|
|
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Дмитрий Тимерханов: В 2006-м году неизбежно сокращение инвестиций в инфраструктуру связи в России
На вопросы CNews отвечает Дмитрий Тимерханов, руководитель группы стратегического анализа по странам СНГ компании Alcatel.
CNews: Какие тенденции, по вашему мнению, характеризовали развитие российского телекоммуникационного рынка в 2005 г.?
Дмитрий Тимерханов: В целом 2005 г., безусловно, стал очередным успешным годом для российской отрасли связи. По предварительным данным Мининформсвязи, доходы от услуг электросвязи выросли на 32%, достигнув нового максимума в 670 млрд.руб., вновь существенно опережая общий экономический рост. Абсолютный прирост числа активных SIM-карт в сетях GSM также поставил новый рекорд (более 51 млн.) и превысил результат 2004 года на те же 32%. Тем не менее, относительные показатели фиксируют наступающее насыщение в этом сегменте рынка. При этом дополнительные услуги пока не стали новым «локомотивом развития»: их доля в общих доходах операторов мобильной связи выросла в прошлом году крайне незначительно.
В фиксированной связи на фоне сокращения инвестиций в традиционную телефонию сохранились экспоненциальные темпы развития в сегменте услуг широкополосного доступа, в первую очередь DSL — и теперь уже во многом благодаря усилиям дочерних компаний «Связьинвеста». Созданный ими задел во второй половине 2005 года должен обеспечить сохранение такой же динамики и в следующем году. В целом многообещающий рынок современных телекоммуникационных услуг привлек внимание многочисленных инвесторов, до недавних пор связью не интересовавшихся. Новые имена появились в сегментах кабельного телевидения, оптических сетей и беспроводного широкополосного доступа. И хотя количество подписчиков более продвинутых услуг на основе широкополосных каналов, нежели просто скоростной доступ в интернет, пока пренебрежимо мало, начавшееся накопление критической массы базовой инфраструктуры представляется ключевым шагом к переходу от количественного роста к качественному.
Повышенное внимание в прошлом году привлекала либерализация рынка дальней связи, однако первые ощутимые результаты деятельности новых игроков вряд ли стоит ожидать ранее, чем через год. Особенности российской географии ставят настолько масштабные технические и маркетинговые задачи при выходе в этот сегмент, что даже опытные операторы пока лишь «пробуют воду». В целом, говоря о регулировании, следует отметить нормализацию работы всех вовлеченных ведомств, ранее несколько нарушенной одновременным внедрением нового закона о связи и административной реформой.
В «не-операторском» сегменте малых и средних предприятий рост спроса на услуги и инфраструктуру связи достаточно стабильный и традиционно соответствует общеэкономическому тренду. Внимание же крупных компаний все более привлекают возможности виртуальных частных сетей.
CNews: Как изменилась, по вашим наблюдениям, структура спроса на телекоммуникационное оборудование? В частности, не уменьшился ли объем заказов со стороны отечественных сотовых операторов, ведь в основном их сети на территории России уже построены?
Дмитрий Тимерханов: Серьезное снижение цен на оборудование, появление на российском рынке принципиально новых решений и искусственное увеличение абонентских баз операторов за счет «одноразовых» и малоговорящих абонентов в совокупности не смогли нивелировать потребности в расширении инфраструктуры для обеспечения упомянутого ранее рекордного прироста числа активных SIM-карт. В силу абсолютного доминирования сетей стандарта GSM, обслуживающих более 99% всех абонентов, инвестиции операторов сетей других стандартов существенного влияния на общую картину не оказывают. Поэтому, по нашим оценкам, затраты сотовых операторов на оборудование связи, сетевые приложения и сопутствующие услуги также поставили очередной рекорд, достигнув отметки в 2 млрд. евро (не включая кабельную инфраструктуру) — хотя прирост по этому показателю к прошлому году составил менее 10%.
Говоря о будущем — и в свете текущей стадии развития рынка, и в свете последних прогнозов крупнейших операторов — в 2006 году неизбежно сокращение инвестиций в инфраструктуру связи в России, причем падение в самом массивном, мобильном, сегменте однозначно «потянет» вниз и весь рынок в целом, в этом году достигший максимума в 3 млрд. евро.
Тем не менее, в настоящее время Россию уже невозможно рассматривать в обособленном контексте. На данный момент три из четырех серьезных игроков, реализующих четкую стратегию по масштабной экспансии в странах СНГ, имеют российское происхождение — это АФК «Система», «Вымпелком» и «Голден Телеком» (два последних — при деятельном участии своего общего акционера «Альфа-Групп»; четвертый игрок — скандинавская TeliaSonera). Поэтому ведущие поставщики уже сейчас работают с московским центром принятия решений и для соответствующих консолидированных бюджетов. Несмотря на новые российские максимумы, доля остальных стран СНГ в суммарном объеме продаж инфраструктуры связи выросла на конец 2005 года до 34% с 28% годом ранее, так что с учетом сохраняющегося потенциала роста за пределами России общая картина получается более оптимистичной.
CNews: Каковы ваши прогнозы относительно основных тенденций на рынке инфраструктуры связи в России в 2006 году? Какие сегменты, по вашим ожиданиям, будут самыми быстрорастущими?
Дмитрий Тимерханов: В первую очередь в прошлом году были созданы все условия для опережающего спроса на решения, основанные на концепции NGN — причем для сетей и мобильной, и фиксированной связи. В первом случае, как показал успешный опыт, новая архитектура дает существенное повышение операционной эффективности существующих сетей — и одновременно возможность плавного перехода к сетям 3 поколения. Во втором, для операторов местной связи, — широкие возможности по оптимизации существующей структуры сетей и маршрутов передачи трафика. Наконец, особую актуальность подобные решения приобретают для географически распределенных систем в свете либерализации рынка дальней связи, хотя принятые в прошлом году нормативные акты не способствуют реализации в полной мере преимуществ технологии NGN для тех обладателей лицензий, которые не могут рассчитывать на существенные объемы транзитного трафика.
Та же либерализация, в совокупности с растущей сложностью сетей крупнейших операторов и усиливающейся конкуренцией, определяет и рост спроса на современные сетевые приложения — как для гибкого внедрения новых услуг, так и для повышения управляемости сетей. При этом операторы фиксированной связи в первую очередь решают задачи по реализации новых правил оказания услуг связи (выбор оператора, «черные» и «белые» списки, переносимость номера и т.п.), после чего появятся все предпосылки для широкого внедрения и продвинутых дополнительных услуг. В мобильном же сегменте, по мере насыщения спроса, все большее внимание уделяется конвергентным фиксированным/мобильным услугам (в частности, посредством перехода к IMS).
Как уже говорилось, есть все предпосылки и для повышенного спроса на системы широкополосного доступа, причем как проводного (DSL, HFC, FTTx/Ethernet), так и беспроводного, а также на соответствующие системы управления контентом. В «не-операторском» сегменте вполне возможно влияние широко анонсированной программы национальных проектов. Так, уже в 2005 году отмечены несколько телекоммуникационных проектов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры. Свой вклад может внести и обращение к вопросам связи со стороны создающейся на базе «Газпрома» государственной мегакорпорации.
CNews: В чем вы видите принципиальные отличия рынков инфраструктуры связи России и СНГ от американского и западноевропейского секторов?
Дмитрий Тимерханов: Различия на рынках инфраструктуры обусловлены различиями в состоянии самих отраслей связи. Принципиальными в долгосрочном срезе, на мой взгляд, являются два фактора. Во-первых, это географические параметры, тесно связанные с распределением населения страны — что, в свою очередь, определяет и возможные оптимальные способы предоставления тех или иных услуг. Во-вторых, исходный уровень развития сравниваемых сетей связи — что, например, определило «пропуск» в России такого значимого этапа фиксированной связи в развитых странах как ISDN.
Как ни странно это звучит, по моему мнению, часто муссируемые в негативном для нашей страны контексте различия в уровне доходов и степени регулирования рынка между той же Западной Европой и Россией не столь критичны. Так, в условиях быстрого снижения цен на оборудование и стремительного технологического развития решение, ещё несколько лет назад востребованное лишь наиболее состоятельными абонентами западных операторов, сегодня становится вполне доступным широкому кругу российских пользователей. А приход на излишне либерализованный рынок экономически необоснованного числа новых игроков в итоге закончился коллапсом отрасли и многочисленными банкротствами.
Тем не менее, говоря о различиях в инфраструктуре, следует отметить вряд ли выполнимое на данном этапе в России условие по разделению функций оператора связи и владельца кабельной инфраструктуры, реализованное в западных странах. Далее, рынки развитых стран раньше вошли в стадию насыщения традиционными услугами мобильной связи, и поэтому, например, объем продаж оборудования для сетей фиксированной связи в Германии в прошлом году превысил тот же показатель мобильных решений. В свою очередь в России достаточно широко развертывается поддержка в мобильных сетях передачи данных с использованием технологии GPRS/EDGE, в то время как многие западные операторы, не совсем удачно вложившись в лицензии третьего поколения, были вынуждены пропустить этот этап. При этом российские операторы получили возможность плавного перехода к сетям третьего поколения, используя проверенные эволюционные решения с максимальным использованием уже существующей инфраструктуры.
CNews: Почти все иностранные вендоры, в том числе и Alcatel, предельно скупы на цифры, касающиеся объемов продаж их оборудования на территории России. В лучшем случае озвучиваются лишь относительные показатели — темпы роста по отношению к предыдущим периодам. С чем связана подобная закрытость поставщиков с мировым именем?
Дмитрий Тимерханов: Если взглянуть на любую другую отрасль — равно как и на другую страну, то станет очевидным, что ничего уникального в данной ситуации нет. Немного упрощая картину, можно сказать, что международные стандарты бухучета требуют детального раскрытия такой информации только по тем географическим сегментам, доля которых в общем объеме продаж компании превышает 10% (на самом деле набор требований шире, однако все они так или иначе привязаны к доле по определенному параметру в глобальном контексте). Для всех основных поставщиков телекоммуникационной инфраструктуры соответствующая доля российского рынка не достигает и 5%, а излишняя откровенность, как правило, не свойственна любому бизнес-сообществу. Более того, публикация некоторыми поставщиками «российского процента» в глобальном обороте скорее лишь запутывает ситуацию — так как в этом случае только ошибка округления может превышать 100 млн.евро.
CNews: В 2005 году Alcatel анонсировала проект по построению укрупненных контакт-центров для МТС в десяти городах-«миллионниках». Как бы вы охарактеризовали предварительные итоги его продвижения?
Дмитрий Тимерханов: Сейчас, по окончании внедрения и на основании первых результатов эксплуатации, уже можно с уверенностью сказать о достижении впечатляющих результатов по улучшению качества обслуживания абонентов в очень короткие сроки и, что особенно важно — в работающей сети без перерыва в обслуживании. Хотя в данном случае более уместным — и ценным — было бы обращение к мнению заказчика.
CNews: Как реализуется проект по открытию в Санкт-Петербурге центра разработки корпоративного прикладного ПО? Его предполагалось завершить уже в 2005 году…
Дмитрий Тимерханов: В отделении исследовательского центра в Санкт-Петербурге, занимающемся решениями для корпоративных сетей, на данный момент работает более 50 инженеров. Отделение целиком интегрировано в глобальную структуру компании и имеет полный производственный цикл, от разработки до контроля качества. В его задачи входит как усовершенствование и адаптация существующих продуктов, так и создание принципиально новых решений, предназначенных и для российского, и для глобального рынков. Напомню, что помимо данного отделения, в составе центра также работают направления сетей нового поколения и комплексных интерактивных мультимедийных решений.
CNews: Как развивается сотрудничество Alcatel с партнерами в странах СНГ? Планируется ли в 2006 году увеличивать их число или компания будет оптимизировать работу с уже существующими?
Дмитрий Тимерханов: После глобальной реорганизации направления решений для корпоративных сетей, проведенной несколько лет назад, Alcatel начал выстраивать новую систему отношений с партнерами в том числе и в странах СНГ. На данный момент в основном завершено формирование партнерской сети первого уровня — в России это компании «Авикон», CompTek, Landata, а также системные интеграторы «Датател» и екатеринбургский «Интерсист» (работает в Сибирском и Уральском регионе). Положительные результаты очевидны: объем продаж оборудования для корпоративных сетей (в первую очередь это УАТС, контактные центры и оборудование передачи данных) утраивался ежегодно в течение двух последних лет, что свидетельствует о правильности выбранной стратегии.
CNews: Спасибо.
|
|