|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Победители и непобежденные
Кто же выиграл и кто проиграл в результате недавнего скандала на сотовом рынке России? В первую очередь, государство. Но и потребителям история с арестом контрафактной продукции оказалась скорее на руку. Анализ розничных цен крупнейшего российского ритейлера по состоянию на начало и конец года, проведенный CNews Analytics, выявил неожиданный факт — цены не только не выросли, но в большинстве случаев заметно снизились.
По итогам года можно констатировать, что в выигрыше от истории с нелегальным ввозом мобильников в Россию осталось в первую очередь государство — силовые структуры и ФТС. Таможенники, например, красиво отчитались о результатах проделанной работы, за что, вероятно, получили соответствующие «бонусы» (премии, продвижение по службе и пр.) от вышестоящих структур. Государство же пополнило свой бюджет. Трубки, как оказалось, в среднем стоят не $24 за штуку, а $135, а реальное количество ввозимой в Россию продукции в разы больше того, что декларировалось ранее. За три недели сентября 2005 года в бюджет было перечислено более 430 млн. рублей. Если в августе на таможенную территорию России было ввезено 1,8 млн. мобильников (930 тонн), то в октябре их было задекларировано 3,1 млн. шт. (1,5 тыс. тонн). Таможенная стоимость за сравниваемые периоды составила $436 млн. В результате усиления контроля за правильностью декларирования стоимости бытовой техники и мобильных телефонов и пресечению их незаконного импорта в октябре 2005 г. платежи в федеральный бюджет, взыскиваемые при импорте мобильных телефонов, выросли в 10 раз по сравнению с августом и составили $104,6 млн.
Розничные дистрибьюторские сети постепенно пришли в себя и, начиная самостоятельный ввоз телефонов, обещают больше не повышать цены. Для потребителя ценовой скачок в начале осени прошел относительно незаметно, а в октябре-ноябре цены уже практически не росли. Пик роста, по данным экспертов, пришелся на август-сентябрь — в среднем на 25%, затем цены были скорректированы на 3-4%.
Основные итоги скандала с нелегальными поставками мобильников в Россию
Кто выиграл или проиграл |
Основные итоги |
Государство |
Получило законные таможенные платежи в бюджет и надежду на то, что они будут поступать и впредь |
МВД, ФТС и другие органы исполнительной власти |
Рапортовали о красивых итогах борьбы с нелегальными поставками мобильников, получили «бонусы» от начальства |
Сотовые дилеры |
«Серые» поставщики частично прикрыли свои нелегальные каналы, «белые» попали в условия неравной конкуренции с «серыми». Продажи первых (которые не попали под карательные меры) значительно возросли, у вторых, возможно, незначительно уменьшились. |
Сотовые операторы |
Существенного влияния не замечено |
Конечные потребители |
Первоначальное повышение цен в среднем на 25-30%, затем — коррекция. Цены по многим моделям телефонов не только не возросли, но и значительно снизились по сравнению с ценами на начало 2005 года |
Рынок в целом |
«Серые» поставки не исчезли совсем, но значительно сократились; возможно дальнейшее укрупнение рынка |
Источник: CNews Analytics, 2005
Анализ розничных цен крупнейшего российского ритейлера — компании «Евросеть» по состоянию на начало и конец года, проведенный CNews Analytics, выявил неожиданный факт — они не только не выросли, но в большинстве случаев заметно снизились. Увеличение цен с начала марта 2005 года по конец декабря 2005 года на телефоны лидирующей пятерки производителей из исследованных 60 моделей зафиксировано только у шести (т.е. десятой части). При этом рост (за исключением одной модели, которая поднялась в цене на 14,6%) был чисто символическим — от 0,6% до 2,7%. С другой стороны, снижение цен, особенно ощутимое на дорогих моделях стоимостью от 10 тыс. рублей, было весьма основательным — как правило, десятки процентов.
Изменение розничных цен в салонах «Евросети» на сотовые телефоны крупнейших производителей* в 2005 году
Марка телефона\Дата |
Стоимость с 3.03.2005 |
Стоимость с 24.12.2005 |
Изменение (%) |
Motorola C 115 |
1369 |
1299 |
- 5,1% |
Motorola C 116 |
1469 |
1499 |
+ 2,0% |
Motorola C 380 |
2759 |
2749 |
- 0,4% |
Motorola C 650 |
3359 |
3449 |
+ 2,7% |
Motorola E 398 |
6999 |
5990 |
- 14,4% |
Motorola V171 |
3179 |
2699 |
- 15,1% |
Motorola V180 |
3319 |
3189 |
- 3,9% |
Motorola V600 |
6940 |
6299 |
- 9,2% |
Motorola V80 |
7829 |
5499 |
- 29,8% |
Nokia 1100 |
1929 |
1799 |
- 6,7% |
Nokia 2300 |
2310 |
2299 |
- 0,5% |
Nokia 2600 |
2789 |
2599 |
- 6,8% |
Nokia 2650 |
3849 |
3199 |
- 16,9% |
Nokia 5140 |
6979 |
5349 |
- 23,4% |
Nokia 6100 |
4379 |
4499 |
+ 2,7% |
Nokia 6230 |
9449 |
8999 |
- 4,8% |
Nokia 6260 |
10489 |
9399 |
- 10,4% |
Nokia 6610i |
5419 |
4799 |
- 11,4% |
Nokia 6630 |
14969 |
11699 |
- 21,8% |
Nokia 6670 |
9499 |
9379 |
- 1,3% |
Nokia 7260 |
7789 |
6989 |
- 10,3% |
Nokia 7270 |
12999 |
9699 |
- 25,4% |
Nokia 7280 |
14980 |
14769 |
- 1,4% |
Nokia 8910i |
18399 |
18379 |
- 0,1% |
Nokia 9500 |
21980 |
22999 |
+ 4,6% |
Samsung SGH C100/C110 |
3229 |
3699 |
+ 14,6% |
Samsung SGH C200/C200N |
3369 |
3139 |
- 6,8% |
Samsung SGH D500 |
16880 |
10799 |
- 36,0% |
Samsung SGH E300 |
6940 |
5499 |
- 20,8% |
Samsung SGH E330 |
7870 |
5489 |
- 30,3% |
Samsung SGH E600 |
7589 |
6599 |
-13,0% |
Samsung SGH E630 |
9899 |
7489 |
- 24,3% |
Samsung SGH E700 |
8689 |
7299 |
- 16,0% |
Samsung SGH E710 |
8989 |
7499 |
- 16,6% |
Samsung SGH E800/E820 |
10589 |
7999 |
- 24,5% |
Samsung SGH E850 |
11999 |
7999 |
- 33,3% |
Samsung SGH-P730 |
15850 |
12499 |
- 21,1% |
Samsung SGH-S500 |
5259 |
4949 |
- 5,9% |
Samsung SGH-X100 |
3509 |
3269 |
- 6,8% |
Samsung SGH-X120 |
4389 |
3949 |
- 10,0% |
Samsung SGH-X450 |
4569 |
3479 |
- 23,9% |
Samsung SGH-X460 |
5189 |
4389 |
- 15,4% |
Samsung SGH-X600 |
5579 |
4699 |
- 15,8% |
Samsung SGH-X610 |
6999 |
5789 |
- 17,3% |
Siemens A52/A55 |
1739 |
1699 |
- 2,3% |
Siemens A57 |
1889 |
1699 |
- 10,1% |
Siemens A60 |
2250 |
1799 |
- 20,0% |
Siemens A65 |
2669 |
2499 |
- 6,4% |
Siemens C 65 |
3879 |
3489 |
- 10,1% |
Siemens CF 62 |
3579 |
2850 |
- 20,4% |
Siemens CFX 65 |
5889 |
4489 |
- 23,8% |
Siemens CX 65 |
5089 |
4189 |
- 17,7% |
Siemens M65 |
5629 |
4489 |
- 20,3% |
Siemens S65 |
8529 |
5789 |
- 32,1% |
Siemens SK65 |
11799 |
6899 |
- 41,5% |
Siemens SL65 |
9179 |
6699 |
- 27,0% |
Siemens SL65 Escada |
28999 |
9990 |
- 65,6% |
Sony Ericsson T290i |
2485 |
2499 |
+ 0,6% |
Sony Ericsson K700i |
7940 |
7449 |
- 6,2% |
* — цены на телефоны приводятся без учета скидок при подключении к тарифным планам с абонентской платой выше 2 у.е.
Источники: CNews Analytics, данные «Евросеть», 2005
Однако далеко не все так благополучно на рынке. В фокусе пристального внимания ФТС оказались главным образом крупные московские ритейлеры, в то время как, например, более мелкие компании северо-западного региона продолжали ввозить трубки по «серым» схемам и зарабатывать сверхприбыли, что создавало ненормальную ценовую конкуренцию. По данным MRG, в сентябре-октябре у ряда компаний в Санкт-Петербурге был отмечен рост закупок в 3-4 раза. Расходы на доставку и растаможку у дистрибуторов в последние месяцы выросли в 2,5-3 раза и составили 25-36% от общих затрат. При этом, пока в Москве у дилеров были проблемы с таможней, поставки в Петербург шли по старым схемам, которые предполагали затраты 7-15% от стоимости трубки, благодаря чему некоторые питерские импортеры получили сверхприбыли. Впрочем, позже крупнейшие компании Петербурга объявили о том, что тоже готовы работать по «белому».
Для борьбы с недобросовестной конкуренцией крупнейшие сотовые дилеры договорились предоставлять в органы информацию о своих менее добросовестных коллегах — тех, кто по-прежнему ввозит телефоны «по-черному». Крупнейшие продавцы сотовых телефонов собираются создать канал обмена информацией с правоохранительными органами, которые призваны пресекать контрабандный ввоз товаров.
Кроме того, изменить ситуацию дилеры надеются с помощью производителей. «Связной», «Евросеть», «Беталинк», DIXIS, Divizion и несколько других компаний пишут совместное письмо производителям, в котором просят их регулярно предоставлять ФТС прайс-листы на продукцию и отгружать товар «только российским компаниям, с которыми заключены прямые дистрибьюторские договоры, и только на условиях DDU Russia или CIP Russia». В дальнейшем планируется изменить саму схему поставок мобильных телефонов в Россию. Если сейчас продавцы забирают товар со складов производителей, то в будущем последние станут доставлять его непосредственно на российскую таможню. Кроме того, обсуждается возможность создания единого склада хранения телефонов, расположенного в Москве, и дилеры будут получать их оттуда, а не со складов в Германии и Финляндии, как было до сих пор.
«Серый» рынок в регионах хотя и уменьшился с 90% на 10-30%, но все еще жив. В Москве процент «серости» остался на докризисном уровне, который оптимистично оценивается дилерами в 20%. Несмотря на активный процесс «обеления» рынка каналы «серого» ввоза не исчезли. MRG оценивает реальное соотношение телефонов, ввозимых легально и нелегально, как 50% на 50% (в 2004 году это соотношение составляло 10% на 90%).
Оборот крупнейших федеральных сетей сотовой связи, $ млн., I полугодие 2004-2005 гг.
Источники: CNews Analytics, данные компаний
В 2004 году в России было продано сотовых телефонов на $3,5-4 млрд., а в I полугодии 2005 года, по различным оценкам 15,1-16,8 млн. мобильников на сумму $2-2,6 млрд. Рост по сравнению с первым полугодием 2004 г. составил около 50% в штучном выражении и 43% — в денежном. За девять месяцев 2005 года по оценкам «Евросети» продано трубок на $4 млрд. — не меньше чем за весь 2004 год. Какими будут окончательные итоги «скандала на таможне» с точки зрения изменения объемов продаж прояснится после обнародования данных по результатам всего 2005 года. Но уже сейчас можно предположить, что продажи у крупных дилеров если и упали, то крайне незначительно — выросшие во время кризиса цены на мобильники скомпенсировали снижение оборотов в штучном выражении. Кроме того, не исключено и укрупнение рынка мобильной розницы — если планы крупнейших ритейлеров по обеспечению равных конкурентных условий для всех участников будут успешно реализованы, то на рынке останется не более десятка крупных компаний, которые скупят мелкие сети по бросовым ценам. Уж не гиганты ли сотовой розницы и затеяли бучу?
Виталий Солонин / CNews Analytics
|
|