нелегального ввоза, в то время как «чемоданный» рынок по-прежнему процветает. Называются и каналы «серого» импорта — питерская и калининградская таможни, казахская, китайская и украинская границы. На Украине, по оценкам наблюдателей, сотовые телефоны стоят в рознице на 15% дешевле, чем в России, и многие российские компании закупают товар там.
Борьба мелких дилеров, осуществляющих в основном закупки у "чемоданных" контрабандистов, и крупных розничных сетей цифровой техники, ввозящих телефоны «по белому» складывалась в конце 2005 года в пользу первых. Так, в сентябре — ноябре 2005 г., по оценке «Связного», небольшим сетям удалось немного увеличить свою долю рынка. Внешнеторговые операции потребовали от крупных дилеров дополнительные расходы, что не могло отразиться на ценах. Каковы будут итоги противостояния игроков сотовой розницы в 2006 году — покажет время, но уже сейчас тренд на консолидацию рынка обозначился вполне отчетливо. По некоторым прогнозам, к концу 2006 г. количество крупных игроков на рынке может сократиться до пяти, и на них будет приходиться до 80-85% всех продаж. Остальные 15-20% рынка распределят между собой региональные сети, интернет-магазины, «дикие» точки, сети по продаже бытовой и компьютерной техники и т.п.
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|