|
|
IP TV: соломинка для спасения утопающихВ условиях падения ARPU сервис-провайдеры развитых стран вынуждены развивать новые услуги. По мере насыщения рынка широкополосного доступа операторы связи постепенно превращаются из поставщиков «трубы» для перекачки трафика в компьютеры пользователей в «настоящих» сервис-провайдеров. Развитие рынка высокоскоростного интернета происходит во всем мире по известному сценарию: быстрый рост числа подписчиков по мере падения стоимости широкополосных подключений неизбежно заканчивается насыщением рынка. Дальнейшее увеличение числа пользователей операторам дорогого стоит — под влиянием конкуренции они вынужденно продолжают снижать цены, однако слабый рост абонентской базы уже не обеспечивает им компенсации затрат. Более того, абоненты могут уйти к конкуренту, предлагающему более привлекательные условия. Примеры известны. Так, у американского провайдера EarthLink ARPU снизился за 2004 год на 16,4% — с $30,72 в 1 квартале 2004 года до $25,69 в 1 квартале 2005 года, а коэффициент оттока абонентов (churn) вырос с 2,1% до 2,5% за тот же период. Таким образом, на фоне снижения ARPU и лояльности абонентов сервис провайдеры просто вынуждены развивать новые услуги, которые призваны спасти их от вымирания. В последнее время все больше и больше надежд возлагают на видео-услуги, и немалая доля этих ожиданий связана с набором сервисов, которые можно объединить под общим названием Video over IP — видео поверх интернет-протокола. В эту категорию попадает телевидение в IP-сетях (IP TV), видео по запросу (Video on Demand, VoD) и видеоконференции (VC), хотя данная классификация, как и любая другая, весьма условна. Количество подписчиков на услуги IP TV в мире, млн. чел. Источник: Informa Telecoms & Media, 2005 Если верить аналитикам Informa Telecoms & Media, число подписчиков на услуги IP TV во всем мире в ближайшие 5 лет увеличится по сравнению с сегодняшним показателем на порядок. Ожидается, что к 2010 году оно достигнет 25,9 млн. Прогнозы Multimedia Research Group (MRG) еще более оптимистичны: рост с 3,7 млн. пользователей в 2005 году до 36,9 млн. в 2009 (среднегодовые темпы роста на уровне 78%). Число домохозяйств, пользующихся услугой "видео по запросу", млн.
Источник: Informa Telecoms & Media, 2005 Рынку услуг "видео по запросу" (VoD) в ближайшую пятилетку аналитики пророчат утроение. Так, по данным Informa Telecoms & Media доход операторов от услуг в 2010 году в мире достигнет $10,7 млрд. по сравнению с $3,2 млрд. в 2005 году. Число домохозяйств, подписанных на услуги VoD, достигнет к 2010 году 350 млн., и составит около 30% от общего числа домохозяйств, подключенных к TV. При этом совместная доля регионов Северная Америка и Европа составит 86% в общем доходе от услуг VoD; лидирующим регионом станет Северная Америка, на которую будет приходиться 44% этого сегмента. Выручка операторов от предоставления услуги "видео по запросу", млрд. долл. Источник: Informa Telecoms & Media, 2005 Реально работающих проектов IP TV в мире уже достаточно много: Fastweb в Италии, HomeChoice в Великобритании, MaLigne и Free во Франции, Telefonica в Испании, Chunghwa Telecom на Тайване, PCCW Ltd. в Гонконге, Softbank/Yahoo BB в Японии и т.д. Всего насчитывается более 14 компаний, на которых приходится более 100 тыс. подписчиков подобных услуг. Кроме того, многие провайдеры во всем мире вынашивают планы или уже запустили проекты IP TV. Среди них SBC, BellSouth и Verizon (США), China Telecom (услуга VoD, Китай), Atlas Interactive (Индия) и многие другие. К концу 2005 года, по оценкам Digital Tech Consulting (DTC), число подписчиков на услуги IP TV, развернутых только на базе DSL-доступа в интернет, достигло 3 млн. чел. Крупнейшие провайдеры услуг IP TV, 2005
Источник:CNews Analytics, 2005 В Европе телевидение на основе Пионеру Доход от операций FastWeb на итальянском рынке, Источник:FastWeb, 2005 Тем временем крупнейшему в мире провайдеру услуг IP TV — подразделению Media Limited гонконгской компании PCCW, которое предоставляет их под брендом Now Broadband TV (Now TV), удалось в конце ноября 2005 года преодолеть планку в полмиллиона подписчиков. Это весьма неплохой показатель, если учесть, что в начале года их количество равнялось 361 тыс. Компания, которая анонсировала услугу IP TV 2 года назад, планирует в 2006 году запустить канал CNN International, монопольное право на трансляцию которого имеет пока iCable. С учетом недавнего соглашения с компанией Galaxy Satellite Broadcasting число доступных Экономика проектов IP TV: расходы и доходы*
* - данные расчеты являются приближенными и соотвествуют наиболее оптимальному сценарию развития проектов По данным Media Metrix более 94 млн. американских пользователей, или 56% от общего По прогнозам Jupiter Research рынок онлайновой рекламы удвоится к 2010 году — с $9,3 млрд. в 2004 году до $18,9 млрд. Еще более оптимистичны прогнозы исследовательской фирмы eMarketer, которая ожидает, что расходы на онлайн-видео почти утроятся — с $225 млн. в 2005 году до $640 млн. в Сегодня устремились к IP TV и такие гранды рынка информационных технологий как Google, Yahoo, Apple, Cisco, Microsoft, а также телефонные компании Verizon Communications, AT&T и другие. Передача видео по сетям с помощью Согласно расчетам, проведенным компанией CTI, выход на окупаемость проектов IP TV возможен в течение 14-24 месяцев (в зависимости от числа пользователей), при условии, что ARPU не должен опускаться ниже $34,5. В качестве дополнительных услуг могут предлагаться «отложенный просмотр», удаленный видеомагнитофон (PVR), интернет-серфинг на телевизоре, видеошкола, интерактивные сервисы (голосования, чаты, чарты), электронная коммерция и пр. Виталий Солонин / CNews Analytics |